С деревянной клюшкой и ласковым отношением нового Павла Буре не вырастишь. Интервью с тренерами детской хоккейной школы

Привет, VC.ru! Меня зовут Андрей Лопатин, я заканчиваю журфак одного из российских вузов. Мне близка тема спорта, в детстве серьезно занимался в хоккейной секции, но получил травму. Ну а сейчас в свободное время катаюсь на коньках, играю в баскетбол и теннис. Думаю, обо мне вы еще услышите в мире спортивной журналистики!

Для дипломной работы мне нужно провести серию интервью. Я выбрал в качестве тематики частные спортивные школы для детей. Чему в них учат, на каком уровне, сложно ли ребенку туда попасть, сколько стоит «удовольствие» и так далее. А причем здесь VC.ru? Ну не в стол же писать! Спортивные школы — тоже бизнес. Кроме того, уверен, что здесь «сидит» немало родителей, которым мои старания будут полезны. В общем, хватит вступлений, поехали!

Мое первое интервью — с ключевыми тренерами детской хоккейной школы Hockey Way. Так как я сам занимался хоккеем, эта тема была для меня особенно привлекательной. Школа Hockey Way интересна в первую очередь тем, что основал ее Александр Викторович Бирюков. Наверняка вы о нем слышали, это советский хоккеист, советский и российский хоккейный тренер высшей категории. Бирюков проработал более 35 лет в СДЮШОР ЦСКА, вырастил 4 поколения хоккеистов, в том числе, 12 олимпийских чемпионов. Воспитал таких успешных игроков как Павел Буре, Олег Сапрыкин, Андрей Скабелка, Дмитрий Кугрышев. Трижды хоккейные сборные, которые тренировал Александр Викторович, брали главные награды чемпионатов мира и Европы (1989 год и 2008 годы — юниорский чемпионат мира, золото и серебро, 1991 - молодежный чемпионат мира, серебро).

С деревянной клюшкой и ласковым отношением нового Павла Буре не вырастишь. Интервью с тренерами детской хоккейной школы

Даже если вы хоккей ни разу не смотрели, уж про «русскую ракету» Павла Буре точно слышали. Так вот, Буре, как спортсмена, воспитал именно Александр Бирюков. Для Hockey Way Бирюков разработал авторскую методику тренировок, так что его детище нередко называют просто «школой Бирюкова». Там работают опытные тренеры, в том числе, Максим Бирюков — сын легендарного тренера.

Что ж, перейдем непосредственно к моему интервью. Я рад, что мне удалось пообщаться не только с главным тренером школы Hockey way Юрием Григоренко, но и с легендой — Александром Бирюковым.

Ваша школа хоккея существует почти 10 лет. Выросли ли у вас уже какие-то звезды, которые сейчас играют во взрослых командах?

Юрий Григоренко: Мы начали работать в 2012 году. Самые старшие ребята на тот момент были 2004-2005 годов рождения. То есть на данный момент не все они даже достигли совершеннолетия. Несколько мальчишек ходили к нам на дополнительные занятия, сейчас им по 18 лет, и они делают успехи. Это Никита Чибриков (прим. автора — игрок СКА и сборной России, в 2021 году выбран на драфте НХЛ), Даниил Лазутин, Михаил Березовский. Это ребята, которые подходят под уровень НХЛ.

Сложно ли попасть в вашу школу? Может ли это сделать абсолютно любой ребёнок? Есть ли какой-то отбор, тесты, требования к росту, весу, возрасту и так далее?

Юрий Григоренко: Отбора у нас никакого нет, любые дети приходят. Главное, чтобы у них было желание. Конечно, существует пожелание, чтобы ребенок был спортивный, подвижный. И, конечно же, чтобы ребенок хотел заниматься хоккеем. Именно ребенок, а не его родители.

С деревянной клюшкой и ласковым отношением нового Павла Буре не вырастишь. Интервью с тренерами детской хоккейной школы

Возможно, есть специфика работы с детскими командами? Может быть, тренерам требуется быть более мягкими?

Юрий Григоренко: Конечно у маленьких детей психика более нежная, поэтому к ним нужен мягкий подход.

А когда детей много и они все шумят, не слушают, что делаете?

Юрий Григоренко: Это вопрос педагогики, дисциплины. Да, так часто бывает, что на первых тренировках дети совершенно не слушаются. В среднем все зависит от возраста, уходит где-то две недели на то, чтобы ребенок привык к дисциплине. Бывает, конечно, и больше, потому что дети приходят разные. В нашей школе с 3-х лет идут тренировки по ОФП (прим. автора — общая физическая подготовка, пока без клюшек и коньков), а с 4-х лет начинаются уже полноценные хоккейные тренировки. Кому-то получается быстро поставить дисциплину, кто-то дольше привыкает к требованиям. Иногда приходится и ругать ребенка. Ведь занятия проходят в группе, и если кто-то один балуется, то мешает всем остальным детям воспринимать информацию, обучаться.

С деревянной клюшкой и ласковым отношением нового Павла Буре не вырастишь. Интервью с тренерами детской хоккейной школы

Бывает ли так, что в вашу школу приходят юные хоккеисты, которые до этого занимались в других секциях? Какие у них проблемы, на что приходится обращать внимание?

Юрий Григоренко: Да, такое бывает. И всегда по-разному, зависит от конкретного ребенка. Бывает, что нет никаких проблем — тренируется на высоком уровне, может своим примером показывать другим какие-то сложные упражнения. А бывает, что у детей есть огрехи в технике (как стоит на коньках, как владеет клюшкой), приходится корректировать, сильно исправлять.

Интересовались ли вы, почему родители приводят детей именно в вашу школу? Может быть, выбирают по местоположению?

Юрий Григоренко: Сейчас очень большое количество катков и хоккейных школ. Москва — город большой, никто из родителей не хочет тратить часы на дорогу, так что, как нам кажется, многие родители выбирают школу в первую очередь по территориальному признаку. У нас есть отделение в Москве на Савеловской, две точки в Мытищах, одна в Химках.

А, возможно, родители мечтают о профессиональной карьере для своих детей и смотрят на ранг тренеров, их привлекают именно именитые специалисты?

Юрий Григоренко: Конечно, на это тоже обращают внимание. Кто-то грезит о том, чтобы их дети стали профессионалами, и хочет отдать их к лучшим тренерам. Ну а кто-то приводит своих детей в хоккейную школу просто «для здоровья». Опять же, у маленьких детей одни интересы, у детей постарше — другие. У нас есть старшие ребята, которые уже несколько лет занимаются, сами ставят перед собой определенные цели. Конечно, для них важно, кто их будет тренировать, что они от этого получат.

С деревянной клюшкой и ласковым отношением нового Павла Буре не вырастишь. Интервью с тренерами детской хоккейной школы

Каждый ли ребенок при условии усердных тренировок может дорасти до уровня КХЛ и НХЛ? Или все же кому-то дано, а кому-то — нет? Бывает ли так, что вы с первых же занятий видите будущую звезду? Или наоборот: какой-то ребёнок сначала не отличается от других, а потом начинает делать успехи?

Юрий Григоренко: Составляющая таланта очень важна! Есть определенные качества, которые у одного ребенка воспитываются с большим трудом, а у другого — очень легко. Разумеется, при одинаковом объеме тренировок более талантливый игрок будет сильнее. А что касается второй части вопроса: на начальном этапе, когда ребенок только пришел в нашу школу, сложно делать выводы. Кто-то, может, занимался каким-то видом спорта, футболом, например. А кто-то вообще ничем не занимался и, разумеется, дети на начальном этапе будут находиться в разном положении.

Бывают ребята, которые не имеют никакого опыта тренировок, однако начинают быстро «прибавлять». Таких детей обычно сразу видно, потому что у них есть способности, талант.

Да, бывает и так, что какие-то дети долгое время не «прибавляют», а потом могут «выстрелить». У этого, как правило, есть причина. Чаще всего бывает так: ребенок уделял мало внимания хоккею, редко ходил на тренировки. Может, не интересно было, можно, много болел. Из-за этого ребенок до определенного возраста может отставать от сверстников. Но как только решится проблема и он начнет получать тот же объем тренировок, что и другие игроки в школе, он сможет сильно прогрессировать. Повторюсь, по таким детям уже на начальном этапе видно, что есть способности, что у них все будет получаться.

С деревянной клюшкой и ласковым отношением нового Павла Буре не вырастишь. Интервью с тренерами детской хоккейной школы

Бывает ли так, что у ребёнка просто не получается, например, из-за неправильной экипировки? Что в этом случае делают тренеры? Может быть, у вас есть рекомендации по поводу экипировки?

Юрий Григоренко: Да, конечно, у нас есть рекомендации по выбору экипировки. К примеру, слишком объемная хоккейная форма мешает прогрессу ребенка. Так что очень важно правильно ее подбирать, в том числе, по размеру (не с запасом в три размера), чтобы ребенку было удобно заниматься. Чтобы он чувствовал себя комфортно на льду, мог выполнять те упражнения, которые показывают тренеры.

Наверняка легендарные игроки в детстве играли на замерзшем озере деревянной клюшкой и в самых простых коньках. Так может и не стоит сразу тратиться на экипировку профессионального уровня для ребенка?

Юрий Григоренко: В нашей школе сейчас требования такие, что все дети занимаются в хорошей экипировке. Даже если очень талантливый ребенок выйдет на лед в коньках «из прошлого», да еще на несколько размеров больше, чем нужно, да еще в очень мягких, вдобавок с устаревшей деревянной клюшкой, он не сможет конкурировать с другими детьми. А если это способный мальчишка, который по характеру лидер, который ожидает от себя, что у него все будет получаться (ведь футбол получается, и хоккей должен получиться), то … ничего хорошего не выйдет. Он психологически может начать теряться, у него начнет пропадать интерес к хоккейным тренировкам.

Опять же часто слышишь такие разговоры, мол, вот мы в детстве играли деревянными клюшками и ничего. Ну да, были такие времена, все тренировались со слишком жесткими деревянными клюшками, все катались в плохой экипировке, то есть все были в одинаково плохих условиях. Сейчас другие условия, все дети в нашей школе занимаются в хорошей экипировке. Поэтому я, как тренер, не могу чьим-то родителям сказать: «Что ж, пусть у вашего сына будет плохая дешевая клюшка». Может быть, суперталантливому ребенку и такая экипировка не станет помехой, и он в любом случае себя проявит. Но чтобы он мог полностью реализовать свой потенциал, ему однозначно необходима хорошая экипировка. И чем быстрее он ее получит, тем быстрее он начнет получать пользу от тренировок и прогрессировать.

Александр Бирюков: Какие нехорошие вы вопросы задаете! Вот, допустим, мы решили, что вот этим конкретным ребенком мы будем заниматься, он прошел отбор. Правильно экипировать игрока, подобрать правильные коньки, клюшки, форму, конечно, важно. Ведь любой дискомфорт ребенка вызывает негативные эмоции. И как ребенок будет идти на тренировки, если что-то ему трет, что-то жмет и ему неудобно? Поэтому все должно быть идеально подогнано. Взять ту же клюшку. Если ее выбрать, не подумав, то хват ребенка (то, как он держит клюшку) может оказаться неправильным. А потом чтобы это исправить, надо столько нервов и сил!

Может быть, у всех ребят в вашей школе должны быть коньки и клюшки определенной марки? Если да, то почему именно этой марки?

Юрий Григоренко: Я не сказал бы, что у нас есть определенные предпочтения, и что мы настаиваем, чтобы все покупали инвентарь одной марки. Но, как я говорил, у нас есть рекомендации. Мы рекомендуем коньки Bauer, потому что у них понятная линейка, они и 5 лет назад были в лидерах, и сейчас. CCM тоже делают хорошие коньки, но мы уже видели хорошие результаты в коньках Bauer, мы точно знаем, что они хорошие. Можно купить любые другие, но надо, чтобы ребенок в них поиграл хотя бы год, попробовал. Коньки стоят дорого, так что я не могу сказать родителям: «Купите именно эти новые коньки, производитель заявляет, что они хорошие, в них играет Овечкин». Кто-то купит, ему они не понравятся, потом купит другие. А кто-то из родителей отдаст существенную часть зарплаты за эти коньки. И потом не сможет поменять их на другие, даже если они окажутся неподходящими для ребенка.

С деревянной клюшкой и ласковым отношением нового Павла Буре не вырастишь. Интервью с тренерами детской хоккейной школы

Александр Бирюков: У нас в школе есть рекомендации. Мы говорим, какими должны быть клюшки в данном возрасте. За теми клюшками, которые мы считаем хорошими, приходится носиться по всей Москве и искать. Самое главное — клюшку должен подбирать профессионал в зависимости от того, какие руки у ребенка, правильный ли у него хват, надо что-то исправлять или нет. А еще манера катания у всех разная. Кто-то катается в низкой стойке, кто-то – в высокой. Клюшка подбирается еще и под катание.

Прим. автора: Детская хоккейная секция в принципе дело недешевое. Если родители не готовы к тратам, лучше ребенка отдать на легкую атлетику, там нужны только кроссовки. Или на плавание — обойдетесь тратами на плавки и шапочку. Для того чтобы собрать ребенка «на хоккей», потребуется хорошая клюшка (7-16 тысяч рублей в зависимости от ростовки), качественные коньки (10-16 тысяч рублей), удобная форма (тут цены сильно разнятся — от 2-3 до 20-30 тысяч за комплект из майки и шорт плюс нательное белье около 2 тысяч), шлем (диапазон цен — от 5 до 20 тысяч) и прочие мелочи (перчатки, нагрудники, налокотники, щитки на колени, маска — на все это можно отдать еще 5-20 тысяч, в зависимости от того, какие марки и модели выбирать). В итоге как минимум 40-50 тысяч, если экономить, и как максимум — сотни тысяч рублей!

Можете ли вы составить личный ТОП производителей хоккейных клюшек? Что бы вы рекомендовали для детских тренировок?

Юрий Григоренко: Мой ТОП такой:

Отмечу, что Vikkela по Москве вообще на первом месте, очень популярные клюшки. В нашей школе у детей достаточно большое количество клюшек Vikkela. Но не ставлю их в своем топе на первом месте, так как они достаточно дорогие. Vikkela позиционирует себя, как производитель клюшек именно для детей и юниоров, «взрослых» моделей у них нет. Эти клюшки 100% карбоновые, очень легкие, легче аналогичных от других производителей, детям с ними комфортно заниматься.

С деревянной клюшкой и ласковым отношением нового Павла Буре не вырастишь. Интервью с тренерами детской хоккейной школы

Александр Викторович, а можете ли вы называть «клюшку чемпиона»? К примеру, с какой клюшкой играл Павел Буре? Какой клюшкой сейчас играет ваш сын?

Александр Бирюков: (смеется) Когда Павел Буре воспитывался, клюшки были деревянные. И вот мы брали рубанок, стругали эти клюшки, как могли, подводили их под мировые образцы, потому что в продаже просто не было достойных клюшек. Да и в принципе не существовало таких хороших клюшек, которые сейчас есть. То время и нынешнее сравнивать нельзя.

А вот сейчас я прихожу в магазин инвентаря, смотрю на клюшки и при этом не смотрю на названия. Я просто беру клюшку в руки и вижу, хорошая она или нет. У меня большой опыт. Повторюсь, детям надо помогать. И не только детям, но и родителям. Я постоянно говорю — купите клюшку, сохраните чек, не снимайте этикетку. Чтобы была возможность попробовать ее в деле и, в случае чего, вернуть в магазин. Подбор клюшки — очень сложный вопрос, не всегда с первого раза подходит. Поэтому я не могу назвать одну конкретную клюшку, надо смотреть на ребенка.

Известность бренда, например, того же Bauer, не означает, что клюшка хорошая. Бывают хорошие, бывает ширпотреб. Знаете, есть, например, сигареты, которые производят в США, но на них наклейка: «Можно употреблять только вне территории Соединенных штатов». То есть сами производят, но качество — не для «своих». Вот и с клюшками так бывает, компании канадские, а качество не очень. Производят, кстати, сейчас всё в Китае.

И последний вопрос. Школа Hockey Way основана легендарным хоккейным тренером «советской школы». Изменился ли в целом в стране подход к тренировкам в нынешнее время? Может, все еще сильны советские традиции или, наоборот, применяются новые подходы?

Юрий Григоренко: Сейчас от советских традиций отходит все больше людей — что тренеров, что родителей. Новое поколение мам и пап приводит маленьких детей в школы хоккея и желает видеть более лояльный подход — европейский, американский. Жесткая дисциплина постепенно уходит, так что могу сказать, что «советская хоккейная школа» в нашей стране потихонечку отходит на второй план.

Что касается школы Hockey Way — мы придерживаемся больше дисциплинарного, советского подхода. У нас нет такого излишне лояльного отношения, как в Европе. Мы следим, чтобы дисциплина была достаточно строгой, чтобы дети не баловались, можем и наказать. Для получения результата от тренировочного процесса необходимо, чтобы все маленькие игроки слушали тренеров. Одни дети не могут мешать заниматься другим. Чтобы это работало, все дети должны быть дисциплинированы, а дисциплину порой приходится поддерживать строгим подходом.

С деревянной клюшкой и ласковым отношением нового Павла Буре не вырастишь. Интервью с тренерами детской хоккейной школы

А теперь спросим самого легендарного тренера! Александр Викторович, расскажите о вашей фантастической методике, которая позволила вырастить Павла Буре, Сергея Звягина и других чемпионов хоккея?

Александр Бирюков: Дело в том, что нужно начинать с азов. Знаете, есть такое выражение: «Не трудно умереть за друга, трудно найти друга, за которого стоит умереть». Если это переносить на хоккей, то можно сказать так: не трудно воспитать хоккеиста, трудно найти хоккеиста, которого стоит воспитывать. А это зависит от отбора. Так что первое, с чего надо начинать, — правильный отбор.

Я всегда проводил отбор по методике Михаила Брыля. Это человек, который меня учил в институте физкультуры, он потом иммигрировал в Канаду, и сейчас вся Канада работает по его методике. Зная эти основы, не совсем легко, конечно, но можно прийти к определенным результатам. Все зависит от отбора. Кого ты выберешь, кого ты будешь воспитывать — это очень важно. А потом уже… как вам объяснить, существует теория физического воспитания. Там есть свои законы, которые надо соблюдать. Есть сенситивные периоды (периоды ускоренного развития того или иного физического или психического качества), когда что-то поддается воспитанию, когда что-то не поддается.

Приведу пример. Существует такое понятие, как максимальное потребление кислорода. У человека это в среднем 5,5 литра в минуту. Прибавляется объем от рождения и в течение 18-20 лет по определенным законам, понемногу. А в пубертатный период (от 13 до 14 лет) этот показатель увеличивается на 1 литр! То есть человек всего имеет пять с половиной, а в один период потребление кислорода увеличивается сразу на литр. И, если в этот момент делать упор именно на это качество, то можно достичь высоких результатов. Ну а если вы это качество будете тренировать раньше или позже, то просто будете тратить время впустую.

От автора. Что ж, спасибо за внимание! Если у вас появились какие-то мысли — делитесь в комментариях, обсудим! Особенно мне интересно пообщаться с теми, у кого дети занимаются в хоккейных секциях. Расскажите, по какому принципу вы выбрали школу? Какие тренеры занимаются с вашим ребенком— лояльные или, скорее, строгие? Каких марок инвентарь используете, зачем вообще отдали своих детей в хоккей?

Ну а если кто-то водит детей в другие секции (футбол, баскетбол, велоспорт, плавание и так далее), тоже буду благодарен за ваши комментарии, пригодятся при подготовке новых интервью!

2121
44 комментария

Уже достаточно долгое время работаю тренером после своей игровой карьеры, хочу сказать, что рост как игрока будет тогда, когда он будет физически и морально готов, после этого можно уже выстраивать концепцию тренировок заполняя все пробелы в катании и владении клюшкой и шайбой. Но пока будет куча тренеров=бизнесменов, которые сами еле на коньках двигаются, так еще запрещают развиваться индивидуально, унижая детей на тренировках, пока это все не уйдет, вы хоккея не увидите) (про обманщиков=подкатчиков тоже многое можно рассказать)

2
Ответить

Согласен. Мне показалось, что персонажи моего интервью не соответствуют описанным вами тренерам-бизнесменам.

1
Ответить

Владислав, полностью согласен!

Ответить

Павел Буре как-то вырос с деревянной, а нынешним всё что-то мешает и жмёт.
Вот там как раз, под ракушкой.

1
Ответить

Тут же вопрос соревнования.
Буре соревновался с другими ребятами в такой же амуниции.
А соревноваться на ладе против феррари - шансов нет ....

2
Ответить

Тут логика такая - если наши деды ходили в отхожее место под куст, то надо обязательно и нам так делать? Извините, не согласен.

1
Ответить

И сколько у нас таких Буре?

Ответить