Аутсорсинг с качеством инхаус или удаленно — значит хорошо

Если ваша бизнес-модель — онлайн-сервис формата market place, будьте готовы к реалиям бизнеса, спрашивать все равно будут с вас. Поэтому успех вашего дела во многом определяется качеством клиентской поддержки.

Нет смысла говорить о профите, который компания может получить от активного и вдумчивого клиентского сервиса. Но вот структуру и формат работы отдела обслуживания предлагаю все-таки обсудить. И первый очевидный вопрос здесь — делать все самим или положиться на аутсорс?

Светлана Челядинова, руководитель отдела клиентской поддержки Busfor
Светлана Челядинова, руководитель отдела клиентской поддержки Busfor

На примере Busfor, сервиса для покупки билетов на автобусы онлайн, хочется поделиться не только нашим выбором и аргументами, но и лайфхаками, которые помогают нам выстраивать поддержку на аутсорсе с качеством инхаус.

И чтобы не быть голословной, просто скажу, что в среднем мы получаем около 3,5 - 4 тысяч звонков в день: из них половина трафика связана с продажей и бронированием билетов, а остальные — с сервисными вопросами о Busfor и консультированием. Для сравнения, крупнейший в Европе оператор городского пассажирского транспорта, в пиковые дни получает до 2 тысяч звонков. А по статистике один менеджер за рабочий день успевает обрабатывать не более 250 звонков.

Для начала, почему аутсорс?

Определиться будет легче, понимая объем работ и их стоимость в каждом из вариантов.

Средняя длительность входящего разговора — 4 минуты. Если клиент позвонил на красивый номер 8-800, то с учетом тарифа и работы оператора, каждый такой разговор стоит примерно 52 рубля со всеми налогами.

Для расчета такого же кейса с собственным штатом нужно добавить зарплату менеджмента (работа специалистов уже заложена в конечную стоимость услуг аутсорс проекта), аренду и стоимость содержания рабочих мест (мебель, оборудование, техника), не забудьте и об амортизации всего этого добра, стоимость услуг провайдеров (интернет, телефония), а также программное обеспечение. Итого, при скромных расчетах наш четырехминутный разговор будет стоить минимум 94 рубля, включая НДС. Разница в 45%!

В среднем стоимость разговора менеджера колл-центра дешевле на 45% аналогичного разговора внутренней службы поддержки.
В среднем стоимость разговора менеджера колл-центра дешевле на 45% аналогичного разговора внутренней службы поддержки.

Зная конверсию продаж по колл-центру и средний чек покупки, следующим шагом можно определить — какую долю занимают расходы на службу поддержки, окупаемость этих расходов и целесообразность изменений.

На первый взгляд, аутсорсинговый колл-центр — панацея от всех проблем бизнеса, где большую часть операционных задач занимает обработка обратной связи от клиентов. Больше никаких сложных разговоров, демотивированных сотрудников и бесконечно звонящих телефонов. Все эти заботы можно переложить на плечи удаленной компании с натренированными приятными менеджерами. Главное — выбрать правильно.

Чтобы удаленный колл-центр работал без сбоев и не разочаровывал ваших клиентов, советую остановиться на абсолютно очевидных моментах, которые, к сожалению, не все берут в расчет.

1. Выбор подрядчика

Как говорится, сразу никто не женится. Поэтому сначала придется просмотреть около десятка предложений, выбрать самые красивые и подробные презентации, определить для себя приемлемую цену за услуги. Еще день на знакомство с менеджером, который будет вести проект. Описание абсолютно понятного (вам и подрядчику) ТЗ, согласование формата отчетности с впечатляющими графиками и умными метриками — и вуаля, у вас уже подписан договор и вопросы клиентов решает бравая команда колл-центра. Но это стандартная история.

Чтобы выбор был более качественным, есть несколько рекомендаций. Для начала спросите у знакомых или партнеров об их опыте, погуглите, выберите несколько предложений в топе выдачи, сравните цены. Кстати, скидку можно просить уже на этапе отсева. Так тоже проверяется отношение подрядчика к вам как к клиенту.

Однако, призываю к адеквату: если вы не можете обеспечить средний трафик в 1 тысячу звонков, нет смысла просить “особые условия”. Приходите с прогнозами и планами, чтобы наглядно показать выгоду подрядчику в долгосрочной перспективе. К примеру: если сейчас подрядчик сможет дать скидку в 15%, к концу квартала вы сможете увеличить трафик, а значит и чек на услуги аутсорса. Не забывайте, что раз в год\сезон подрядчик будет приходить с инициативой повышения стоимости тарифа, так что на переговоры я бы принесла текущий срез по рынку.

Есть еще альтернативный вариант “смотра строя и песни”. Нужно выбрать более-менее похожую (конкурентную или просто известную) компанию и связаться с их колл-центром. Цель такой разведки — оценить, как подрядчик поддерживает клиентский сервис у других игроков рынка и какого качества услугу вы получите в случае заключения договора.

Не стоит задавать каверзные вопросы или придумывать сложные юзер-кейсы. Вам просто надо решить: хотите вы позвонить по этому номеру еще раз или нет. Найти исполнителя не сложно, а издержек почти никаких.

Совет: Обязательно тестите уже реализованные проекты подрядчика. ВСЕГДА

2. Коммуникация

По моему опыту, эффективность аутсорсингового проекта зависит не столько от глубины вашего погружения в него, сколько от качества коммуникации с менеджером со стороны подрядчика. Под условным “менеджером” в данном контексте я подразумеваю штатную персону аутсорсинговой компании, с которой у вас случится полная гармония, будь это руководитель направления или контролер качества смежного проекта. Ключевой параметр — взаимопонимание в коммуникациях.

Менеджер проекта должен стать частью вашей команды. Это не значит, что нужно дать ему пин-код от корпоративной кредитной карты, но это подразумевает ваше прямое участие в его мотивации и развитии. Профессиональный рост менеджера проекта прямо пропорционален положительному изменению метрик службы поддержки и удовлетворенности клиентов.

Совет: Эффективность проекта напрямую зависит от профессионального доверия заказчика к менеджеру. Этот человек представляет всю команду исполнителя.

3. Согласование проекта

В идеальном мире вы приходите на встречу не к малознакомой команде, а к профессионалам, которым доверяете как себе. Ваши требования весьма конкретные и понятные: “Чтобы всем клиентам сразу отвечали на все вопросы и параллельно продавали услуги”. Тут же на выбор появляются несколько готовых шаблонных вариантов с настройками на любой лад — все индивидуально. Конструктор складывается, вы пожимаете друг другу руки и расходитесь.

Однако роль заказчика в этой пьесе не заканчивается приятной встречей с подписанием договора. Считайте, что только заглянули за шторку билетной кассы, а впереди вас ждет долгое и трудное путешествие, за которое вы еще платите.

Разочарование от неоправданных ожиданий — самая частая причина негативного опыта при работе с аутсорсом. Стандартное “чтобы не разочаровываться не стоит очаровываться” тут не работает, ведь вы тоже вкладываете немало ресурсов.

Взрослый подход к аутсорсинговому проекту мы для себя сформулировали так: аутсорсинг — это не готовое решение, а только детали конструктора, инструкцию по сбору к которому ты пишешь сам, просто формы и цвета деталек уже известны.

4. Определение функционала и пула задач

На ум сразу приходит цитата моего дорогого коллеги: “Давайте кушать слона по частям”. Анализируя опыт Busfor и партнеров, однозначно могу отметить, что наиболее удачными были планомерно-разведочные переходы с инхаус на аутсорс. Проверенная рабочая схема такая:

шаг 1 — “Тест”: Пилотный проект с входящей информационной линией поддержки

шаг 2 — “Все понравилось, давайте окупать затраты”: Передача линии продаж

шаг 3 — “Верх мастерства”: Функциональная поддержка\Сложные вопросы

Как правило, распробовав аутсорсинг, только треть компаний возвращаются к полному или частичному содержанию собственного контактного центра. А самые эффективные вообще сдают свой собственный колл-центр в аренду.

5. Оценка удовлетворенности

Один из наиболее весомых плюсов в работе с аутсорсом в отличии от инхауса и фриланса лично для меня — минимум проблем с контролем ситуации и операционными вопросами. Очень важно прикинуть, что нужно твоему клиенту и только исходя из этих потребностей выстраивать систему координат и KPI для подрядчика. И как ни странно, не пропускать 98% входящего потока — это не всегда показатель классно реализованного проекта.

Нет универсальных показателей хорошей работы: если ты бронируешь столики по телефону — опирайся на конверсию (не менее 45% при средней комиссии в 8-10%), если прямая задача колл-центра — консультирование клиента — определи среднюю длительность и стоимость разговора (нормально: 3 минуты, учитывая сложность окупаемости).

Это основные принципы, которые сильно упрощают нашу жизнь в сотрудничестве с аутсорсинговым контактным центром и могут быть руководством для тех, кто только хочет попробовать. Не бойтесь изучать новые форматы, пока всем не управляют роботы.

1111 показов
6.8K6.8K открытий
3 комментария

Аутсорсинг с качеством инхаус после пары стартапов со смузи, дедлайнами, профитами и кейсами

Ответить

Чем плохи стартапы со смузи, дедлайнами, профитами и кейсами?

Ответить

Соглашусь, забыла еще целеполагание указать

Ответить