Как написать востребованную пьесу

Сегодня я расскажу вам что стоит и что не стоит писать начинающим драматургам.

Многие, да почти все писатели, не читают произведения своих коллег, и это плохо, потому что, тогда они бы поняли, что не так уж оригинальны, как думают. И названия такие есть, и герои похожи и сюжет одинаковый, и мысли одни. И, даже, концовка один в один, как у коллег. Иногда возникает вопрос — один ли автор написал эти произведения или все-таки разные.

Давайте обратим теперь внимание на те пьесы, которые могут заинтересовать редакторов и жюри конкурсов.

Чаще авторы, с разным уровнем подготовки, из разных стран и городов, разного возраста, скатываются в одну колею, и пишут об одном и том же.

Редакторам, как правило, очень не нравятся пьесы про дни рождения и похороны. Все члены жури конкурсов, и редакторы, и продюсеры сетуют на то, что кроме как дней рождений, корпоративов и похорон, как будто нет никаких других событий. А свои произведения авторы так и называют — День рождения Н. Как умирал П. Как прошел корпоратив Д.

Во-первых, здесь особо не разгуляешься, сюжет слишком узок и предсказуем. Как правило, идут длинные диалоги и описание места событий, где-то в середине пьесы назревает небольшой конфликт и пьеса, вобщем-то заканчивается тривиально и скучно.

Похороны, как правило, тоже не отличаются оригинальностью. Собрались родственники, делят наследство, узнают какие-то нелицеприятные факты об умершем. Все так же скучно и однообразно и предсказуемо. И складывается такое впечатление, что люди живут только ради наследства, как правило, такие герои ни чем не примечательны. Серые невразумительные личности. Они все одинаковые, жадные, корыстные. Читателю обычно, не нравится читать такие произведения, у которых нет изюминки. Не за кого переживать, не кому симпатизировать или не кого ненавидеть. Почему читатель должен переживать за «стервятников», которые не получили наследство? Обо всем этом уже писалось ранее в сотнях интерпретаций. Как правило, такие книги читатель откладывает в сторону, едва прочитав первые пару страниц и заглянув в концовку.

Еще читатели и редакторы не любят пустых диалогов. Например, встретились в магазине две подруги, поговорили о том о сем, на работе коллеги поговорили, чай попили, печеньки поели, поздоровались-попрощались… Эта «вода» никому не нужна. Читатель не заинтересуется, театральный режиссер — выбросит в мусорку.

Птеса сразу должна быть понятной — о чем она, кто главный герой, какой его характер и предназначение. Пьеса — это не роман, не рассказ, и даже не статья в газету, и надо понимать, что это особое произведение, предназначенное исключительно для театра. И здесь есть ряд ограничений.

Во-первых — по размеру. Не надо писать огромные километры текста. Но и слишком маленькие пьески тоже не подойдут. Не понятно куда это вставить или как сократить. Чувствовать размер — главная задача автора.

Все мы хоть раз в жизни были в театре. И замечали, что постановки идут от часу до двух (с антрактом). Обычно — это страниц 50 70. Вот в этот объем и нужно вложиться в идеале. Есть еще моно-пьесы. Здесь допускается размер — от 10 до 20 страниц текста. Как правило — это монолог и слушать его, крайне утомительно.

Классическая пьеса — это в постановке один или два акта — два действия.

Во-вторых, автор должен понимать, что его произведение ставят на сцене. А это значит и огромные ограничения в месте действий (никто не будет менять декорации каждые 20 минут). Никто не сможет поразить зрителя спецэффектами, как например, в кино. А значит, действие должно проходить в одном пространстве — в одном помещении или, максимум, в двух.

В-третьих, должно быть ограничение по времени. Не надо растягивать пьесу на месяца и годы. В идеале, действие происходит быстро, в течении часа, дня, недели, не более того.

Не надо рассказывать о жизни героя от рождения до смерти. Пьеса этого не предполагает. Как правило — это никому не интересно в пьесе. Это затянуто. Это накладно и по актерскому составу и по костюмам — ведь меняются эпохи, а значит и антураж и актерский состав.

Пьеса — это определенный отрезок жизни человека-героя. Одно из ярких событий в его судьбе. Событие. Которое может уместиться на сцене в течении часа-двух. И о котором можно рассказать с помощью тех средств, которыми располагает театр. Рассчитывайте на то, что на сегодняшний момент — театр беден. То есть, значительно экономичен в средствах. У театра нет возможности закупить декоративные композиции, дорогие декорации, выставить дополнительный свет и яркую разнообразную подсветку, которую предполагает автор. Поэтому, нужно понимать, что бюджет спектакля ограничен, и режиссер вполне может отказаться от вашей пьесы, по экономическим причинам.

Вы. Конечно, можете рассчитывать, что вашей пьесой заинтересуются богатые театры, но доля вхождения слишком мала, потому, что слишком большая конкуренция, и при этом, театры любят ставить проверенные временем постановки — Шекспир, классика, то что проходят в школах, потому что таким образом, можно получить дополнительного зрителя. А все это значит, что молодому автору нужно, скорее всего, рассчитывать на бедные театры.

Следующее, о чем стоит помнить автору, это о том, что в малых театрах работает небольшая труппа актеров. А значит нужно рассчитывать количество героев. Идеально — 3-7 актеров.

Еще одна немаловажная деталь — в театры ходят в основном женщины и люди старшего возраста — любители-театралы. Эти люди любят определенный репертуар, понятный им и подходящий по возрасту. И если вы напишите пьесу про первую юношескую любовь, вряд ли стоит рассчитывать, что на нее пойдет возрастной зритель. И наоборот. Поэтому, здесь автору надо изловчиться и найти золотую середину.

А главное — это хороший текст, который способен удержать зрителя в напряжении. Людям интересны яркие образы, комичные ситуации. Неожиданные развязки.

Последние тенденции говорят о том, что зритель идет на комедии, такие легкие пьески, чтобы можно было отдохнуть, расслабиться. Зритель хочет получить хорошее настроение. Удовольствие от похода в театр.

И тем не менее, действие должно быть реалистичным, понятным зрителю. Должны перекликаться с реальной жизнью.

Может быть, поэтому, сейчас очень модными стали юмористические сценки. К ним особое отношение. Надо быть очень опытным и продвинутым автором, чтобы справиться с этой, весьма сложной, задачей. Но если вы вошли в колею, и над вашими пьесками смеется зритель, то вас «оторвут» с руками и ногами. Такие авторы ценятся на вес золота, и как правило, очень хорошо оплачиваемы.

Пьесы не должны быть слишком заумными. Это читатель может отвлечься, загуглить то, что ему не понятно, здесь такого сделать нельзя.

Не стоит писать и о своих политических и религиозных взглядах — это не интересно и надоело в реальной жизни. Спросите на улице тетю Машу или Дядьку Степана, и он вам расскажет о нашей действительности, практически, теми же словами.

Еще не стоит писать о загробной жизни. Это сюжеты на одного автора. Кто-то когда-то уже написал подобное, и вы будете лишь повторяться.

Еще надо запомнить одно правило — нельзя писать современные пьесы в стихах. Раньше, такое допускалось, в наши дни лучше от этого отказаться. Как правило, такие стихи очень ограниченные, не звучные, не интересные. Проще сказать — плохие. Сложно написать пьесу в стихах грамотно и талантливо. И в стихах. Современному зрителю трудно уловить смысл и продолжить следить за сюжетной линией. Да и актеры, как правило, играют во многих пьесах одновременно. И запомнить несколько страниц текста, им очень сложно. Если же в обычном тексте, забываются слова, актер может заменить реплику по смыслу и зритель ничего не заподозрит. То любая запинка в стихах, может быть роковой.

А вообще, автор может писать о чем угодно и как угодно, если он твердо верит в успех и способен годами предлагать свои творения на конкурсы и в редакции.

33
реклама
разместить
12 комментариев

Шекспир не родился классиком - он стал им.

1

напомни кто ты

Все зависит еще от жизненного опыта ИМХО. Домашний мальчик вряд ли сможет написать произведение об отважном и суровом мужчине. Даже если и сможет, это будет выглядеть карикатурно

Комментарий недоступен

сорри, не смог удержаться ) :

некий молодой автор опубликовал свою повесть, о которой сразу загововрили.
Маститый писатель советует ему:
- батенька, на волне этого успеха Вы должны быстренько написать какую-нибудь пьесу
- но я никогда не писал пьес((
- ну что Вы, это же очень просто: слева пишете КТО говорит, справа - ЧТО говорит

вообще то, Голливуд, будучи "фабрикой грез" за десятки лет практики выработал схему, которая определяет успешность постановки.

Мы говорим о том, ЧТО людям будет ИНТЕРЕСНО смотреть.
Пьеса, фильм - это прежде всего entertainment!

Людям не интересно смотреть про абстрактные филсофские, научные или политические идеи, какими бы захватывающими они ни были.

Людям интересно смотреть именно что про ЛЮДЕЙ
(например: "9 дней одного года" - фильм вроде бы о науке, но это ДРАМА его ГЕРОЕВ, при том, что все действо происходит на фоне ядерной физики)

Далее: драма/конфликты должны быть гиперболизированы до максимума.
В конце произведения конфликты должны разрешаться.

Типовой голливудский паттерн - это 3-акта:
1й- знакомимся с героями,
2й - "забрасываем котика на дерево" и начинаем закидывать камнями,
3й- снимаем котика с дерева.

Разумеется, кроме опробованнного временем паттерна нужен еще и талант/мастерство, но при наличии оных - такой паттерн работает "на ура".

Как пример: "Крепкий орешек" ( первый) - если присмотреться, фильм сделан именно поэтой схеме, но сделан мастерски.

Другой пример - абсолютно камерный фильм 96г с Дастином Хоффманом "American Buffalo".
Ни разу не триллер, все происходит в 1 помешении, но каков накал страстей!

Из того, что ближе к нам: "Утиная охота" Вампилова, и по этой же пьесе - "Полеты во сне и наяву" с Янковским

// и кстати (?), типа классика американской драматургии "Завтрак у Тиффани" Трумэна Капотэ - просто сопли на сахарине, по сравнению с Вампиловым