Как я продал свой бизнес в Германию (и замучался получать деньги)

История создания продажи онлайн-сервиса hesus.ru от его основателя Константина Полякова

Привет! Меня зовут Константин. В 2014 году вместе мы с партнером основали hesus.ru. Hesus — это виджет для записи для бронирования билетов и онлайн-записи. Им пользуются фотостудии, рестораны, мастера маникюра, репетиторы. Сервис зарабатывал на подписке и брал 1% от всех транзакций, которые проходили через него.

В 2017 году году мы продали Hesus немецкому предпринимателю. Расскажу, как выглядит процесс продажи небольшого сервиса. Оговорюсь сразу: мой бизнес был небольшим и продан за относительно небольшие деньги — но зато нам удалось обойтись без регистраций на Кипре и других сложностей.

Почему продал

Hesus был нашим сайд-проектом, который приносил немного денег и требовал внимания. Однако кроме него у меня есть другой бизнес, интернет-магазин русскаядымка.рф, он приносит основной доход. Я понял, что если продолжу развивать виджет для бронирования, то это отнимет ресурсы от основного дела.

Бросить Hesus также было жалко: сервисом пользуются много постоянных клиентов, которые платят деньги. Если не развивать его дальше, то проект загнется сам, а клиенты перейдут к конкурентам.

Поэтому я решил найти для Hesus нового владельца.

Как искал покупателя

Сперва я вообще не представлял, где найти покупателя для небольшого проекта. Виджет для онлайн-бронирования — это не фастфуд и не антикафе. Новый владелец должен разбираться в веб-сервисах, знать как развивать проект дальше. Кроме того, было сложно оценить Hesus. Мой актив — это домен, сайт с контентом, код, база клиентов, договора с текущими пользователями. Хотелось оценить все это комплексно, как небольшой бизнес.

Я обратился к брокерскую компанию и там мне предложили прощупать интерес европейских инвесторов. Они запустили несколько рекламных кампаний в фейсбуке, благодаря которым о проекте узнал русскоязычный предприниматель из Берлина. Предприниматель владеет медицинским бизнесом — Hesus нужен был ему для онлайн-записи пациентов и автоматизации их учета. Кроме того, он собирался развивать Hesus дальше, сохранить текущих клиентов и получить новых.

Как оформляли сделку

Сделка по продаже бизнеса выглядела так:

  • Заключили предварительный договор. Покупатель внес аванс.
  • Покупатель проверил базовые показатели сервиса.
  • Заключили основной договор, в котором передали права. Я получил на счет оставшуюся сумму.

Как получил деньги Предварительный договор. Это довольно простой договор. В нём покупатель обещал приобрести мой сервис, если я подтвержу финансовые показатели бизнеса в 2017 году. Покупатель передавал 10% от суммы сделки в виде аванса — они хранились у гаранта сделки, «IT Бизнес Брокер». Чтобы получить аванс в евро, брокер быстро открыл валютный счет в «Тинькофф-банке», справку о валютной операции банк предоставил онлайн.

Проверка бизнеса. Я предоставил покупателю удаленный доступ к банковскому счету Hesus, передал выписку со счетов компании. С этим проблем не возникло.

Договор. Мы подписали договор удаленно, даже не пришлось видеться с покупателем. Занятно, что я никогда не видел покупателя (только по скайпу). В договоре отдельно прописали передачу прав и неконкурентность. Я обязался не использовать код сервиса после продажи и не создавать аналогичных продуктов.

После оставалось получить основную часть денег за бизнес, и с этим возникли сложности.

Как получил деньги

Так как покупатель не был знаком ни со мной, ни с брокером, он решил подстраховаться и использовать независимый эскроу-сервис.

Сначала выбрали американский сервис escrow.com. Я завел аккаунт и счет, на который должна была поступить стоимость сервиса. Покупатель также завел аккаунт и перевел в escrow.com всю сумму. Однако сразу после этого сервис заблокировал мой аккаунт «по коммерческим соображениям». В поддержке помочь не смогли. Предполагаю, блокировка связана с тем, что аккаунт создан из России. Покупателю пришлось выводить свои деньги обратно, это заняло две недели.

После я завел аккаунт на другом сервисе, escrow.payoneer.com — он популярен у российских фрилансеров. Чтобы получить деньги в евро, я также открыл валютный счет в «Тинькофф». На всякий случай попросил продавца отправить в банк поясняющее письмо, почему деньги перечисляются не со счета, указанного в договоре, а с эскроу-счета.

Я благополучно получил деньги на счет в payoneer.com, однако вывести их на свой счет оказалось непросто. Дело в том, что escrow.payoneer.com слабо связан с payoneer.com, и не имел отлаженной процедуры перевода денег на российские счета — деньги переводили практически вручную, специально для меня. Впрочем, все закончилось благополучно, и через две недели я получил всю сумму.

В целом я доволен процессом продажи. Если бы не мутная история с эскроу-сервисами, то все прошло было бы совсем замечательно.

88
7 комментариев

без суммы сделки вся эта абстрактная информация мало интересна

5
Ответить
Комментарий удалён модератором

Эскроу нужен для безопасности покупателя. Пока продавец не предоставит документов, подтверждающих факт передачи прав собственности, он не может диспонировать средствами

1
Ответить

О, и вы ощутили себя человеком третьего сорта, знакомо.

1
Ответить

Вот тут готов поспорить, это стандартные банковские процедуры, которые применимы и используются с любыми контрагентами в не зависимости от страны происхождения, расы и вероисповедания. Они просто защищают покупателя в процессе сделки

Ответить

Какая захватывающая и интересная история.

Ответить