6 хаков эффективности юриста

Частые симптомы работы юриста в компании — непрозрачность, невозможность оценки, медленность, отсутствие понятных процессов, завязка на личности. Такой подход рождает множество проблем, на которые потом жалуются многие предприниматели и сами юристы. Что же с этим можно сделать? Делюсь некоторыми своими приёмами и лайфхаками в работе.

Юрист в компании и его проблемы

Юридический специалист выполняет всегда одинаковые, но разные задачи: написать претензию или иск, поправить договор и написать оферту, проверить риски, проконсультировать коллег. Часто бывает, что тяжело оценить результат, логику решения — что изучалось, что рассматривалось? Некоторые юристы стремятся сделать свою работу сложной, непонятной, придать ей некую «ауру».

Некоторые так делают осознанно, но большинство просто не видели, что работать можно иначе.

6 хаков эффективности юриста

1. Первый поинт

Например, юриста попросили объяснить, как поступить в конкретном кейсе — в ответ можно получить набор несвязанных цитат из закона и неточный совет в конце без точных и ясных формулировок. Красочная иллюстрация:

«Пишем 7-8 листов с перечислением законодательства, так или иначе относящегося к вопросу. Логику и взаимосвязь соблюдать не нужно, просто должен быть объем. До кучи можно еще практики всякой, международных норм и пр. Читатель должен увидеть, что здесь был серьезный юридический поиск, глубокие думы и бессонные ночи.

Затем произносим волшебную фразу «Из совокупной трактовки вышеизложенных норм можно сделать следующий вывод». И дальше пишем свою позицию.

Вуаля! У нас есть серьезный экспертный анализ с профессиональным мнением по теме»

«Пишем 7-8 листов с перечислением законодательства, так или иначе относящегося к вопросу. Логику и взаимосвязь соблюдать не нужно, просто должен быть объем. До кучи можно еще практики всякой, международных норм и пр. Читатель должен увидеть, что здесь был серьезный юридический поиск, глубокие думы и бессонные ночи.

Затем произносим волшебную фразу «Из совокупной трактовки вышеизложенных норм можно сделать следующий вывод». И дальше пишем свою позицию.

Вуаля! У нас есть серьезный экспертный анализ с профессиональным мнением по теме»

2. Второй поинт

А юристы, которые связывают работу с собой? Например, юрист начал судебный процесс, но уволился на его середине, не передав дела или передав компьютер/аккаунт с доступом ко всему, что есть — дальше сами разберутся.

Для следующего пользователя это может значить, что материалов дела по суду не осталось или их приходится так долго искать, что собрать всё заново легче.

Юрист начал писать договор, но запросы заказчиков, просьбы коллег и результаты обсуждений, которые в итоге образовали договор, находятся на почте, где-то на компьютере или записывались на бумаге, которая давно в мусорке.

Эти вопросы возникают, если юристы в компании делают и хранят работу на компьютере. К компьютеру нужно иметь физический доступ, чтобы достать документы. Документы лежат в разных папках, каждая из которых неизвестна для посторонних.

Наконец, если в компании много разных задач, которые не учитываются, а юрист всего один, то любое ЧП сделает юриста узким горлышком бизнеса, которая всё засасывает как чёрная дыра и не отдаёт обратно.

Всё описанное говорит о непрозрачности работы, невозможность её оценки, об отсутствии процессов, о привязке работы к человеку, а не процессу, наконец, о случайности работы.

Критикуешь? Предлагай

Суть работы юриста — собрать условия и проверить их выполнение. Чистое программирование, you know.

Идём дальше — задачи юристов можно разделить по типам: судебная работа, договорная работа, консультирование, проектные (кастомные) задачи. Есть множество других типов задач, я лишь привожи средние значения по больнице.

Чтобы уменьшить временные расходы, ускорить и систематизировать процесс, классно, если работа выстроена по принципу конвейера: заранее определённые последовательные стадии выполнения работы по каждому типу.

Чтобы претворить эту идею в жизнь, нужно:

  • Организовать и подчинить процесс работы в систему;
  • Декомпозировать разные типы задач.

Процесс работы: лайфхаки

В апреле 2021 года я пришёл в команду, где 90% работы — судебные дела. В июне того же года пришёл в команду, где 100% дел занимали договоры — на русском, английском, оферты, контракты и контракты на английском.

За время работы в этих местах (и до этого) я набрал некоторое количество лайфхаков, которые помогли организовать работы с командой так, чтобы проблем, которые описаны в начале, не было. Вот что это за лайфхаки:

1-2 канала постановки задач. Задачи ставятся в 1-2 каналах постановки задачи, как например, e-mail / в CRM / по телефону / устано. Задачи, переданные иначе, не ставятся в работу и должны быть переведены как оговорено.

Процесс работы по типу задачи. Процедура выполнения работы регламентирована. Например, заказчик (внутренний или внешний) подтверждает исполнителю его понимание задачи, результат и другие важные параметры. Потом заказчик принимает задачу. Польза: ты знаешь, на каком этапе выполнения находишься, что нужно делать. Участники знают, почему сейчас такой результат, что учтено, чего не брали, почему принято такое решение.

Место хранения задачи. Всякие документы можно делать на компьютере у бабушки, но если с ними работают разные люди, то храниться они должны в папке / облаке, который можно найти через CRM.

Одна задача — одна папка. Если вы пишите договор с трубопрокатным заводом, то в конкретной папке должны быть сохранены все и только документы по сделке. Ничего больше, ничего меньше. Польза в отсутствии необходимости искать документ среди десятков таких же. Меньше времени на суету, больше для пользы.

Говорящее лицо задачи. Если по задаче работает n > 1 исполнителя/заказчика, то должен быть лид проекта с каждой стороны и принимает итоговое решения. Польза в структурированности работы по проекту, ты всегда знаешь, кто отвечает за проект.

Критерий выполнения задачи. Это самое главное — конвейер не просто пройдён, а пройден так, как следовало. Значит, каждый тип задач должен иметь свой алгоритм выполнения (или содержание задачи): что делается, в каком порядке, к чему идём.

Всё, что вы прочитали, можно найти и прочитать в книгах про манагерство, но живых примеров реализации менеджерских принципов в юридической отрасли нет или почти нет.

В следующей статье я напишу о критериях выполнения задач или как понять, что для достижения результата сделали всё, чтобы его можно было использовать.

Подписывайтесь на мой канал в Telegram https://t.me/yolegal

22
6 комментариев

Эти вопросы возникают, если юристы в компании делают и хранят работу на компьютере. К компьютеру нужно иметь физический доступ, чтобы достать документы. Документы лежат в разных папках, каждая из которых неизвестна для посторонних.Это плохая затея держать дела только на компьютере. У нас все дела в электронке тоже конечно есть, но а так они в скоросшивателях с наклеенной информацией о номере дела/суде/сумма спора/требование, а когда много томов то это всё в коробки складывается которые также подписываются и на коробке клеится опись. Можно сделать для процессуальных документов отдельно скоросшиватели, для материалов отдельно, такое лучше делать когда их много (особенно когда материалов коробок на 10-20), но так обычно делают когда уже дела закончились и сроки на обжалование истекли.

1

Можно взять за правило, что любой документ нужно отцифровывать и хранить на каком-нибудь облаке. Это гораздо упростит дальнейшую работу, так как доступ будет у тех, кому надо, и в любое время

Скукота и банальщина

Спасибо за фидбек :)