Ашманов и партнеры
2 254
Блоги

Оптимизация для мобильного поиска: готовимся к mobile-first индексу Google

Руководитель группы оптимизаторов в компании «Ашманов и партнёры» Никита Тарасов дал практические советы по оптимизации сайтов для мобильных алгоритмов «Яндекса» и Google.

Поделиться

В избранное

В избранном

В 2018 году Google планирует запустить алгоритм Mobile-first Index. С этого момента оптимизация десктопной версии сайта потеряет первостепенное значение для ранжирования.

Похожий алгоритм уже запустил «Яндекс», и в мобильном поиске он отдаёт приоритет сайтам, адаптированным для просмотра на смартфонах и планшетах. За последние два года доля визитов «Яндекса» c этих устройств выросла с 25% до 45%. Многие российские сайты, даже те, у которых с десктопной оптимизацией всё хорошо, к этим переменам в ранжировании не готовы.

Оптимизацию для мобильного поиска нельзя игнорировать, как минимум потому что есть риск потерять 30-40% органического трафика.

Я составил список простых и важных рекомендаций, которые помогут провести базовую оптимизацию и увеличить трафик из мобильного поиска.

Сделайте, наконец, мобильный (или адаптивный) сайт

Говорить об оптимизации нет смысла, если сайт не адаптирован под мобильные устройства. Это важный и очевидный шаг, чтобы повысить долю поискового трафика с мобильных устройств.

Вопрос в том, делать ли отдельную мобильную версию сайта или адаптивную вёрстку. Я бы рекомендовал второй вариант. Он дороже и дольше в реализации, но с лихвой окупается при дальнейшем администрировании и наполнении, потому что вы работаете с одним сайтом.

Ускорьте загрузку сайта до трёх секунд

Скорость загрузки сайта — значимый критерий для алгоритмов ранжирования и пользователей. По данным Google, показатель отказов достигает 53%, если сайт загружается более трёх секунд. Видимость в поисковой выдаче из-за этого значительно проседает.

Основные причины медленной загрузки:

  • Файлы изображений большого объёма.
  • Неоптимальная загрузка JavaScript и CSS.
  • Большие фрагменты закомментированного кода.

Чтобы получить рекомендации по увеличению скорости загрузки конкретного сайта, воспользуйтесь сервисами PageSpeed Insights и Gtmetrix.

Внедрить рекомендации проще всего через модуль PageSpeed Module. Он позволяет сжать изображения, JavaScript и CSS и оптимизировать HTML-код.

Выявите страницы с высоким процентом отказов

Даже если сайт загружается быстро, показатель отказов для некоторых страниц может оставаться высоким и портить общую картину. У многих на этой почве возникает соблазн корректировать источники платного трафика, но в первую очередь стоит выявить страницы с наибольшим показателем отказов (отчёты «Страницы выхода» в «Яндекс.Метрике» и Google Analytics).

Затем проанализировать поведение пользователей на данных страницах. Для анализа поведения пользователей подойдут стандартные инструменты в «Яндекс.Метрике»: «Вебвизор», «Карта.Кликов», «Карта.Ссылок», «Карта.Скроллинга».

Оцените сайт через Google Search Console

В Google Search Console есть раздел, где указывается, как алгоритмы поисковой системы оценивают сайт с точки зрения удобства использования на мобильных устройствах, и что конкретно можно улучшить. Я бы рекомендовал регулярно проверять здесь работу сайта, особенно после обновлений CMS и внедрения каких-либо доработок по сайту.

Рекомендации по оптимизации в Google Search Console

Обратите внимание на раздел «Заблокированные ресурсы». К ним относятся все JavaScript, файлы CSS и изображения, необходимые для корректного отображения сайта, но закрытые для индексации поисковыми системами.

Вот что пишет об этом Google:

Чтобы правильно обработать и индексировать вашу страницу, роботу Google необходим доступ к её ресурсам — файлам JavaScript и CSS, изображениям и так далее.

Если файл robots.txt сайта не позволяет просканировать все эти ресурсы, возникают ошибки. Из-за этого рейтинг сайта в поисковике становится низким.

Укажите поисковым роботам на мобильную версию

Мобильная версия сайта обычно располагается в отдельной папке основного сайта (например, domain.ru/mobile/) или на поддомене (например, m.domain.ru).

В этом случае важно указать поисковым роботам на связь между десктопной и мобильной версиями.

Укажите на страницах основного сайта соответствующие URL мобильной версии при помощи атрибута rel="alternate" и тега link. На обычной странице (например, на http://www.example.com/page-1) добавьте код:
<link rel="alternate" media="only screen and (max-width: 640px)" href="http://m.example.com/page-1">.

На странице для мобильных устройств (http://m.example.com/page-1) добавьте атрибуты: <link rel="canonical" href="http://www.example.com/page-1">.

Исходя из рекомендаций представителей «Яндекса», рекомендуется привести содержимое директивы Host в robots.txt для мобильной версии к следующему виду:

Host: m.domain.ru// — нужно указать домен мобильной версии.

Также в robots.txt в директиве Sitemap необходимо указать на адрес XML-карты сайта, которая должна быть отдельно создана для мобильного поддомена.

Sitemap: http://m.domain.ru/sitemap.xml// — нужно указать путь до XML-карты сайта мобильной версии.

Перенесите все важные страницы

Страницы, на которых распределены наиболее приоритетные и частотные запросы, с основной версии сайта стоит перенести и на мобильную. Из-за их отсутствия сайт в мобильной выдаче в целом может ранжироваться хуже.

Не откладывайте оптимизацию

Поисковики с каждым годом всё больше отдают приоритет мобильным пользователям. Это резонно, потому что в некоторых странах, например, в Японии и Британии доля мобильных покупок в ecommerce уже превышает долю десктопных. В России этот рынок формируется, и у многих есть редкий шанс завоевать лидерство в мобильном поиске.

Мы рекомендуем не откладывать оптимизацию и начать с обозначенных выше пунктов. Десктопный поиск в обозримом будущем никуда не исчезнет, но его вклад в привлечение пользователей и продаж станет слабее.

#SEO

{ "author_name": "Ашманов и партнеры ", "author_type": "self", "tags": ["seo"], "comments": 8, "likes": 11, "favorites": 35, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "33591", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]