{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

А цветочки помогут? Как сохранить офис и превратить его в «место силы»

«Выживут только коворкинги». «Этих в офис больше не заманишь». «Мы вообще думаем отказаться от аренды». «Пандемия кончится и все вернутся в кабинеты, как и раньше»: новая волна СoVid-19 вызвала новую волну разговоров, какими должны быть рабочие места, для кого их нужно сохранять и имеет ли вообще смысл такое сохранение.

Фикус пытается разобраться, что происходит с современными офисными пространствами в России.

Если все вернутся в офисы, то зачем их менять?

Авторы проекта: ABD architects. Автор фото: А. Петраков

Начнем с исследований. Одно из последних, проведенное техническим университетом Делфта, предполагает, что даже не смотря на пандемию, компании не смогут обеспечить стабильную 100% удаленную работу. Предпосылки для сохранения роли офиса в бизнесе сохраняются, спрос на аренду помещений не падает, а в случае с «гибкими пространствами» даже растет. Вопрос возвращения в привычное пространство с удаленки — это вопрос времени и решения конкретного руководителя. Cкорее всего, будущее после covid будет определяться компаниями, которые ищут правильный баланс удаленной работы для продвижения своих организационных приоритетов.

Но зачем менять офисные пространства для тех сотрудников, которые в них вернутся, и вкладывать деньги в то, что не приносит явного дохода — в стены, освещение, новую мебель или цветы? Для этого есть несколько причин.

Автор проекта: Алексей Петров Автор фото: А.Корделяну

Во-первых, изменились люди. У молодых специалистов высокий запрос на комфорт и грамотный баланс между работой и жизнью. Речь идет о так называемых зуммерах или поколении Z, которое по данным Adobe к 2025 году будет составлять 27% процентов рабочей силы, и, хотим мы этого или нет, но уже становится доминирующей группой потребителей и движущей силой культуры. Невзгоды, с которыми сталкивались зуммеры (спад экономики, финансовые трудности родителей) создали прагматичное и независимое поколение, которое готово построить лучшее будущее не только для себя, но и для работников старшего возраста, а также для тех, кто придет после них. Если компании хотят оставаться востребованными и конкурентоспособными, им придется искать подход к этому поколению и уделять особое внимание психическому здоровью сотрудников, наставничеству, комфорту, а также быть гибкими.

Во-вторых, мы начинаем мыслить офис не как набор кабинетов, а как единое пространство, в котором рождаются новые идеи и продукты.

В-третьих, да, конкретные столы и кресла, а также горшок фикуса не зарабатывают деньги, но их зарабатывает сотрудник, который сидит за этим столом на этом кресле и иногда поливает фикус. Физическое и ментальное благополучие сотрудников, эмоции, которые они испытывают на рабочем месте, напрямую связаны с прибылью компании. На продуктивность, производительность, организацию труда и, соответственно, доходы бизнеса, негативно влияют страхи людей. И преодоление пандемии — это не только вакцинация сотрудников, дезинфекция рабочих мест и решение отправить всех «на удаленку». Это еще и борьба со страхами, забота о работниках, построение корпоративной культуры на принципах уважения и доверия, создание связей с общим делом разными способами, в том числе и через эмоциональную привязку к рабочему месту.

Смысл вкладываться в улучшение рабочих мест и офисного пространства есть только в том случае, если компания собирается работать долгие годы, оставаясь при этом актуальной и развивающейся.

При чем здесь цветочки? Как озеленение помогает менять офисные пространства

Авторы проекта: OFFCON Architectural Bureau  Автор фото: Илья Иванов

Изменение офисных пространств активно происходит при применении методов осознанного озеленения. Мы уже говорили, как растения влияют на счастье сотрудников, как улучшают качество жизни в пространствах, и даже делились успешными кейсами. Но не перестаем повторять, что для грамотного и качественного результата необходимо понимание того, ради чего вам, собственно, нужны километры живых лиан, десятки деревьев и квадратные стены мшистых стен. В растениях скрыт огромный потенциал, который позволяют проявить и современные технологии вроде искусственного интеллекта (например, он способен просчитать степень влияния озеленения на счастье людей) и знания из области социологии, психологии, архитектуры, антропологии и урбанистики. Растения могут дать вашим сотрудникам чувство дома и безопасности, могут понизить утомляемость людей и поглотить лишний шум, могут заставить всех вокруг двигаться больше и с удовольствием. А могут просто засохнуть и не принести никакой пользы — но, надеемся, это не наш с вами случай.

П — значит подвижность: как помочь сотрудникам двигаться больше?

Авторы проекта: OFFCON Architectural Bureau Автор фото: Илья Иванов

За время самоизоляции мы все поняли, что нуждаемся не только в безопасных и комфортных местах для работы, сотрудничества и отдыха, но и в совсем простых вещах, о которых раньше практически не задумывались: простой физической активности (многие помнят, как в «первую волну» нашагивали 10 000 шагов по собственным квартирам?), возможности совершить (пусть и короткую) прогулку, проведения времени на природе. Что скрывать, карантин показал, что люди хотят использовать природный ресурс мест, в которых живут и работают.

Проблему физической нагрузки сотрудников не обязательно решать корпоративными абонементами в спортивный зал или перерывами на активности в течение рабочего дня: достаточно создать условия, при которых сотрудник будет более подвижным. Для этого нужно продумать трафик: понять, какие зоны в офисе являются самыми активными, какие — мало популярными, какие не используются совсем. Исходя из этого уже можно думать, как адаптировать непопулярные места и сделать так, чтобы сотрудникам было интересно вставать из-за своего стола и ходить по офису пешком. Повысить физическую активность можно за счет правильного расположения переговорных комнат, лестниц и лифтов.

Авторы проекта: OFFCON Architectural Bureau Авторы фото: А.Корделяну/А.Петраков

Вот один из примеров: в офисах компании Дикси есть и лифт, и лестница. Обычно в многоэтажных офисах сотрудники предпочитают пользоваться лифтом. На этом можно было бы и остановиться, но руководители компании пошли дальше — лестницы и главный офисный холл они превратили в тропический сад. Главные растения здесь — лианы. Они словно оплетают пространство, но при этом не мешают естественному освещению. Это создало здоровую среду и помогло людям больше двигаться в течение дня: лестницы в саду оказались привлекательнее лифта.
Другой пример — штаб-квартира компании Joom, которая представляет собой огромный офисный парк. Большинство сотрудников передвигаются по нему на скейтах и самокатах, часть — ходит пешком. Только одно уточнение: все эти маршруты проходят в тени деревьев. Люди в офисе получают и необходимую физическую нагрузку, и не теряют контакта с природой.

Вот просто еще одна фотография от Joom — сотрудники компании гуляют по офисному саду, пьют кофе и едят мороженое. Нам кажется, что это прекрасная альтернатива столовой (если последняя надоела и хочется сменить обстановку). Кстати, узнать как и зачем Joom превратил свою штаб-квартиру в офисный парк, вы можете здесь.

Авторы проекта: OFFCON Architectural Bureau Фотография из публикации Joom

Что касается непопулярных пространств, которые толком не используются и от которых нельзя отказаться: самым простым способом их «включения» может оказаться перепрофилирование в игровую зону со столом для пинг-понга. В таких случаях тоже не стоит забывать об озеленении, как минимум для улучшения качества воздуха.

А если люди много двигаются, потому что не могут найти себе места?

Вот это довольно интересный факт. Медицинское издание Occupational & Environmental Medicine опубликовало исследование, которое предполагает, что высокая физическая активность сотрудников офисов открытого типа объясняется поисками возможности уединиться для звонка по телефону, разговора с коллегой или просто для того, чтобы побыть наедине с собой и своими мыслями. Давайте попробуем разобраться. С одной стороны, пандемия показала нам всю важность настоящего человеческого общения, не опосредованного зумом или телефонными звонками. С другой — многие из тех, кто работали удаленно, жаловались на невозможность уединения в собственной квартире. С третьей — те, у кого был опыт комфортной работы из дома, отмечают, что не могут сосредоточиться в офисе как раз из-за большого количества людей.

Физическая активность — это прекрасно, но только когда она не сопряжена со стрессом. Не существует универсальной модели идеального офиса, но очевидно, что современное пространство может сочетать в себе зоны для экстравертов и интровертов. Вот такие гнёзда в офисе JOOM, спрятанные в разных уголках парка, кажутся идеальными местами для уединения. А в ОТП-Банк пространство зонируют не пластиковые перегородки, а живые зеленые изгороди.

Авторы проекта: ABD architects. Автор фото: А. Петраков

Вы дочитали до конца? Поздравляем! А что думаете вы – вернулись бы в офис и если, то какую бы роль в вашем возвращении сыграло озеленение и комфортные условия?

0
41 комментарий
Написать комментарий...
Dmitry Kiselev

Стоит дать сотруднику свободу приходить на работу когда ему удобно и уходить по своим делам в любое время (в рамках разумного, то есть когда человек понимает, что может отлучиться без ущерба своим текущим задачам) и даже без всех этих кустиков и прочих плюшек люди почувствуют себя как в раю. Проблема с офисами обычно лишь в том, что мало кто может позволить себе жить в пределах приятной пешей или велосипедной прогулки от офиса, люди вынуждены ехать в них в час пик, стоять в пробках/давиться в метро, у них выпадает из жизни куча времени, при этом жесткий график с приходами в 9 или 10 утра и штрафами за опоздания даже на 10-15 минут далеко не всегда реально оправдан.

Ответить
Развернуть ветку
Метеор

Был плохой опыт работы в офисе без окон, очень угнетающая обстановка была.
Все таки есть моменты, которые сказываются на работе положительно или отрицательно.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Александрович

Относительно недавно я отказался от предложения работы именно из-за того что офис был без окон. Ни воздуха, ни ощущения времени суток, ни подоконника для любимых цветов (которые зачастую я приобретаю самостоятельно).

Ответить
Развернуть ветку
Фикус
Автор

Это как раз часть биофильного дизайна: не только растения, но и другие способы контакта с природой. Доступ к естественному свету тоже входит в этот список.

Ответить
Развернуть ветку
Bruce Robertson

Вопреки всем влажным мечтам менеджеров, никакие цветы, умные кофемашины, автоматы с едой, дорожки для самокатов, капсулы для сна и прочие «плюшки» — не компенсируют бездарно потерянного времени (в среднем часа 2 каждый день) на транспортировку своего тела в расположение работодателя. Спасибо пандемии, что изменила эту заводскую модель.

Хотите работу в офисе — не вопрос, но тогда умножьте чек на 2. Цветочки можете оставить себе.

Ответить
Развернуть ветку
Фикус
Автор

Ну это не только мечты, но и исследования. Само собой, при этом есть часть сотрудников, которым гораздо комфортнее дома. Но есть и другие. Мы, кстати, собственное небольшое исследование на этот счет делали: оказалось, что людям (не всем) важно видеть коллег, общаться с ними в обеденный перерыв (причем совершенно необязательно по работе).
Это как будто бы потери рабочего времени, но на самом деле, наоборот: если люди хорошо себя чувствуют, они эффективнее работают.

Ответить
Развернуть ветку
Bruce Robertson

Соглашусь, все люди разные. Кто-то не мыслит работу без подобных вещей. Думаю еще можно отследить связь формата работы со специальностью.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

зато в офисе иногда можно сосредоточиться и реально коллективно поработать

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Труфанов

Замечательно. Ещё бы добавить конкретных данных про цветочки: какие? Какой требуют уход? Стоимость? На красивой картинке – цветы по окнам – искусственные или живые? Больше подробностей...

Ответить
Развернуть ветку
Фикус
Автор

Обязательно будут) Сделаем отдельную публикацию!

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

3 и 6 иллюстрации очень понравились, я прочувствовала эту атмосферу

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Озеленение, безусловно, влияет на восприятие пространства и работы. В офисе у меня прямо да соседним столом стоял горшок с растением — убирали от плохой погоды и он у меня так и остался. Так вот работая рядом с этим растением, ощущал себя как минимум Бобом Марли в студии с пальмами.

После прочтения статьи захотел прямо себе в комнату для удаленной работы какой-нибудь кактус поставить.

Офис без окон, как написали выше, это ад. Никогда в таком не был.

Ответить
Развернуть ветку
Фикус
Автор

нам точно пора делать гид по растениям для домашнего офиса)

Ответить
Развернуть ветку
Метеор

Круто встать с рабочего места и просто пройтись по офису для некурящих людей, выйти на балкон и подышать воздухом.
Ходил на собеседования в разные крупные компании и видел как их большие офисы в несколько тысяч кв. метров просто пустуют, в офисах находятся только административный персонал, клининг. Короновирус не уйдёт в ближайшие годы точно, но компании при этом готовы содержать эти площади и платить за них, даже когда обстановка с короновирусом спокойная - сотрудники все равно остаются на удаленке.
Мне кажется было бы круто, если создали какую-то систему коворкингов, к которой подключались крупные компании и предоставляли свои площади хотя-бы для партнёров, такая возможность стимулирует коммуникации между партнёрами и позволяет расти бизнесу. Раньше ты мог встретиться со своими партнёрами раз в пол года - год на какой-то отраслевой выставке или мероприятии, а в такой модели ты сможешь развивать компанию плечом к плечу со своими партнёрами.

Ответить
Развернуть ветку
Фикус
Автор

интересно будет изучить, работает кто-то в этом направлении или еще нет.

Ответить
Развернуть ветку
Метеор

Предполагаю, что пока никто.
В текущей ситуации обязуют компании переводить от 30% сотрудников на удалённую работу, свободные площади можно с пользой использовать не нарушая закон.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Mikoluk

Озеленение играет не самую важную роль в комфортных условиях, так как даже оно может подпортить настроение, например из-за наличия мушек в почве, которые очень быстро распространяются или плесени на поверхности. Ну и запах гнили при частых переливах может быть. А как происходит обработка от этих зараз ? Я так понимаю растения обрабатываются прям в офисе ? Не вредны ли препараты для сотрудников ?
Ну и соответственно за этим нужно следить.
Но прикольно бы было дать сотрудникам самим выбрать растения, за которыми они же иногда ухаживали (этакий офисный питомец был), а консультировались бы у вас по этим вопросам.

Ответить
Развернуть ветку
Фикус
Автор

По поводу "офисных питомцев": прямо сейчас мы делаем именно похожий пилотный проект для одной известной компании. Как только будут новости, сделаем отдельный пост.

Спасибо за интересные комментарии, кстати.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Mikoluk

Да всегда пожалуйста. Самому интересно посмотреть на ваши проекты. И как развивается ваша компания.
И я так понимаю растения у вас привозят из-за границы ? В России мощностей по выращиванию огромного количества подобных растений - нет (скорее всего)

Ответить
Развернуть ветку
Фикус
Автор

В первую очередь мы отвечаем за качество озеленения и да, значительная часть растений, привозится из-за рубежа.
При этом мы будем рады переходить на местное произвдство и поставщиков, как только они "подрастают" профессионально. Это гораздо более экологичный путь.

Ответить
Развернуть ветку
Фикус
Автор

Без профессионального сервиса растения могут не только заболеть, но и погибнуть. Так же, как и непрофессиональное озеленение может вызывать аллергию и вообще не помогать эффективной работе.
У нас для этого есть служба сервиса: биологи + фитопатологи (для особых случаев). Они используют только безопасные экологичные препараты, потому что если обработка растений вредит здоровью людей, озеленение теряет смысл.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Mikoluk

То есть вы не обрабатывает химическими инсектицидами и фунгицидами ?
А сами растения разве не могут быть ядовиты (замиокулькас/фикус) ?
У них же довольно ядовитый сок

Ответить
Развернуть ветку
Фикус
Автор

Если не пытаться их съесть, то они безопасны) Но мы учитываем ядовитость растений при озеленении пространств, где могут быть дети (например, ТЦ).

По поводу химии: существуют биологические инсектициды и фунгициды. Они чуть более сложны в использовании, но тут вопрос приоритетов. Для нас это самочувствие человека.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Mikoluk

Но я лично видел как ваш сотрудник использовал фуфанон и актару в офисе. А это все таки 2 клас опасности :с
Так что не понимаю о каких биологических препаратах идёт речь.

Ответить
Развернуть ветку
Фикус
Автор

Спасибо за вопрос.
Уточнили у фитопатолога: сейчас иногда, в исключительных случаях применяются химические препараты, но только в те дни или в тех помещениях, где нет людей.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Mikoluk

Видел как замешивали препараты, указанные выше, на общей кухне в офисе и опрыскивали в офисе с людьми,хех

Ответить
Развернуть ветку
Serge Demichev

Не вернулся бы, только если бы мне это было необходимо по рабочим моментам. Ну или в качестве разнообразия. Коворкинг — лучшее, что подходит для такой цели.

Ответить
Развернуть ветку
Фикус
Автор

Да, про это у нас тоже есть история. Новая тенденция: открытие коворкингов в ТЦ, которые находятся не в самой простой ситуации в последнее время. И про создание комфортной обстановки там тоже нужно думать отдельно.
А чем вам нравится работать в коворкинге?

Ответить
Развернуть ветку
Serge Demichev

Забыл добавить, что коворкинг обязательно сетевой, когда есть несколько точек. Хотелось бы не ТЦ, а БЦ класса А. В коворкинге нравится движ, когда-то его не хватает для разнообразия. Бывает, что нужно в другую часть города и чтобы сэкономить время вечером, приезжаю в офис. В целом в офис вернуться не готов, поддерживаю концепцию одноэтажной России или 2-3 этажных кластеров, мб даже узкоспециализированных для ИТ. Вопрос в другом, что это всех тянет вернуть людей в офис?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей В
Невзгоды, с которыми сталкивались зуммеры (спад экономики, финансовые трудности родителей) создали прагматичное и независимое поколение, которое готово построить лучшее будущее не только для себя, но и для работников старшего возраста, а также для тех, кто придет после них.

Очень скромно, сильно и многообещающе. Будем посмотреть!

Ответить
Развернуть ветку
Рябов Трофим

Главное чтоб они ничего лишнего между кустами не выращивали, и этим не прикрывались ))

Ответить
Развернуть ветку
Фикус
Автор

Биологи не допустят: у нас все по ГОСТам ))

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Dorofeev

Переговорные кабинки решают проблемы поиска тихого места в офисах. Типа нашей Qubius. Это супер-удобно!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Фикус
Автор

Но как грустно при этом выглядели их кабинеты.

Ответить
Развернуть ветку
Fedor Raschevsky

Про офис Дикси написана чушь: лестница планировалась там изначально до того как «сотрудники предпочитали лифт» , как и то, что двухсветное пространство станет Садом и сделано это за несколько лет до пандемии. По закону вы не имеете права использовать фотографии без разрешения правообладателей и обязаны в таких публикациях указывать авторов проекта и фотографов. Пожалуйста исправьте публикацию. Уважайте авторские права ваших коллег.

Ответить
Развернуть ветку
Фикус
Автор

Спасибо за замечание: в офисе Дикси это решение было действительно создано до пандемии. Из текста это было неочевидно, так что мы подправили пару предложений. Все фотографии, которые мы используем, либо были сделаны по заказу нашей компании, либо переданы нам заказчиками с правом публикации.

Ответить
Развернуть ветку
Fedor Raschevsky

Спасибо за правки , это не снимает ни с кого обязательств об упоминании авторства проектов и фото.

Ответить
Развернуть ветку
Фикус
Автор

Вы правы. Посмотрите: теперь под фото указаны авторы проектов и фотографы. Единственная заминка с Joom: эти фотографии нам передал заказчик, поэтому мы не знаем имени фотографа, и будем очень рады, если вы нам его подскажете.

Ответить
Развернуть ветку
Fedor Raschevsky

Спасибо , фотограф Илья Иванов

Ответить
Развернуть ветку
Фикус
Автор

Указали, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
38 комментариев
Раскрывать всегда