Продуктовый бум — 2022. Что нас ждет?

Продуктовый подход как новейший метод управления бизнесом привлекает сегодня не только крупные технологические компании, но и предприятия с более традиционным укладом. В чем он заключается? Почему о нем так много говорят в бизнес-среде? И где искать новых специалистов? Мы опросили экспертов из различных сфер экономики и постарались разобраться в этих сложных вопросах.

Продуктовый бум — 2022. Что нас ждет?

Для начала давайте разберемся, в чем заключается продуктовый подход?

Если раньше руководителю компании или собственнику бизнеса нужно было держать целый штат сотрудников, выполняющих функции маркетинга, разработки и аналитики, то сейчас большинство задач успешно контролирует продакт-менеджер. Более того, последние годы на рынке наблюдается большой спрос на специалистов данного профиля — по данным hh.ru, ежегодно количество резюме данных специалистов в базе поисковика растет на 16%.

Еще отличный пример, который позволяет понять суть продуктового подхода — это сравнение с классическим методом управления компанией. Допустим, компания решает запустить новую линию и начать производить помимо компьютеров еще и мобильные телефоны. На классическом предприятии есть генеральный директор, директор по персоналу, финансовый директор, директор по маркетингу и т.д. Распределение управленческих ролей происходит по функционалу — при запуске нового продукта каждый департамент будет отвечать за определенный пласт работы.

Продуктовый подход подразумевает, что человек на позиции продуктового директора отвечает за развитие полностью всего продукта как отдельной части бизнеса. Этот специалист объединяет в себе широкую экспертизу, но в то же время взаимодействует с департаментами финансов, маркетинга, HR и т.д. Именно этот подход позволяет эффективно управлять бизнесом и показывать более высокие темпы роста, поскольку собственник передает отдельное направление бизнеса как самостоятельную единицу под управление соответствующему специалисту. Разделение ответственности происходит не по функционалу, а по продуктам бизнеса.

Продуктовый бум — 2022. Что нас ждет?

Какие результаты получили в этом году бизнесы, уже внедрившие продуктовый подход в свою работу?

В этом году ProductStar стал лидером рейтинга Smart Ranking по темпам роста бизнеса в сегменте цифровых профессий. Профессия продакт-менеджера активно развивается, как и сообщество продакт-менеджеров в России. Уже 10 лет мы проводим ProductCamp и развиваем крупнейшее в Восточной Европе комьюнити менеджеров по продукту. Мы организовали TeamLead Camp, направление для разработчиков и тимлидов, провели user-driven конференцию DevsCamp 2021. Всего сегодня в сообществе продакт-менеджеров — более 20 тыс. человек из России и стран СНГ. И число специалистов постоянно растет.

Михаил Карпов, CEO ProductStar

Количество вакансий на позицию продакт-менеджера ежегодно растет в среднем на 14%. Только за первую половину 2021 года общее количество открытых вакансий продакт-менеджеров в России составило 8,4 тыс. кандидатов. Анализ также показал, что наиболее часто в сферу продакт-менеджмента приходят кандидаты с опытом в продажах и стажем более 6 лет.

Спрос на специалистов по продуктовому менеджменту растет вместе с зарплатой. Это происходит, поскольку IT-компании продолжают расти и запускать новые сервисы, а многие традиционные игроки проходят цифровизацию всех бизнес-процессов, и им необходимы сотрудники, которые помогут ускорить эту работу. По опросам крупнейшего в России комьюнити продакт-менеджеров ProductCamp, помимо IT-индустрии наблюдается высокий спрос в следующих областях: банковская сфера, телеком, e-commerce, а также промышленный B2B-сектор.

Несмотря на то, что профессия продакт-менеджера относительно новая на российском рынке труда, но мы видим, что события 2020 года и, прежде всего, ускорение цифровой трансформации бизнеса, сделали ее одной из самых трендовых, востребованных и высокооплачиваемых. Сегодняшние реалии диктуют бизнесу и продуктовым командам повышенные требования к адаптивности, к быстрой реакции на изменения, чтобы сохранять актуальность продуктов и сервисов. Такие задачи как раз решают продакт-менеджеры, что гарантирует профессии самые лучшие перспективы на рынке труда

Мария Игнатова, Руководитель службы исследований hh.ru

Сегодня М.Видео-Эльдорадо проходит через масштабную цифровую трансформацию. Мы не просто строим бесшовный клиентский опыт с использованием передовых технологий, компания внедряет новый подход к управлению бизнесом, перестраивает привычные процессы и, что более важно, меняет корпоративную культуру и развивает технологическое мышление среди сотрудников. «Цифровая академия» — идеальная площадка для привлечения, развития и самореализации талантливых людей, позволяющая приобрести и развить технологические навыки и компетенции, необходимые для эффективной работы в современной цифровой среде»

Ольга Серняева, Руководитель департамента обучения и развития персонала М.Видео-Эльдорадо

Спрос на внедрение продуктового подхода является важным трендом и для финансовых компаний, так как темп развития рынка финтех-услуг и конкуренция на нем сегодня очень высоки. Банковская сфера и рынок стремительно меняются: возникает тренд перевода услуг в онлайн, происходит отказ от части оффлайн офисов, многие банки стремятся получать дополнительную выгоду от своих пользовательских аудиторий и создают как дополнительные продукты, так и собственную экосистему, в которую входят не только банковские услуги (например, Сбер, ВТБ, Альфа, МТС-банк).

По данным аналитиков ProductStar, спрос на корпоративные образовательные программы с начала 2021 года вырос на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Обучение компаний продуктовому менеджменту помогает активнее нанимать сильных специалистов: как на уровне партнерств с ведущими университетами и скаутинге перспективных студентов, так и на уровне профессионального сообщества (программисты, менеджеры, аналитики). Корпоративное обучение укрепляет HR-бренд компании-работодателя в профессиональных комьюнити.

Продуктовый подход сегодня является ключевым фактором роста бизнеса. Мы верим, что он повысит эффективность бизнеса, повлияет на мотивацию работы сотрудников, изменит корпоративную культуру в компании. Курсы ProductStar позволили нашим специалистам глубоко погрузиться в тему работы с продуктом, развить навыки технологического мышления

Пресс-служба "Спортмастер"

В ближайшие несколько лет сложно будет представить руководителя бизнеса, не понимающего основ продуктового подхода: гибкой работы, знания IT-сферы, инструментария анализа пользователей и, конечно, основ data driven для принятия решений. С нарастающими темпами роста внедрения искусственного интеллекта для руководителей будет также важно понимание основ этой сферы и того, как применить ее в регулярных бизнес-процессах компании. Если раньше эта роль и знания были у выделенных людей с должностью BigData Product manager, то в ближайшем будущем этими знаниями должен будет обладать каждый из руководителей компании.

99
3 комментария

Спасибо за статью! Было интересно почитать)

Б-р-р, как бы вам дать знать, что "продуктовый подход", продуктовая структура организации как альтернатива функционально являются "новейшими" лет так эдак 65😀
Что же там на курсах СтарогоПродакта?

Так и вижу как каждый второй бизнес ищет продакта, который обучался в продактстаре, у лидера отрасли, чтобы тот потом вместо работы думал как бы ее не потерять