2. Напишите претензию. Если заказчик увиливает от исполнения обязательств либо не отвечает вообще, стоит составить официальную претензию. Такая претензия – официальный документ и составляется по форме с указанием: какого числа подписан договор и номер договора, какие обязательства выполнены Вами и в каком объеме, выполнены ли обязательства в срок. Далее укажите обязательства заказчика: выплатить определенную сумму по договору, в определенный срок. Укажите, что вопреки взятым на себя обязательствам, заказчик не произвел оплату по договору. После этого, попросите заказчика оплатить задолженность по договору, и установите срок для выполнения обязательств. Укажите реквизиты расчетного счета на который должна произвестись оплата. Подпишите претензию, поставьте печать компании и отправьте ее на адрес заказчика который указан в договоре.
А если у заказчика нет денег на счету, исполнительное производство закроют и вы ничего не получите.
А если контрагент крупная компания, то еще и должны останетесь.
В связи с нелёгкой экономической ситуацией, разбивайте работы на этапы и товары на партии, и работайте только по предоплате. Не ведите длинные дискуссии, если клиент не готов платить авансом. Ищите других клиентов. Не сложно это сейчас. Вы не поверите, в мире (именно, в мире), клиентов и заказчиков с избытком, нужно только гибко менять свою бизнес-модель, а для этого много читать хороших и умных книг.
Бить. Возможно даже ногами.