CRM, No-Code, CX: как мы организовали два хакатона за 4 месяца

Зачем бизнесу соревнования для разработчиков и как получить от них максимум пользы для всех.

CRM, No-Code, CX: как мы организовали два хакатона за 4 месяца

В августе мы провели в Москве наш первый хакатон T1 CRM Hack. В течение 36 часов 90 участников разрабатывали «киллер-фичи» для инновационной CRM-системы, соревнуясь за призовой фонд в 500 тысяч рублей. Формат себя оправдал, и в ноябре мы снова организовали офлайн-соревнование для разработчиков. На этот раз команды создавали корпоративные решения с помощью no-code- и low-code-платформ и улучшали пользовательский опыт (CX — Customer Experience).

Расскажем, как мы формулировали задачи хакатонов и какие идеи и решения получили от участников. А ещё поделимся лайфхаками, как бизнесу получить максимум от таких соревнований.

Какие задачи мы решали с помощью хакатонов

«T1 Консалтинг» специализируется на управленческом консалтинге и внедрении бизнес-приложений. Сейчас мы нацелены на разработку собственных программных решений — хотим конкурировать с ведущими западными вендорами как на российском ИТ-рынке, так и за границей.

Неслучайно в качестве флагманского сервиса мы выбрали CRM: команда «Т1 Консалтинг» реализует разработку клиентских платформ около 20 лет. В портфеле компании — масштабные и значимые внедрения. Накопленный опыт мы решили конвертировать в собственную CRM-систему, которая, как мы надеемся, может претендовать на треть рынка. Чтобы сделать конкурентный продукт, нам нужны таланты.

Хакатон — отличная возможность собрать вместе лучших разработчиков и целые команды, поэтому на CRM-Hack мы приглашали как независимых кодеров, так и профессионалов в сфере создания CRM-модулей. Мы смотрим на рынок, и рынок смотрит на нас, поэтому идея устроить такое мероприятие давно витала в воздухе.

CRM, No-Code, CX: как мы организовали два хакатона за 4 месяца

Первый хакатон: CRM Hack

Участникам нашего первого хакатона CRM Hack мы предложили разработать особый набор функций для CRM-системы, который будет отличать её от аналогичных решений на рынке.

Работу над созданием собственной CRM-платформы для крупного бизнеса команда проекта начала в 2021 году. Мы выбрали подход, в основе которого лежит микросервисная архитектура. Каждый модуль — это отдельное приложение, оно взаимодействует с другими на уровне API и внешнего интерфейса. Из множества таких модулей можно собирать CRM под задачи разного бизнеса — например, для управления программой лояльности, обслуживания клиентов, единого фронт-офиса. Мы сравниваем функциональность нашей CRM с конструктором Lego.

На момент старта хакатона у нас уже был готов административный модуль и модуль для управления B2B-сделками, и мы надеялись, что участники предложат другие интересные решения (в первую очередь в сфере маркетинга, продаж и обслуживания).

Второй хакатон: T1 Digital Challenge

На хакатоне T1 Digital Challenge мы увеличили количество задач и запустили сразу два трека:

  • В треке No-Code предложили участникам разработать корпоративный инструмент для управления продажами, лояльностью, взыскания задолженности и так далее с помощью любой no-code- и low-code-платформы. Мы хотели минимизировать количество уровней передачи информации, которые лежат между пользователем и разработчиком. Идеальный сценарий — когда представитель бизнес-юнита может сам вносить изменения в систему: добавлять поля, менять интерфейс и так далее.
  • В треке CX команды создавали универсальные корпоративные решения по улучшению клиентского опыта. Сегодня всё внимание сосредоточено на пользователях, их ожиданиях и потребностях. Так что нам важно было сделать их взаимодействие с корпоративными приложениями максимально удобным, учесть среду, устройства, технологии ввода и отображения информации.

18 команд и 36 часов: особенности организации хакатонов

Мы получили:

170 заявок на CRM Hack

163 заявки на T1 Digital Challenge

Участники оставляли заявки на сайтах хакатонов и описывали в них свои навыки и решения, которые они будут создавать. Эксперты T1 Консалтинг отобрали среди них самые интересные предложения и пригласили их авторов на очное мероприятие. До офлайн-финала в каждом из хакатонов дошли по 18 команд из Москвы, Подольска, Ульяновска, Зеленодольска, Санкт-Петербурга, Томска, Орла, Ногинска и других городов.

В процессе с участниками работали менторы. Мы подбирали их из производственной практики CRM и нового центра компетенций «Т1 Консалтинг» — «Собственные продукты». Менторы являются тимлидами клиентских проектов и владельцами продукта нашей системы бизнес-мониторинга T1 Watchman и платформы для автоматизации рекрутмента T1 TalentForce.

Эти специалисты могут не только подробно рассказать про актуальные для нашей компании задачи и боли, но и проконсультировать команды, поделиться практическими знаниями на стыке ИТ и бизнес-задач, дать профессиональную оценку решений.

CRM, No-Code, CX: как мы организовали два хакатона за 4 месяца

В жюри мы пригласили представителей «T1 Консалтинг» и крупнейших российских компаний-партнёров.

В состав жюри вошли:

  • Илья Забегаев, директор департамента стратегии «МТС Банка»;
  • Стелла Святская, сооснователь агентства Slayers;
  • Иван Володин, вице-президент и директор по развитию технологий внедрения продуктов «Почта Банка»;
  • Евгений Ильин, заместитель руководителя операционного блока «Росгосстраха»;
  • Анастасия Осипова, первый заместитель генерального директора группы «Т1».

На обоих хакатонах мы хотели получить прежде всего идеи и примеры их реализации в виде MVP — minimum viable product. Эксперты оценивали бизнес-кейс, решение с технологической точки зрения и качества питча. Участникам нужно было продумать своё выступление, объяснить, какую проблему решает их продукт и чем он будет полезен клиенту, презентовать MVP, рассказать про его техническую реализацию и представить план развития.

ML-помощник, мобильная CRM и QR-коды: что предложили участники

CRM, No-Code, CX: как мы организовали два хакатона за 4 месяца

CRM Hack

Бронзовым призёром первого хакатона стала команда Umeem, создавшая дизайнер скриптов и интерактивных подсказок для сотрудников контакт-центров. Обычно оператор работает по заготовленному скрипту: по нему ведёт беседу и по нему же работает с возражениями. Команда предложила альтернативное решение — конструктор беседы, с помощью которого оператор сможет выбирать подходящие варианты ответов в режиме реального времени.

Серебро за разработку МL-помощника для продавца с персонализированными рекомендациями по клиентам получила команда Talestorm.co. Пользователи не всегда спонтанны: покупка одного товара может быть связана с приобретением другого. Решение призёров хакатона находит подобные взаимосвязи между покупками клиентов, анализирует их и затем составляет для отдела продаж рекомендации.

Первое место заняла команда «Наст МИСИС деатх сквад»: она сделала рекомендательную систему для оптимизации стратегий взаимодействия с клиентом. Команда предложила механизм, который переводит запись разговора в текстовый формат и выделяет в нём ключевые точки — те, в которых клиент принимал решение. Например, в разговоре о подключении дополнительных услуг клиент начал сомневаться — система отмечает эту точку. На основе этих данных отдел продаж сможет изменить сценарии взаимодействия с пользователями.

У нас была давняя идея — сделать автоматизацию подсчёта метрик. Но менторы сказали, что это уже сделано до нас и за ночь догнать корпорацию Nuance Communications будет сложно.

Поэтому мы взялись за более интересную идею: построили эмпирический граф взаимодействия клиента и сотрудника контакт-центра и смогли подсчитать наиболее вероятную стратегию, которая приводит к продаже продукта в течение разговора

Вадим Порватов, капитан команды-победителя

T1 Digital Challenge

Специальный приз от жюри достался команде «Горячие пирожки». Она сфокусировалась на улучшении пользовательского опыта и разрабатывала решение для полевых сотрудников рекламных кампаний. Вместо стандартных рекламных листовок участники предложили использовать QR-коды, которые при сканировании потенциальным клиентом записывают баллы промоутеру. Клиент после этого попадает на сайт компании-рекламодателя.

В треке CX выиграла команда «flow.». Участники разбирались с одной из основных проблем мобильных CRM-систем — неудобным вводом данных. Их решение — CRM с функциональностью для распознавания текста по ключевым словам, возможностью загружать сделки из «Битрикс24» и просматривать их прямо в приложении.

В треке No-Code победили «Nocoders (Anti-code)». Участники представили SaaS для брони звонков с кандидатами и сбора обратной связи после собеседований. С помощью этого решения соискатели могут получать уведомления, принимать приглашения и отказывать рекрутерам. Команда решает актуальную проблему: по словам участников, 24,5 млн java-программистов во всём мире получают десятки приглашений на собеседования каждый день, при этом большая часть им не интересна. С другой стороны, только 30% рекрутеров оставляют обратную связь о собеседовании.

В треке No-Code победила команда, которая не только сумела настроить полноценное решение на базе платформы за очень ограниченное время, но и показала свежий взгляд на рекрутинг. Это был действительно интересный и понятный бизнес-кейс, и участники сумели грамотно его презентовать.

Помимо этого, мы увидели много стоящих решений от других разработчиков, начиная с инструментов, которые помогают выпускать приложения в App Store и Google Play, заканчивая готовыми платформами.

Юрий Мацыгин, руководитель департамента «Собственные продукты» в «T1 Консалтинг»
CRM, No-Code, CX: как мы организовали два хакатона за 4 месяца

Результаты хакатонов во многом превзошли наши ожидания: мы получили много интересных идей, команды хорошо представили свои результаты. Мы уже точечно звоним участникам и приглашаем их на собеседования. Для некоторых команд мы готовы сделать sales kit, то есть помочь им оформить свой проект как полноценную бизнес-идею и пропитчить их нашим заказчикам. Если последние заинтересуются, мы будем договариваться о дальнейшем сотрудничестве с разработчиками — можем целиком нанять команду в штат или обсудить другой формат.

Каким опытом мы бы хотели поделиться

Стоит ли организовывать хакатон? На наш взгляд, да — это хороший способ найти стоящие идеи и привлечь в компанию перспективных специалистов. Если вы создаёте ПО, которое потенциально востребовано на рынке, бюджет хакатона будет намного меньше затрат, которые уйдут на самостоятельную разработку новаторских решений.

Вот несколько советов, которые помогут организовать действительно полезное для бизнеса мероприятие:

  • Определите цель хакатона. Вам нужно точно понимать, что вы хотите получить на выходе. Ответьте себе на вопросы: для чего вам нужен хакатон? В каких индустриях и сферах будут использоваться продукты, над которыми работают участники? Что вы будете делать с полученными решениями дальше?
  • Делайте акцент на практически применимых задачах. Не на теоретических, которые могут быть актуальны в будущем, а на том, что вы точно сможете использовать в работе. Также стоит конкретизировать задачу и сузить тему.
  • Соберите крутое жюри. Среди наших экспертов были представители бизнеса, финансовой сферы, маркетинга, разработки. Важно, чтобы они могли оценить команды с разных сторон: бизнес-кейс, техническую реализацию, выступление. Кроме того, жюри задаёт статус и уровень хакатона — презентовать свои решения интереснее всего перед лидерами рынка.
  • Фокусируйте участников на задаче. Этого можно добиться плотной работой команд с менторами. На наших хакатонах некоторые команды в ходе работы отклонялись от курса или предлагали решения, которые уже существуют на рынке. Так было, например, с победителями CRM Hack «Наст МИСИС деатх сквад». Менторы помогли им обнаружить эти проблемные точки и вернуться к решению задачи, которая действительно важна.

С каждым новым хакатоном мы лучше понимаем, как организовывать интересные мероприятия для сообщества и решать свои задачи. Сейчас нам очевидно, как конкретно сформулировать задачи, предложить правильные фреймворки для описания кейсов участников, рассказать о критериях оценки команд. Этот опыт мы будем использовать при подготовке наших следующих ИТ-соревнований.

55
4 комментария

Если не читать статью, то краткий ответ на вопрос зачем компаниям организовывать хакатоны:
За бюджет в 3-4 месячные зарплаты сеньора организовать мероприятие с призовым фондом и получить кучу студентов, которые за 250к впятером реализуют фичу, о которой компания не думала или руки не доходили. И еще куча команд что-то начнут, а может и полноценно реализуют другие фичи)

А студентам то что) по 50к на каждого лишними не будут

4
Ответить

Эти студентики...

1
Ответить

Всем привет!
Я - Кирилл, капитан команды Nocoders, мы победили в треке no-code / low-code.

Вообще поехали просто посоревноваться, мне лично скучно было)

Выбрали трек с рекрутингом так как являюсь экспертом в этой области, решили посмотреть на проблемы в рекрутинге с «другой стороны».

Заходите к нам в гости, приходите обучаться No-Code!

https://nocoders.tech/

1
Ответить

Кстати!

«Для некоторых команд мы готовы сделать sales kit, то есть помочь им оформить свой проект как полноценную бизнес-идею и пропитчить их нашим заказчикам.»

Call me, maybe

Ответить