А цветочки помогут? Как сохранить офис и превратить его в «место силы»

«Выживут только коворкинги». «Этих в офис больше не заманишь». «Мы вообще думаем отказаться от аренды». «Пандемия кончится и все вернутся в кабинеты, как и раньше»: новая волна СoVid-19 вызвала новую волну разговоров, какими должны быть рабочие места, для кого их нужно сохранять и имеет ли вообще смысл такое сохранение.

Фикус пытается разобраться, что происходит с современными офисными пространствами в России.

Если все вернутся в офисы, то зачем их менять?

Авторы проекта: ABD architects. Автор фото: А. Петраков
Авторы проекта: ABD architects. Автор фото: А. Петраков

Начнем с исследований. Одно из последних, проведенное техническим университетом Делфта, предполагает, что даже не смотря на пандемию, компании не смогут обеспечить стабильную 100% удаленную работу. Предпосылки для сохранения роли офиса в бизнесе сохраняются, спрос на аренду помещений не падает, а в случае с «гибкими пространствами» даже растет. Вопрос возвращения в привычное пространство с удаленки — это вопрос времени и решения конкретного руководителя. Cкорее всего, будущее после covid будет определяться компаниями, которые ищут правильный баланс удаленной работы для продвижения своих организационных приоритетов.

Но зачем менять офисные пространства для тех сотрудников, которые в них вернутся, и вкладывать деньги в то, что не приносит явного дохода — в стены, освещение, новую мебель или цветы? Для этого есть несколько причин.

Автор проекта: Алексей Петров Автор фото: А.Корделяну
Автор проекта: Алексей Петров Автор фото: А.Корделяну

Во-первых, изменились люди. У молодых специалистов высокий запрос на комфорт и грамотный баланс между работой и жизнью. Речь идет о так называемых зуммерах или поколении Z, которое по данным Adobe к 2025 году будет составлять 27% процентов рабочей силы, и, хотим мы этого или нет, но уже становится доминирующей группой потребителей и движущей силой культуры. Невзгоды, с которыми сталкивались зуммеры (спад экономики, финансовые трудности родителей) создали прагматичное и независимое поколение, которое готово построить лучшее будущее не только для себя, но и для работников старшего возраста, а также для тех, кто придет после них. Если компании хотят оставаться востребованными и конкурентоспособными, им придется искать подход к этому поколению и уделять особое внимание психическому здоровью сотрудников, наставничеству, комфорту, а также быть гибкими.

Во-вторых, мы начинаем мыслить офис не как набор кабинетов, а как единое пространство, в котором рождаются новые идеи и продукты.

В-третьих, да, конкретные столы и кресла, а также горшок фикуса не зарабатывают деньги, но их зарабатывает сотрудник, который сидит за этим столом на этом кресле и иногда поливает фикус. Физическое и ментальное благополучие сотрудников, эмоции, которые они испытывают на рабочем месте, напрямую связаны с прибылью компании. На продуктивность, производительность, организацию труда и, соответственно, доходы бизнеса, негативно влияют страхи людей. И преодоление пандемии — это не только вакцинация сотрудников, дезинфекция рабочих мест и решение отправить всех «на удаленку». Это еще и борьба со страхами, забота о работниках, построение корпоративной культуры на принципах уважения и доверия, создание связей с общим делом разными способами, в том числе и через эмоциональную привязку к рабочему месту.

Смысл вкладываться в улучшение рабочих мест и офисного пространства есть только в том случае, если компания собирается работать долгие годы, оставаясь при этом актуальной и развивающейся.

При чем здесь цветочки? Как озеленение помогает менять офисные пространства

Авторы проекта: OFFCON Architectural Bureau  Автор фото: Илья Иванов
Авторы проекта: OFFCON Architectural Bureau  Автор фото: Илья Иванов

Изменение офисных пространств активно происходит при применении методов осознанного озеленения. Мы уже говорили, как растения влияют на счастье сотрудников, как улучшают качество жизни в пространствах, и даже делились успешными кейсами. Но не перестаем повторять, что для грамотного и качественного результата необходимо понимание того, ради чего вам, собственно, нужны километры живых лиан, десятки деревьев и квадратные стены мшистых стен. В растениях скрыт огромный потенциал, который позволяют проявить и современные технологии вроде искусственного интеллекта (например, он способен просчитать степень влияния озеленения на счастье людей) и знания из области социологии, психологии, архитектуры, антропологии и урбанистики. Растения могут дать вашим сотрудникам чувство дома и безопасности, могут понизить утомляемость людей и поглотить лишний шум, могут заставить всех вокруг двигаться больше и с удовольствием. А могут просто засохнуть и не принести никакой пользы — но, надеемся, это не наш с вами случай.

П — значит подвижность: как помочь сотрудникам двигаться больше?

Авторы проекта: OFFCON Architectural Bureau Автор фото: Илья Иванов
Авторы проекта: OFFCON Architectural Bureau Автор фото: Илья Иванов

За время самоизоляции мы все поняли, что нуждаемся не только в безопасных и комфортных местах для работы, сотрудничества и отдыха, но и в совсем простых вещах, о которых раньше практически не задумывались: простой физической активности (многие помнят, как в «первую волну» нашагивали 10 000 шагов по собственным квартирам?), возможности совершить (пусть и короткую) прогулку, проведения времени на природе. Что скрывать, карантин показал, что люди хотят использовать природный ресурс мест, в которых живут и работают.

Проблему физической нагрузки сотрудников не обязательно решать корпоративными абонементами в спортивный зал или перерывами на активности в течение рабочего дня: достаточно создать условия, при которых сотрудник будет более подвижным. Для этого нужно продумать трафик: понять, какие зоны в офисе являются самыми активными, какие — мало популярными, какие не используются совсем. Исходя из этого уже можно думать, как адаптировать непопулярные места и сделать так, чтобы сотрудникам было интересно вставать из-за своего стола и ходить по офису пешком. Повысить физическую активность можно за счет правильного расположения переговорных комнат, лестниц и лифтов.

Авторы проекта: OFFCON Architectural Bureau Авторы фото: А.Корделяну/А.Петраков
Авторы проекта: OFFCON Architectural Bureau Авторы фото: А.Корделяну/А.Петраков

Вот один из примеров: в офисах компании Дикси есть и лифт, и лестница. Обычно в многоэтажных офисах сотрудники предпочитают пользоваться лифтом. На этом можно было бы и остановиться, но руководители компании пошли дальше — лестницы и главный офисный холл они превратили в тропический сад. Главные растения здесь — лианы. Они словно оплетают пространство, но при этом не мешают естественному освещению. Это создало здоровую среду и помогло людям больше двигаться в течение дня: лестницы в саду оказались привлекательнее лифта.
Другой пример — штаб-квартира компании Joom, которая представляет собой огромный офисный парк. Большинство сотрудников передвигаются по нему на скейтах и самокатах, часть — ходит пешком. Только одно уточнение: все эти маршруты проходят в тени деревьев. Люди в офисе получают и необходимую физическую нагрузку, и не теряют контакта с природой.

Вот просто еще одна фотография от Joom — сотрудники компании гуляют по офисному саду, пьют кофе и едят мороженое. Нам кажется, что это прекрасная альтернатива столовой (если последняя надоела и хочется сменить обстановку). Кстати, узнать как и зачем Joom превратил свою штаб-квартиру в офисный парк, вы можете здесь.

Авторы проекта: OFFCON Architectural Bureau Фотография из<a href="https://vc.ru/joom/303094-kak-ustroen-novyy-moskovskiy-ofis-joom-group" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> публикации Joom</a>
Авторы проекта: OFFCON Architectural Bureau Фотография из публикации Joom

Что касается непопулярных пространств, которые толком не используются и от которых нельзя отказаться: самым простым способом их «включения» может оказаться перепрофилирование в игровую зону со столом для пинг-понга. В таких случаях тоже не стоит забывать об озеленении, как минимум для улучшения качества воздуха.

А если люди много двигаются, потому что не могут найти себе места?

Вот это довольно интересный факт. Медицинское издание Occupational & Environmental Medicine опубликовало исследование, которое предполагает, что высокая физическая активность сотрудников офисов открытого типа объясняется поисками возможности уединиться для звонка по телефону, разговора с коллегой или просто для того, чтобы побыть наедине с собой и своими мыслями. Давайте попробуем разобраться. С одной стороны, пандемия показала нам всю важность настоящего человеческого общения, не опосредованного зумом или телефонными звонками. С другой — многие из тех, кто работали удаленно, жаловались на невозможность уединения в собственной квартире. С третьей — те, у кого был опыт комфортной работы из дома, отмечают, что не могут сосредоточиться в офисе как раз из-за большого количества людей.

Физическая активность — это прекрасно, но только когда она не сопряжена со стрессом. Не существует универсальной модели идеального офиса, но очевидно, что современное пространство может сочетать в себе зоны для экстравертов и интровертов. Вот такие гнёзда в офисе JOOM, спрятанные в разных уголках парка, кажутся идеальными местами для уединения. А в ОТП-Банк пространство зонируют не пластиковые перегородки, а живые зеленые изгороди.

Авторы проекта: ABD architects. Автор фото: А. Петраков
Авторы проекта: ABD architects. Автор фото: А. Петраков

Вы дочитали до конца? Поздравляем! А что думаете вы – вернулись бы в офис и если, то какую бы роль в вашем возвращении сыграло озеленение и комфортные условия?

3838
41 комментарий

Стоит дать сотруднику свободу приходить на работу когда ему удобно и уходить по своим делам в любое время (в рамках разумного, то есть когда человек понимает, что может отлучиться без ущерба своим текущим задачам) и даже без всех этих кустиков и прочих плюшек люди почувствуют себя как в раю. Проблема с офисами обычно лишь в том, что мало кто может позволить себе жить в пределах приятной пешей или велосипедной прогулки от офиса, люди вынуждены ехать в них в час пик, стоять в пробках/давиться в метро, у них выпадает из жизни куча времени, при этом жесткий график с приходами в 9 или 10 утра и штрафами за опоздания даже на 10-15 минут далеко не всегда реально оправдан.

17
Ответить

Был плохой опыт работы в офисе без окон, очень угнетающая обстановка была.
Все таки есть моменты, которые сказываются на работе положительно или отрицательно.

1
Ответить

Вопреки всем влажным мечтам менеджеров, никакие цветы, умные кофемашины, автоматы с едой, дорожки для самокатов, капсулы для сна и прочие «плюшки» — не компенсируют бездарно потерянного времени (в среднем часа 2 каждый день) на транспортировку своего тела в расположение работодателя. Спасибо пандемии, что изменила эту заводскую модель.

Хотите работу в офисе — не вопрос, но тогда умножьте чек на 2. Цветочки можете оставить себе.

3
Ответить

Ну это не только мечты, но и исследования. Само собой, при этом есть часть сотрудников, которым гораздо комфортнее дома. Но есть и другие. Мы, кстати, собственное небольшое исследование на этот счет делали: оказалось, что людям (не всем) важно видеть коллег, общаться с ними в обеденный перерыв (причем совершенно необязательно по работе).
Это как будто бы потери рабочего времени, но на самом деле, наоборот: если люди хорошо себя чувствуют, они эффективнее работают.

3
Ответить

зато в офисе иногда можно сосредоточиться и реально коллективно поработать

Ответить

Замечательно. Ещё бы добавить конкретных данных про цветочки: какие? Какой требуют уход? Стоимость? На красивой картинке – цветы по окнам – искусственные или живые? Больше подробностей...

3
Ответить

Обязательно будут) Сделаем отдельную публикацию!

1
Ответить