Тренды, системы и инструменты в продуктовом дизайне: 18 самых важных материалов за январь

Традиционный дайджест руководителя портальной дизайн-команды Mail.Ru Group Юрия Ветрова.

Тренды, системы и инструменты в продуктовом дизайне: 18 самых важных материалов за январь

Шикарный обзор визуальных трендов года от Filip Triner.

Тренды, системы и инструменты в продуктовом дизайне: 18 самых важных материалов за январь

Алан Клемент начинает 2018 год с одной из лучших статей года. Он говорит о том, что под маркой Jobs to Be Done продвигаются два разных подхода: общий прогресс в достижении жизненных целей (кем человек хочет быть) и более-менее конкретная активность (что хочет сделать).

Например, косметическая компания Revlon продаёт надежду стать лучше — это процесс без чётких границ, а избитый пример про то, как «люди покупают не дрели, а отверстия в стенах» ближе ко второму подходу. Это сложилось исторически: авторы ссылались на разные источники и решали разные задачи. Поэтому возникает путаница, что это переименованный анализ деятельности.

В другой статье Алан критикует Энтони Улвика за попытки запатентовать методику Jobs to Be Done. Хуже того, встречаются уже первые случаи преследования за это.

Тренды, системы и инструменты в продуктовом дизайне: 18 самых важных материалов за январь

Кристиан Бек подсказывает дизайнерам, как реагировать на критику дизайна со стороны менеджеров и разработчиков. Самое главное и сложное ― выдохнуть и не реагировать эмоционально.

Тренды, системы и инструменты в продуктовом дизайне: 18 самых важных материалов за январь

Александр Остервальдер рассказывает о 12-недельном инновационном спринте, которому обучает его компания Strategyzer. Он помогает проработать потенциальные новые продукты и получить раннее подтверждение, что они будут востребованы рынком.

Тренды, системы и инструменты в продуктовом дизайне: 18 самых важных материалов за январь

Дизайнеры студии Looi собрали обзор хитовых проектов на Awwwards за последние 17 лет.

Тренды, системы и инструменты в продуктовом дизайне: 18 самых важных материалов за январь

Майк Фредерик Зэтилоу перечисляет степени качества реализации индикатора загрузки, который помогает пользователям.

Тренды, системы и инструменты в продуктовом дизайне: 18 самых важных материалов за январь

Инфографика-шпаргалка по методам и инструментам проектирования услуг от дизайн-команды Capital One.

8. Дизайн-системы в 2018 году

Платформа UX Pin запустила каталог дизайн-систем Adele, который был анонсирован на конференции Clarity в ноябре 2017 года. Для каждой компании указано около 30 параметров, показывающих степень её зрелости.

Впервые у styleguides.io появился достойный конкурент. В каталоге отечественных дизайн-систем мы также планировали добавить степень развития платформы после сбора базовой информации, но в более простом и читабельном виде (кстати, недавно там появилась страничка «СКБ Контур»).

Тренды, системы и инструменты в продуктовом дизайне: 18 самых важных материалов за январь

Из других свежих кейсов: рассказ Марии Мускато из HubSpot и пример единой реализации drag&drop от VMWare. Вообще в этом году особенно горячими должны стать две темы.

Во-первых, централизованная раздача переменных (или токенов) в разные технологические фреймворки. Они позволяют подружить не просто разные технологии (React, Angular и прочие), но и платформы — веб, Android, iOS. Недавно краткий обзор идеи сделал Луи Ченаис, хотя лучше всего её описал Натан Кёртис два года назад; кстати, обнаружился их генератор статического сайта.

Свежий пример генератора маркеров дизайна для веба и мобильных можно посмотреть у Нейта Болдуина. Design Systems Manager от InVision тоже умеет экспортировать переменные и иконки во всевозможные форматы, но такой код надо потом перерабатывать. Грядущее обновление нашей дизайн-системы Paradigm будет как раз про это — готовим вторую статью и примеры кода к публикации.

Во-вторых, связка инструмента дизайнера и технологического фреймворка. Сейчас под дизайн-системой многие понимают банальный UI Kit в Sketch, но это мышление середины прошлого века, когда термин описывал бумажные брендбуки классических компаний.

Как именно объединить два мира — вопрос на миллион, приходится поддерживать обе ветки параллельно (шаблон и фреймворк), здесь легко и непринуждённо появляются расхождения.

Но попытки появляются то тут, то там. Например, Джоэл Бесада из Tictail рассказывает о прототипе связки библиотеки компонентов на React и макетов в Sketch. Они собрали связку для своих задач, и на первом этапе она ещё сырая, но это важное подтверждение того, что в эту сторону можно и нужно двигаться.

В другую сторону работает библиотека от Seek — она генерирует файлы Sketch из HTML. Например, можно превратить в живой гайдлайн символы, чтобы связать компонентный фреймворк с макетами. Или плагин Shopify Telescope, который позволяет искать компоненты в их дизайн-системе Polaris не выходя из Sketch. В общем, впереди одиннадцать месяцев интереснейших новостей и технологий на эту тему.

Тренды, системы и инструменты в продуктовом дизайне: 18 самых важных материалов за январь

Сайт собрал и наглядно представил дюжину ключевых теоретических интерфейсных принципов. Стилизован под приятные винтажные методички.

10. Новости инструментов дизайна

  • Свежие плагины Sketch: Timeline от Anima для создания анимации, экспорт макетов в Jira, Font Rapid для создания шрифтов, Gif Me для вставки GIF-анимаций в макеты, тёмная тема оформления. Статьи: памятка по созданию современной библиотеки символов в Sketch от Michael Fouquet из Hudl.
  • Январское обновление Adobe XD: интеграция с Zeplin, Sympli и аналогичными инструментами, предпросмотр файлов в Dropbox. Издательство SitePoint выпустило в 2017 году книгу Дэниеля Шварца «Jump Start Adobe XD». UXmatters публикует вторую главу из неё, посвящённую основам прототипирования в инструменте.
  • Marvel Design тоже становится инструментом дизайна интерфейсов, а не просто прототипирования — эту тенденцию не остановить.
  • Новые официальные шаблоны Framer (iOS, Android, веб, wireframes).
  • Rightware Kanzi — специализированный инструмент для дизайна автомобильных интерфейсов.
Тренды, системы и инструменты в продуктовом дизайне: 18 самых важных материалов за январь

Рассказ британской студии Blind Ltd о работе над интерфейсами фильма Star Wars: The Last Jedi.

Тренды, системы и инструменты в продуктовом дизайне: 18 самых важных материалов за январь

Оператор центра информирования граждан о чрезвычайных ситуациях на Гавайях случайно отправил массовое сообщение о ракетной атаке. Многие ссылаются на проблему в интерфейсе инструмента оповещения, и Джаред Спул неплохо разобрал ситуацию. Более-менее толковый обзор был также у Nielsen Norman Group, а Business Insider заметило ещё и хранящийся в открытом виде пароль.

13. Дизайн-менеджмент в 2018 году

Очередная инициатива InVision ― клуб дизайн-менеджеров Design Leadership Forum. Сейчас там пара десятков экспертов из Intuit, Lyft, Facebook, Google, Hulu, Samsung, Fox, Khosla Ventures и самого InVision, также они принимают и сторонние заявки. Обещают серию мероприятий: экскурсии, ужины и прочее.

Тренды, системы и инструменты в продуктовом дизайне: 18 самых важных материалов за январь

Тема горячая ― всё больше компаний системно подходят к дизайну, нанимают больше дизайнеров, повышают требования к качеству пользовательского взаимодействия. Теория менеджмента насчитывает более сотни лет опыта, в промышленном дизайне за десятилетия накоплена немалая экспертиза.

Но в сфере цифровых продуктов действительно яркие истории внедрения дизайна на всех уровнях начались только в последнее десятилетие. Здесь нужны хорошие управленцы, так что в 2017 году было уже пять крупных конференций, не считая митапов и онлайн-мероприятий:

Я был на первых двух (LXConference вообще одна из самых полезных и сильных конференций, на которых я когда-либо был) и планирую как-нибудь добраться до Leading Design и DesignOps Summit.

Это шикарная возможность узнать, как работают другие дизайн-команды и пообщаться с коллегами по цеху. А ещё ― получить обратную связь по идеям из моей будущей книги по паттернам дизайн-менеджмента. Кстати, в ней есть много примеров того, как устроены дизайн-команды, и вот несколько свежих рассказов на тему: Amplitude, Google, Microsoft.

Тренды, системы и инструменты в продуктовом дизайне: 18 самых важных материалов за январь

Коллекция паттернов игровых интерфейсов.

Джефф Саеро описывает результаты сравнительного тестирования сайтов крупных сотовых операторов, включая метрики NPS и SUPR-Q.

16. Интерфейсы на выставке CES 2018

В первые дни года традиционно проходит самая эффектная технологическая выставка CES (Consumer Electronics Show). Хотя крупнейшие компании вроде Microsoft, Apple и Samsung стараются делать собственные мероприятия для важных презентаций продуктов и платформ, CES — толковый срез трендов в новых устройствах и форм-факторах.

Тут есть где разгуляться фантазии дизайнеров интерфейсов — то и дело увидишь материализацию какого-нибудь фантастического фильма. Что можно отметить:

Тренды, системы и инструменты в продуктовом дизайне: 18 самых важных материалов за январь

Голосовые интерфейсы продолжают быть самой горячей темой (в США продано 39 млн устройств). Продолжилась война за партнёров между устройствами Amazon Alexa и Google Assistant — их встраивают в любую штуковину с питанием от электричества.

Amazon начал массовый захват рынка в прошлом году первый, Google подтянулся в этом. Правда, местами это выливается в производство бесполезных устройств — было показано много «умных» экранов, которыми мог бы быть любой дешёвый планшет.

А вот у Facebook не полетело — они закрыли своего виртуального помощника «M». Самое время почитать свежие статьи на тему проектирования голосовых интерфейсов:

  • инструкция Марсио фон Мюлена по проектированию, разработке и тестированию навыка для голосового помощника Alexa;
  • часть пятой главы из книги Кэти Перл «Designing Voice User Interfaces».

«Умные» часы теряют популярность вместе в с продажами (они снова слегка упали в третьем квартале). Было множество анонсов, из них интересен разве что «умный» браслет Sgnl, который позволяет говорить по руке: нужно просто приложить палец к уху.

«Умные» гарнитуры и наушники, наоборот, популярность набирают вместе с развитием технологий и инфраструктуры. Они вызвали ажиотаж ещё на CES 2014. В прошлом году получили новый всплеск интереса с анонсом Google Pixel 2, который переводит иностранную речь на лету, но анонсировали вещь и покруче. Некоторые считают, что будущие поколения Airpods от Apple тоже будут «умными». На CES было много устройств для слабослышащих. В общем, снова отсылка к статьям про голосовые интерфейсы.

Виртуальная и дополненная реальности остаются важны, но пока они сражаются за взрывной рост (все мечтают о новых смартфонах и компьютерах, но зря). Ещё с конца 2017 года с анонсами от Oculus и HTC то и дело показывают положительную динамику в решении изначальных проблем: провода, качество, сенсоры, способы управления и прочее.

Из интересных экспериментов с сенсорами:

Автомобильные интерфейсы последние годы показывают всё чаще, у каждого — широкий экран на всё торпедо, сыпятся баззворды про автономность, электричность и прочую хайтековость. В реальные машины это попадает дозировано, хотя General Motors планирует выпустить первое авто без руля в 2019 году.

Nissan экспериментирует с интерфейсами «мозг-компьютер» для водителя, а Harman — с интерьерами автономных машин и тем, что происходит с пассажирами в это время: их концепт Moodscape использует данные биометрии для управления звуком, освещением, проекциями.

Много интересных технологий, например: оптическое соединение нескольких мониторов, сенсор отпечатка пальца под экраном. Есть всякая дичь вроде устройств для легализованных вейперов и передачи запахов, а также криптомайнер от Kodak. Есть чем развлечься перед выходом нового «Железного человека». В следующий раз много интересного покажут на Mobile World Congress, который состоится 26 февраля 2018 года.

Kate Meyer описывает разницу в сценариях для качественного и количественного пользовательского тестирования.

Подробнейший чек-лист оптимизации производительности сайтов от Smashing Magazine. Можно скачать PDF.

Читайте полную версию дайджеста в моём блоге. В нём, как обычно, много новых материалов по дизайну для Apple Watch, Android Wear, Material Design, расширений для Sketch, свежих скриптов и прочего. За новыми ссылками также можно следить в группе на Facebook, «ВКонтакте» и в канале Telegram — спасибо всем, кто помогает их наполнять. Вы также можете получать свежие обзоры по почте.

33