Метод структурирования процессов для стартапа или корпорации на 1 листе бумаги

В этой статье хочу рассказать о гибком способе, с помощью которого можно систематизировать работу в компании, отделе или даже в отдельно взятой должности с использованием одного листа бумаги. А если вы с этим методом пройдетесь по организационной структуре, то у вас получится системная карта процессов всей компании без кипы корпоративной документации.

Предыстория

В октябре 2021 года я проводил стратегическую сессию для сотрудников компании Фикус. Они занимаются озеленением общественных и корпоративных пространств. Задачей мероприятия была презентация бизнес-целей на ближайшие несколько лет и синхронизация коллектива вокруг них.

Одна из идей сессии была в том, что каждый член команды – внутренний предприниматель со своими внутренними заказчиками, услугами и продуктами, качество которых складывается в общее качество деятельности компании.

Как донести эту мысль? Я решил провести эксперимент:

1. Взял Lean Canvas – инструмент, который часто используют в стартапах для описания собственных продуктов;

2. Предложил сотрудникам, разбитым по командам (отделам), описать свою работу с помощью этого фреймворка;

3. Предложил командам презентовать результат друг другу.

Шаблон Lean Canvas. Взял где-то в сети. Именно его мы использовали на воркшопе.
Шаблон Lean Canvas. Взял где-то в сети. Именно его мы использовали на воркшопе.

Как итог, случился классный воркшоп, где мы за несколько часов, силами сотрудников, структурировали основные компоненты процессов. Кроме этого:

1. Все взглянули на свою работу с позиции менеджера;

2. Все синхронизировались в общем видении (один метод – один язык);

3. Все глубже осознали суть собственной работы и работы коллег в смежных отделах.

Пример заполнения.
Пример заполнения.
Одна из команд презентует коллегам результат заполнения.
Одна из команд презентует коллегам результат заполнения.

Переосмысление.

Еще несколько месяцев назад я готов был сделать на основе этого опыта практический кейс, опубликовать статью, если бы не дотошность до нюансов. Lean Canvas – хороший инструмент, но не логичный. Вот пример размышлений:

1. Почему последовательность заполнения блоков именно такая, как указана в шаблоне, а не другая?

2. Чем обусловлено расположение блоков?

3. Что такое ключевые метрики в контексте операционной деятельности отдела или отдельно взятого сотрудника? Кто назначает эти метрики?

4. У отделов и у сотрудников есть не только внутренние заказчики, но и внутренние партнеры или поставщики. Как их учесть?

5. Что можно изменить, чтобы инструмент стал логичным и цельным, с минимумом вопросов к содержанию?

Да, можно было попробовать использовать Business Model Canvas Остервальдера. В нем частично присутствуют нужные для работы блоки. Но и к этому инструменту у меня есть вопросы.

Так я несколько месяцев размышлял, крутил информацию, общался с коллегами и наставниками, моделировал и тестировал логику. В итоге 31 декабря, была завершена работа и сегодня делюсь с вами фреймворком, который назвал Harmony Desk.

Метод структурирования процессов для стартапа или корпорации на 1 листе бумаги

Почему такое название? Потому что цель инструмента – помочь компаниям стать более гармоничными. Почему на английском? Потому что, хочется верить, инструмент может быть полезен компаниям во всем мире.

Принцип

Базовый принцип похож на Lean Canvas или Business Model Canvas:

1. Есть холст (лист бумаги) и на нем расположены блоки с тематическими заголовками;

2. Есть определенная последовательность заполнения блоков атрибутами, имеющими к ним отношение;

3. По результатам вы получаете комплексную и наглядную картину описываемого вами объекта.

Отличия этого инструмента заключаются в логике блоков, рекурсивности инструмента и в наличии управленческого ядра. Но обо всем по порядку.

Логика

Назначение инструмента – разложить / структурировать компоненты деятельности и процессы по порядку. Поэтому важно было учитывать причинность: что откуда вытекает, как и куда движется и что за чем следует.

Следите за руками.

Всё начинается с заказчика и его проблемы, дальше плавно перетекает в цель, к исполнителю и к его услуге / продукту. Чтобы произвести продукт, исполнителю нужно выполнить определенные задачи, в которых могут принимать участие ресурсы, поставщики ресурсов и партнеры. Задача обсуждается, и результат передается в точках контакта. У работы есть внутренние критерии оценки эффективности и внешние критерии оценки качества. Исполнитель несет затраты на выполнение работы, но и получает выгоды.

Всё стройно и просто!

Схематичное отображение логики фреймворка Harmony Desk. Нумерация в блоках обозначает порядок заполнения. 
Схематичное отображение логики фреймворка Harmony Desk. Нумерация в блоках обозначает порядок заполнения. 

Рекурсивность

Организации как фрактал, имеют общий узор и принципы на всех уровнях деятельности. Нужно лишь их разобрать. Мне важно было найти такие информационные блоки, которые точно имеются и могут быть описаны как с точки зрения деятельности отдельно взятого сотрудника, так и с точки зрения деятельности корпорации. Во-первых, это красиво. Общая структура и логика. Во-вторых, это удобно. Единый корпоративный язык.

Метод структурирования процессов для стартапа или корпорации на 1 листе бумаги

Управленческое ядро

Самое, на мой взгляд, интересное. Вы, наверное, заметили иконку с плюсом на изображении инструмента. Она обозначает управленческое ядро – это в каком-то смысле центральный процессор, набор блоков, находящихся "под капотом" фреймворка. В случае с Harmony Desk мы имеем 4 ядерный процессор:

1. Ядро смежной деятельности – здесь фиксируются управленческие и поддерживающие задачи, которые с точки зрения бизнеса часто выполнять не хочется, но нужно.

2. Ядро компетенций – здесь фиксируются хард и софт скиллы, важные для качественного выполнения работы в отделе или на отдельно взятой позиции.

3. Инновационное ядро – здесь фиксируются инструменты и технологии, которые помогают эффективно выполнять работу;

4. Ядро рисков – здесь фиксируются вероятные негативные ситуации, с которыми вы можете столкнуться и меры, которые нужно предпринять, чтобы минимизировать последствия.

Не нужно учитывать риски? Замените блок любой другой управленческой информацией, более важной для вашего случая. Это в каком-то смысле конструктор.

Метод структурирования процессов для стартапа или корпорации на 1 листе бумаги

Если заполнить развернутый лист и распечатать на формате А3, ядро можно удобно сложить гармошкой и спрятать, а при необходимости разворачивать.

Итог

Таким образом, в результате получился довольно стройный инструмент, который, с моей точки зрения, учитывает недостатки Lean Canvas и даже Business Model Canvas. Вы можете использовать печатную версию или электронную. Заполнять его самостоятельно или командой.

Harmony Desk может заменить кипу должностных инструкций, процедур и регламентов в каждом из отделов. Инструмент может помочь сотрудникам взглянуть на бизнес и свою работу управленческим взглядом, с высоты птичьего полета, чего часто в бизнесе, согласитесь, не хватает.

Я сделал посадочную страницу, где вы можете запросить презентацию с примерами заполнения и шаблон с инструкцией.

Спасибо большое за внимание! Рад буду ценным замечаниям и комментариям.

2020
13 комментариев

Кирилл, добрый день! Благодарю за системную работу над материалом и искреннее желание делиться своими трудами и успехами. Запросил презентацию

1
Ответить

Михаил, спасибо большое. Отправил документ на почту).

1
Ответить

Здравствуйте! Очень интересный взгляд) Хотел бы получить презентацию, но, к сожалению, посадочная страница у меня не открывается

1
Ответить

Здравствуйте. А напишите мне на почту, пожалуйста (kirill(at)k-kazakov.ru) - я пришлю документ. Прошу прощения, что долго не отвечал, давно не заходил на vc

Ответить

Добрый день.
Интересно, запросил презентацию.

Ответить

Добрый день. Отправил. Спасибо за интерес.

Ответить

чем отличается от miro?

Ответить