Социальный маркетинг и изменение поведения в системных условиях

Большинство людей признают, что повседневная жизнь уже не та, что была раньше: изменение климата, пандемия, неравенство и многое другое. Это мир, который все больше формируется как коллективным, так и индивидуальным выбором, решениями и поведением. В конечном счете, в этом сложном мире призывом к действию является широкомасштабное изменение поведения. В ответ на это социальный маркетинг с его первоочередной директивой по изменению поведения расширяет свой опыт, доказательства, теории и инструментарий. Социальный маркетинг критически изучает взаимодействие человеческих и природных систем и их взаимосвязанные динамические силы как мощное средство влияния на поведение для согласованного преобразования и улучшения отдельных людей, сообществ, общества и планеты. В погоне за инновациями в области "зеленых" сделок важнейшие тенденции в социальном маркетинге охватывают системную науку, вовлечение заинтересованных сторон и цифровые технологии.

Социальный маркетинг и изменение поведения в системных условиях

Поведение человека является причиной глобального потепления примерно на 1,0°C выше доиндустриального уровня и требует широкомасштабного изменения поведения. Поскольку потребление человеком сырых природных ресурсов находится в центре глобальных и локальных "зеленых" сделок, системное изменение поведения и быстрое принятие низкоуглеродного образа жизни являются важнейшими стимулирующими факторами и, следовательно, идеальным местом для осуществимых вмешательств. Однако, хотя ученые и политики понимают, что образование и информирование играют определенную роль в создании устойчивого потребления и мира с нулевым уровнем выбросов углерода, само по себе информирование не приводит к тому, что люди меняют свое поведение, индивидуально или коллективно. Все чаще для решения сложных, многоуровневых и многогранных проблем, таких как изменение климата, здоровые океаны и зеленые города, требуется скоординированное многоуровневое изменение поведения множества заинтересованных сторон, включая политиков, регуляторов, управляющие организации, средства массовой информации, сценические агентства, ученых, корпорации, общественные ассоциации, социальные предприятия, неправительственные организации и граждан. Раскрытие ценности и влияния инноваций "зеленых" сделок зависит от изменения многочисленных индивидуальных ежедневных выборов и решений в системных условиях. Поэтому расширение возможностей многочисленных заинтересованных сторон, от граждан до политиков, для изменения их поведения с течением времени является жизненно важным для реализации инноваций "зеленых" сделок.

В ответ на это социальный маркетинг, определяемый его сферой деятельности по изменению поведения в течение последних 50 лет, расширяет свой опыт, доказательства, теории и инструментарий. В принятом в 2013 году консенсусом определении социального маркетинга Международной ассоциации социального маркетинга, Европейской ассоциации социального маркетинга и Австралийской ассоциации социального маркетинга говорится: "Социальный маркетинг стремится развивать и интегрировать маркетинговые концепции с другими подходами к влиянию на поведение, которое приносит пользу отдельным людям и сообществам для большего социального блага ....И стремится интегрировать исследования, передовой опыт, теорию, понимание аудитории и партнерства, чтобы информировать о предоставлении программ социальных изменений, учитывающих конкуренцию и сегментированных, которые являются эффективными, действенными, справедливыми и устойчивыми".

Социальный маркетинг знает, что работа "с" людьми, а не "для" или "от" имени людей, для устойчивого изменения поведения требует более тонкого понимания социальной, культурной, поведенческой и структурной динамики, влияющей на принятие решений о потреблении и производстве. Речь не идет об "универсальных" или рассчитанных на все население мероприятиях или кампаниях по изменению поведения. Будь то адаптация к изменению климата, защита наших океанов, жизнь в более зеленых городах или обеспечение здоровой почвы для здоровой пищи, современные тенденции социального маркетинга включают социальный маркетинг и изменение поведения в системной среде, более широкое вовлечение заинтересованных сторон общества и использование цифровых технологий помимо коммуникации и продвижения.

Социальный маркетинг для общесистемного и преобразующего изменения поведения добавляет еще три руководящих принципа к нашему пониманию и реализации изменения поведения:

1.Использует динамический системный подход к проблеме (философская позиция)

2.Это мультиметод (методологическая позиция).

3.Признает многоуровневость и места для срыва (позиция действия).

Чтобы раскрыть ценности и выгоды от "зеленых" инноваций, эти принципы переводят концептуализацию и управление вмешательствами по изменению поведения из редукционистской и линейной парадигмы в круговую причинно-следственную связь, основанную на эволюционной динамике и обратной связи в проблемной системе, где следствия могут со временем стать причинами. Важно отметить, что изменение поведения больше нельзя рассматривать как событие или операцию, ограниченную одним единственным вмешательством на одном единственном уровне в один момент времени. Вместо этого, изменение становится динамичным процессом, протекающим во времени на индивидуальном, общественном и макроуровнях. Возникает важность реляционной и интерактивной природы изменения поведения, когда отдельные люди и разнообразные заинтересованные стороны, действующие сверху вниз и снизу вверх, встраиваются в сложные социальные системы с такими социальными механизмами, как сотрудничество, взаимодействие и самоорганизация. В этих процессах участвуют многочисленные заинтересованные стороны в проблемной системе, которые изменяют, модифицируют и адаптируют свое поведение для коллективного и совместного воздействия. Вместе разнообразные заинтересованные стороны сходятся в определении и формулировании проблемы, используя коллективный разум. Методологии поведенческого дизайна с высоким уровнем участия способствуют такому типу изменения поведения в социальном маркетинге.

На практике социальный маркетинг в системном окружении сформировался как системный "социальный маркетинг" и "макросоциальный маркетинг", например, см. специальные выпуски Journal of Macromarketing "Маркетинговые системы" (2019) и "Макросоциальный маркетинг" (2018). Для "зеленых" инноваций существенным преимуществом системно-ориентированного изменения поведения является то, что оно добавляет "социальные системы" и "социальные механизмы" к проблемам окружающей среды и здоровья. Второе существенное преимущество заключается в понимании поведенческой динамики, действующей или не действующей для различных групп или сегментов в фокальной системе. Это системное расширение, концептуальное и эмпирическое, охватывает множество заинтересованных сторон на нескольких уровнях поведения и анализа: микро (индивидуальный уровень), мезо (диадические и сообщества и сети) и макро (правительства, политика и общества). Динамика изменения поведения, требуемая "зелеными" инновациями, не является продуктом индивидуального агрегирования, а зависит от непрерывного взаимодействия небольших, вовлеченных групп людей и более широких заинтересованных сторон.

Отражая это многоуровневое и системное изменение поведения, связанное с океанами и здоровьем человека, Бриттон и др. представляют новый способ понимания динамики и взаимосвязи с океаном и гуманизацией экологических кризисов. Наличие разнородных субпопуляций и заинтересованных сторон с различными ценностями в рамках проблемной системы показывает, что оптимальная реализация стратегий, основанных на фактических данных, осуществляется посредством целевого обмена ценностями для устойчивых изменений. Исследование также демонстрирует ценность коллективного интеллектуального процесса с высоким уровнем участия посредством мета-анализа приоритетов и действий для устойчивой океанической политики. Выводы выделяют приоритетные темы и действия из экспертных обсуждений с заинтересованными сторонами и гражданами, которые дают ключевое понимание для политики и процессов принятия решений. Представленная динамика мягких систем - поведенческие изменения - обеспечивает одну из методологий для выявления круговой причинности и взаимозависимых процессов. Для "зеленых" инноваций понимание поведенческих и структурных динамических взаимодействий может помочь ускорить прогресс политики и управления, которые являются интегрированными и адаптивными. Ценность заключается в создании потенциала для понимания текущих и будущих синергий и взаимосвязей между изменением климата, здоровьем океана и здоровьем и благополучием человека.

Аналогичным образом, продемонстрировать преимущества для "зеленых" инноваций перспективы изменения поведения систем социального маркетинга, когда фокус изменений расширяется за пределы отдельного человека и включает факторы социальной, экономической и политической среды для объяснения пищевого поведения австралийского военного персонала. Со стороны предложения, поощрение патронажа через инновации в меню, инвестиции в помещения, обучение кулинарным навыкам и проведение аудита стали возможностями для изменения поведения. Со стороны спроса доминирующими областями изменения поведения были образование и обучение в сочетании с коммуникациями, которые бросают вызов культурным и нормативным нормам и связаны с военными ценностями.

В области здравоохранения последним примером может служить маркетинг профилактических мероприятий во Флориде и общинах для системных изменений - партнерство по определению, адаптации, внедрению и оценке многоуровневого вмешательства для повышения уровня скрининга колоректального рака в регионе Тампа-Бэй. Их инновационная стратегия сотрудничества между академическим сообществом и обществом для решения сложной проблемы неравенства в скрининге КРР использовала построение групповых моделей - концепцию, лежащую в основе системного мышления социального маркетинга, - для понимания важности связей, контуров обратной связи и взаимодействия между заинтересованными сторонами системы с течением времени. Построение групповых моделей - это успешный способ вовлечения участников сообщества и других заинтересованных сторон в процесс определения проблемы, разработки и реализации вмешательства. Она предоставляет методологии поведенческого дизайна для изменения поведения, что очень актуально для "зеленых" инноваций.

Исследования также прогрессируют, поскольку социальный маркетинг становится свидетелем ускорения и нормализации цифровых технологий для изменения поведения. Систематический обзор литературы, проведенный Шауки и др. и посвященный изучению использования интерактивных социальных медиа и вовлеченности в различные программы социального маркетинга с использованием интерактивных социальных медиа платформ, указывает на то, что масштабы интеграции цифровых технологий в социальный маркетинг явно выходят за рамки коммуникации и продвижения.

Такие исследования, как Андраде и др., Ульман и др. и Шах и др. подчеркивают расширение применения цифровых технологий в целях исследования, сегментации и таргетирования в социальном маркетинге. Другие исследования, такие как разработка приложений для изменения поведения, продуктов и услуг, используют цифровые технологии для целей доставки.

Конкретные используемые технологии включают Facebook, Instagram, Pinterest, Twitter, Интернет и мобильные телефоны/смартфоны, текстовые сообщения, мобильные, веб-сайты, онлайн-программы, блоги, дискуссионные доски, приложения, виртуальную реальность и электронную почту для сегментации, формативного исследования, анализа барьеров и активов, дополненных/онлайн продуктов и услуг, облегчения, доставки и доступа и мониторинга вовлеченности в интервенцию. Такие цифровые технологии открывают путь к многоуровневому взаимодействию и сотрудничеству с участием многих заинтересованных сторон, что может способствовать изменению систем. Эти цифровые технологии позволяют добиться положительных результатов в изменении поведения для инноваций в области "зеленых" сделок различными способами. Цифровые технологии способствуют разнообразию самоорганизации, соединяют лиц, принимающих решения сверху вниз, с гражданами и сообществами снизу вверх, меняют старые ценности, основанные на корыстных интересах, на новые общие ценности, основанные на взаимности и морали, а также облегчают и развивают сотрудничество и взаимодействие для совместного воздействия в контексте от локального до глобального. По сути, цифровые технологии в социальном маркетинге приводят в действие макро-мезо-микро-микро-мезо-макро социальные механизмы в социальных системах.

Существует небольшой, но все ускоряющийся массив литературы, который показывает, что цифровые технологии играют центральную роль в поддержке финансирующих организаций, заинтересованных сторон и партнерств в разработке и реализации программ по изменению поведения. Под капотом изменения поведения, в дополнение к цифровым технологиям, упомянутым ранее, находятся такие цифровые инструменты, как google docs, zoom, Microsoft teams, которые используются как незаменимые инструменты для сотрудничества, координации, коммуникации, вовлечения и самоорганизации заинтересованных сторон, что, в свою очередь, может привести к созданию долгосрочных стратегических и оперативных партнерств по изменению поведения. Эти цифровые платформы помогают заинтересованным сторонам перейти от изолированных ментальных моделей проблемы к более сложным, коллективным ментальным моделям проблемных систем. Программное обеспечение для системной динамики и моделирования, такое как Stella, Venism и Kumu, может помочь в картировании и моделировании случайных петель, обратных связей и точек приложения усилий в проблемной системе. Заинтересованные стороны могут оценить сложность проблемы, различные точки зрения и конкурирующие требования, найти невиданные ранее решения и инициировать возможности межсекторного партнерства. С этой точки зрения, изменение поведения в масштабах всей системы становится процессом, совместно созданным макро- и микропроцессом. Изменение поведения кодируется, ко диагностируется и кодируется, охватывая гражданина "и" заинтересованные стороны, гражданина "и" общество, гражданина "и" планету.

Наконец, что касается коммуникации и продвижения, важной технологической тенденцией является использование мультиагентных систем для моделирования лидеров мнений и взаимодействий, показывающих, что целевая реклама через цифровые социальные сети работает лучше, чем традиционный подход к вещанию на уровне населения. Более того, такая узкая и широковещательная реклама показывает, как экологические и/или медицинские цели одних заинтересованных сторон в системе конкурируют с экономическими, социальными, политическими и культурными целями других заинтересованных сторон. Это напоминание социальным маркетологам о том, что заинтересованные стороны имеют множество вариантов выбора или точек принятия решений и могут быть прямыми или косвенными конкурентами, активно толкающими в противоположном направлении других заинтересованных сторон в системе. Например, организации, сосредоточенные исключительно на земных проблемах, обеспечивают статус-кво и дальнейшее существование существующих секторов ископаемого топлива или табачная промышленность сопротивляется отказу от курения.

Ценность и влияние социального маркетинга для инноваций "Зеленой сделки" заключается в его сильной способности разрабатывать и осуществлять вмешательства и стратегии по изменению поведения на различных уровнях с участием многочисленных и разнообразных заинтересованных сторон. Данная статья указывает на то, что социальный маркетинг расширяет свой фокус за пределы индивидуальных изменений как в области здоровья, так и в области окружающей среды, и переходит к способам, которые стимулируют широкомасштабные изменения поведения с точки зрения систем. Единицей анализа для трансформационного изменения поведения становятся взаимодействия, процессы, механизмы и взаимозависимости, в отличие от фактов, переменных и уровней. Социальный маркетинг, использующий методы системного сотворчества с широким участием, вовлечение заинтересованных сторон общества и цифровые технологии, может способствовать созданию трансформирующей и далеко идущей структуры в интересах устойчивого развития общества и планеты.

99
10 комментариев

Каждый профессионал в прежде всего должен иметь социальную ответственность. Спасибо за публикацию

2

Прям огромное уважение к людям, которые готовы "каждый день стараться ложкой вычерпать океан". Молодцы!

Именно так самоотверженно для меня выглядит работа по влиянию НАПРЯМУЮ на поведение разных участников системы, которые находятся на разном уровне развития ценностей.

... Если все таки менять поведение проще всего через ценности, а ценности "прокачиваются" по известным законам....

И если уровень развития ценностей и "этап эволюции" каждого человека достаточно просто измерим....

...то, полагаю, проще менять поведение индивидуумов в сторону более широкого мышления "за пределами своих личных интересов" именно через сформированную среду, которая будет помогать индивидуумам расти по "лестнице эволюции" ценностей измеримо быстрее (в 5-10 раз).

Останется только сделать так, чтобы был "эффект домино", чтобы индивидуумы с "прокачанными ценностями" в свою очередь образовали среду для остальных членов системы, чтобы и они так же "прокачали" свои ценности.

более высокая степень развития ценностей ведет к меньшим страданиям самого человека и к более высоким степеням свободы".. ну и меняет поведение в нужную для социальных маркетологов сторону.

Это простой закон, и правильное применение этого рычага точно способно вывести "зеленых" из конкуренции за умы с табачными и добывающими кампаниями.

Поведение участников системы будет легко меняться в нужную сторону без множества "плясок с бубнами", которые, очевидно имеют место быть сейчас в погоне за инновациями "зеленых сделок".

2

Хороший комментарий, но мне кажется скорость формирования "высоких ценностей" по пути пирамиды очень невысока и слишком локальна если речь конечно не идёт о инфлюенсерах :)

2

Интересно как работает такой тип социального маркетинга в условиях разных культурных и этнических групп? Нужно ли учитывать культурные особенности разных регионов при подготовке и проведении схожих кампаний?

1

Спасибо за интересный и полезный материал

1

Спасибо за статью! Интересно.

1

Интересная статья!👍👍