Digital-Эстония: как небольшой стране удалось стать цифровым государством

Краткий перевод материала автора The New Yorker Нейтана Хеллера.

Нейтан Хеллер
Нейтан Хеллер

Где-то в Эстонии, в небольшом посёлке на побережье Балтийского моря живёт один необычный человек. Его зовут Таави Котка, и он один из главных идеологов проекта под названием e-Estonia — правительственной инициативы, призванной превратить государство в цифровое общество.

Digital-Эстония: как небольшой стране удалось стать цифровым государством

Четыре года Котка руководил информационным отделом правительства страны. И за это время ему удалось преобразовать жизнь граждан. Все то, чем обычно занимается государство — от законодательной деятельности до налогов — разработчики смогли перенести на одну платформу, объединив нацию. Теперь любой может проголосовать или оплатить штраф за неправильную парковку не выходя из дома.

«Мы хотели поставить такую задачу, которая найдёт отклик, в которую поверит всё общество», — признаётся Котка. E-Estonia, по словам Хеллера, самый амбициозный технологический проект, меняющий государственное управление.

Как это работает

Пользователям этой системы достаточно ввести данные о себе лишь один раз, поэтому можно забыть о заполнении бумаг у доктора или в банке. Нужный специалист просто открывает необходимую информацию, привязанную к индивидуальной ID-карте с чипом и собранную в одну платформу.

Во время своего путешествия Хеллер встретился с Анной Пиперал, послом e-Estonia. Она показала журналисту, как работает система. Пиперал просто вставила ID-карту в специальное устройство через USB-порт, а затем ввела один из паролей, который к ней прилагается (другой используется для цифровой подписи).

Интерфейс системы оказался довольно простым. Информация разбита на блоки: персональные данные, недвижимость, работа и другие. Пиперал учится в магистратуре, что также указано в системе. Поэтому, когда она покупает, скажем, билеты на транспорт, система автоматически подтверждает, что она студент.

Также Пиперал похвасталась, что у её кошки стоят все прививки — эти данные также есть в личном кабинете. Кроме того, вы сами выбираете, какие данные видны, например, врачам: вашему стоматологу ни к чему результаты обследования у ортопеда.

Информация о бизнесе и земельной собственности считается публичной, поэтому Пиперал использует систему, чтобы показать журналисту информацию об одном эстонском политике.

Всё как на ладони, есть даже спутниковые снимки его участка у моря. Неудивительно, что эти разработки используются правительствами стран, где проблема коррупции выходит на первый план.

Данные пользователей (для смягчения последствий потенциального взлома) не хранятся в одном месте. Вместо этого правительственная платформа X-Road объединяет отдельные серверы с помощью сквозного шифрования.

То есть стоматолог хранит данные на своём сервере, а банк и школа — на своих. И при необходимости нужная информация просто передаётся с отдельных узлов.

Хотя X-Road и принадлежит правительству, многие частные компании ведут разработку своих продуктов на её основе. Постепенно происходит интеграция с другими странами — недавно к платформе подключилась Финляндия. Теперь, например, лекарства по рецепту можно забрать где угодно.

К сожалению, не всё проходит в онлайне. Желающим вступить в брак по-прежнему необходимо прийти в государственное учреждение и выразить свою волю. Также в онлайне нельзя оформить передачу фактической собственности. Например, купить дом через интернет, к сожалению, не получится.

Население и территория Эстонии весьма небольшие, армия тоже относительно маленькая. Переход сферы государственных услуг в цифровую среду позволяет экономить до 2% ВВП — ровно столько республика отдаёт за участие в НАТО. Выходит, что граждан не обременяют расходы на оборону.

И это не последнее достоинство. При использовании цифровых решений границы стираются, так как ни одна служба не привязана к определённому месту. Поэтому в 2014 году правительство запустило программу цифрового резидентства, которая позволяет иностранцам пользоваться, например, услугами банковской системы республики так, как если бы они жили в Эстонии.

Digital-Эстония: как небольшой стране удалось стать цифровым государством

Также в Эстонии самый низкий в ЕС налог на прибыль, а регулирование в области технологических исследований весьма мягкое (планируется даже разрешить тестировать полностью беспилотные автомобили на всех дорогах страны).

В любом случае мир не стоит на месте. Но если мы будем закрыты, инновации обойдут нас стороной.

Вильяр Луби, вице-канцлер Министерства экономики Эстонии

Такие меры привлекают множество международных стартапов. Но считать Эстонию офшорным раем не стоит, делится своим мнением Томас Падовани, француз, сооснователь стартапа Adcash. Тем не менее, говорит он, в стране можно заработать неплохие деньги, и администрация не будет этому препятствовать — только направлять.

Однако Эстония, несмотря на все успехи, прошла только половину пути.

Безграничные возможности

В 2013 году, сразу после назначения, Таави Котка поручили решить неожиданную для него задачу — увеличить население Эстонии. Главный мотив был экономический, ведь страна, по словам Котка, похожа на большое предприятие, и правительство стремится сделать свой народ богаче. Он был уверен, что добьётся успеха, просто изменив отношение к понятию «население».

Свой подход Котка сравнивает с изменениями в музыкальной индустрии: 20 лет назад все покупали диски и слушали альбом целиком, а теперь большинство лишь выбирают понравившиеся композиции.

Страны делают то же самое. Они пытаются не только физически заполучить нужных людей, рассуждает Котка, но и связать их с государством виртуально. У Эстонии в этом плане есть большое преимущество — готовая цифровая инфраструктура.

Но как именно привлечь людей? Решение кроется в программе под названием e-Residency, которая позволяет её участникам стать резидентами Эстонии, не въезжая в страну — никаких таможенных процедур, регистрация доступна в любой точке мира.

Digital-Эстония: как небольшой стране удалось стать цифровым государством

Хеллер потратил на всё десять минут и €100. После одобрения документов забрать удостоверение можно в любом удобном эстонском консульстве (в этом случае — в Нью-Йорке).

Физические ресурсы здесь составили самую большую проблему — работники посольств просто не хотели брать дополнительную работу. Кроме того, сами представительства распределены очень неравномерно.

Так, в Африке работает лишь одно посольство (работать в программе согласились только 38 посольств из всех существующих). Но для особо загруженных регионов Эстония делает исключения. Например, раз в три месяца служащие нью-йоркского отделения летят в Лос-Анджелес и работают с заявителями из Кремниевой долины.

Сегодня в программе участвуют 28 тысяч человек. Большая часть — из России и Финляндии, затем идут Украина и Британия (после референдума некоторые предприниматели захотели вести бизнес в ЕС).

Для многих компаний международная деятельность очень сложна и требует существенных затрат.

Сиим Сиккут, идеолог, сменивший Таави Котка в проекте e-Estonia

Рождаемость повысить очень сложно, и сегодня еженедельное количество заявок по программе e-Residency превышает количество новорожденных.

Такая активная деятельность в сети едва ли сказывается на городском облике Таллина. Тем не менее современные пространства для работы продолжают появляться, и Хеллеру удалось побывать в одном из них. Открытая планировка пространства Lift99 поддерживает дух творческой свободы.

Часть помещений разбита на комнаты, названные в честь знаменитых людей: есть комната основателя Skype Никласа Зеннстрёма или комната венчурного инвестора Бена Горовица. Есть комната для звонков — комната Барака Обамы, который однажды сказал: «Перед запуском сайта нашей системы здравоохранения мне стоило позвонить в Эстонию».

Всего в Lift99 работают 32 компании, среди которых, например, Insly и Leapin. Они помогают предпринимателям наладить бизнес в рамках e-Residency.

В США, пишет Хеллер, главным источником передовых разработок считаются частные компании. Но в Эстонии всё иначе. Многие продают свой бизнес, чтобы работать на правительство, кто-то возвращается из-за границы, так как чувствует, что в стране происходит много интересного.

Инициатива руководства республики изменила не только бизнес. Докторам система помогает работать гораздо эффективнее. С помощью приложения e-Ambulance, интегрированного в X-Road, врачи скорой помощи могут в пути получить доступ к электронной карте больного и выяснить причину недомогания.

Потом, если требуется операция, доктора могут заполнить документы на обратном пути, и хирурги будут готовы к прибытию пациента. Здоровье жителей отдалённых островов также отслеживается в онлайне, а врачам на таких территориях нередко помогают волонтёры.

Непосредственно в больницах система помогает наладить рабочий процесс. Доктора используют её для составления графика операций, указывая не только дату, но и необходимое оборудование и персонал. Таким же образом ведется учёт лекарств. Поэтому, если препараты, которые вы принимаете, окажутся несовместимы, система предупредит врача, а врач — вас.

Помимо прочего, журналисту удалось встретиться с Тарви Мартенсом, одним из первых, кто начал работать над созданием общенациональной платформы. Мартенс с самого начала был убежден, что ID-карты должны быть недорогими и обязательными.

Взять хотя бы Финляндию, говорит он, там развивается похожая инициатива, но карты стоят дорого и каждый решает сам, пользоваться ими или нет.

В Эстонии таких проблем нет, продолжает Мартенс, но без практического применения технология окажется бесполезной. По этой причине правительство начало разработку различных приложений, за одно из которых отвечает Тарви.

Он работает над системой электронного голосования, позволяющего не только отдать голос, но и изменить решение до окончания голосования. Результат говорит сам за себя: в 2014 году в онлайне была отдана треть всех голосов.

Причины и следствия

У Эстонии весьма сложные отношения с Россией — с 11 века нынешняя республика была завоёвана пять раз. Российские самолёты то и дело нарушают воздушное пространство страны.

Однако эстонцы куда больше опасаются кибератак со стороны соседа. В 2007 году одна из таких акций серьёзно нарушила работу всего, начиная от банковской системы и заканчивая СМИ.

Главным следствием атаки стало создание в Таллине Объединённого центра передовых технологий по киберобороне НАТО. Нейтану Хеллеру удалось пообщаться с его директором, Мерле Майгре, которая прежде занимала должность советника по национальной обороне.

С момента основания центра специалисты провели несколько исследований в сфере цифровых преступлений и стратегии киберобороны. О них можно узнать из официального журнала или на ежегодной конференции.

Но главным образом центр известен инициативой Locked Shields, своеобразными «цифровыми» военными учениями: моделируется экстренная ситуация, и международная команда из 800 человек пытается с ней бороться. В этом году к мероприятию подключились и министры обороны стран ЕС, для которых был разработан особый комплекс упражнений, в числе прочего включавший работу с ложными новостями.

Помимо платформы X-Road, в основе цифровой безопасности Эстонии лежит блокчейн-технология K.S.I., которая позволяет отследить любое взаимодействие с системой.

Это частично снимает проблему утечки данных и быстроты её обнаружения. Ведь не так страшно, скажем, когда кто-то посторонний знает вашу группу крови — другое дело, когда эти данные умышленно заменили во время взлома.

В Эстонии подобному уделяется особое внимание, так как многие документы не имеют физических оригиналов. Также технология K.S.I. обеспечивает защиту информации, не зная ничего о её содержании.

Правительство республики подготовилось и к самым массивным кибератакам. Так, недавно был создан серверный узел в Люксембурге, содержащий копии всех данных.

Цифровое посольство функционирует на тех же правах, что и реальное, то есть фактически информация не покидает территорию Эстонии. И если, например, президенту, в случае вторжения придётся покинуть страну, управление будет осуществляться с помощью этой облачной системы.

Цифровое общество

Сегодня Эстония возглавляет Совет Европейского союза (роль больше формальная), а это значит, что цифровой саммит ЕС был провёден в столице республики.

Я президент цифрового общества. Простые люди страдают от неповоротливой бюрократии. Нам следует стремиться к объединению, а не соперничать друг с другом, стремиться к надёжности, а не к усложнению.

Керсти Кальюлайд, глава Эстонии, первый президент-женщина в истории республики

Кальюлайд в своей речи поддержала Ангела Меркель, которая призналась, что Германия сильно отстаёт от Эстонии в плане информатизации общества. Но совместная работа, по её словам, приведёт к глобальным изменениям на рынке труда.

Разумеется, не все лидеры настроены таким же образом. Тереза Мэй после брекзита высказала свою точку зрения: «Если вы верите, что вы гражданин мира, вы ничей гражданин».

Сегодня многие страны, похоже, переживают кризис. Бывшие империи увязли в национализме и сепаратизме. С ростом религиозной идеологии возникли новые формы государственности. И можно представить, что в будущем гражданство будет определяться не тем, где вы живете, а тем, в какой системе зарегистрированы. При этом нужно всегда оставаться собой.

2828
103 комментария

Что-то все спорят не о том. Есть у кого примеры/реальный опыт этого "цифрового резиденства"? Плюсы по сравнению с Кипром, например?

11
Ответить

Очень "зеленая" технология... В прошлом году в банке спросил, можно ли открыть счет с этой карточной цифрового резиденства, теллер сказал что не знает что это такое :) Но недавно читал что уже банки научились их принимать, и теперь можно по скайпу с банком открыть счет не заходя к ним даже. Так что только только все начинает работать, думаю что нужно несколько лет что бы понять на сколько это все дело реально полезно.

1
Ответить

Ну любит народ на ровном месте зашквар устроить в разгар рабочего дня, чё делать-то ещё. По сабжу тоже интересны нюансы - плюсы, минусы если есть.

1
Ответить
Комментарий удалён модератором
Комментарий удалён модератором

Что за национализм?) Разумеется создать систему для страны размером с крупный город проще остальных. Но! Сделали единую платформу, это классно. Есть новые идеи, которые реализуют на практике, это замечательно. Такие системы это большой тренд, они и у нас создаются. Позволяют сильно экономить, повышают комфорт, снижают коррупцию.
По мне, у нас они делаются со скрипом, но все же делаются.

15
Ответить

ЧТО БЫЛО ПРИ СССР. ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ.

1. ПЕНОПЛАСТ ДЕЛАЛИ ИЗ МОЛОЧНОЙ ПЕНЫ. МОЖНО БЫЛО ДЕТЕЙ КОРМИТЬ.

2. СИЛА ГРАВИТАЦИИ БЫЛА СЛАБЕЕ ПРОЦЕНТОВ НА 80. ЛЮДИ НА ДОМ ЗАПРЫГИВАЛИ С РАЗБЕГУ.

3. ЧЕЛОВЕК ЖИЛ В СРЕДНЕМ 150-190 ЛЕТ. БОЛЕЗНЕЙ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО КРОМЕ ТРУДОВЫХ МОЗОЛЕЙ.

4. ЕСЛИ НА УЛИЦЕ СПОТКНЕШЬСЯ И УПАДЕШЬ - ЛЮДИ ПОДБЕГАЛИ, ДЕНЬГИ В КАРМАН ЗАСОВЫВАЛИ, В ГУБЫ ЦЕЛОВАЛИ, ПРЕДЛАГАЛИ ВЫПИТЬ, ПОРОДНИТЬСЯ.

5. ЗАЙЦЫ И КУРОПАТКИ СРАЗУ НА СКОВОРОДУ ЗАЛЕТАЛИ.
ХЛЕБ ПОКУПАЕШЬ - ТЕБЕ ЕЩЕ ДОПЛАЧИВАЮТ.
К РЕКЕ СТРАШНО ПОДОЙТИ БЫЛО: НАЛИМЫ В КОТЕЛОК ПРЫГАЛИ.

6. ДЕД РАССКАЗЫВАЛ: ЛЮДИ НОЧЬЮ ПРОСЫПАЛИСЬ ОТ СЧАСТЛИВОГО ДОБРОГО СМЕХА. УТРОМ ВСЕ ОБЛИВАЛИСЬ ЛЕДЯНОЙ ВОДОЙ ИЗ ВЕДРА.

7. СРОК БЕРЕМЕННОСТИ СОСТАВЛЯЛ 4.5 МЕСЯЦА. ДЕТИ РОЖДАЛИСЬ ПО 12-15 КИЛОГРАММ С БЕЛОКУРЫМИ ВОЛОСАМИ И ЯСНЫМИ ГОЛУБЫМИ ГЛАЗАМИ И ВОЛЕВЫМИ УМНЫМИ ЛИЦАМИ - СРАЗУ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОСИЛИСЬ.

8. ВОДА В ВОЛГЕ БЫЛА СЛАДКАЯ КАК ПАТОКА. А ЕНИСЕЙ СОСТОЯЛ ИЗ ТЁМНОГО ПИВА.

9. ЗИМОЮ БЫЛО МИНУС ТРИСТА, ВСЕ РУМЯНЫЕ ХОДИЛИ.

10. ЯГОДЫ РОСЛИ НА ОПУШКЕ С КОТА РАЗМЕРОМ. КОТЫ БЫЛИ С СОБАКУ, СОБАКА С КОРОВУ, А КОРОВА КАК ЦЕХ, А В ЦЕХУ МУЖИКИ В ШАХМАТЫ ИГРАЛИ ПО МЕТОДИКЕ БОТВИННИКА - КОНЁМ МАТ СТАВИЛИ С ПЕРВОГО ХОДА!

15
Ответить