Вызовы в логистических закупках в 2021 году

Пандемия задала темп на быстрые изменения. Мир ускоряется, трансформируется, а каждый год для бизнеса не похож на предыдущий. В этой статье я расскажу о вызовах, которые 2021 год поставил перед сферой закупок, и поделюсь прогнозами на следующий год.

Раньше мы могли формировать стратегию закупок на долгосрочный горизонт, сейчас основной наш вызов – это условия неопределенности. Гибкая стратегия, быстрая реакция на изменчивый рынок стали лучшим решением.

Изменения в регуляторной среде

Ограничения для проезда грузовиков по МКАД

Февральские погодные условия привели к дополнительным ограничениям на въезд на МКАД для грузового транспорта, речь идет о пропусках для грузовых машин свыше 3,5 тонн, после чего было одобрено тестирование данной системы с последующим обязательным введением постоянного пропускного режима. С 1 июля 2021 заработали дневные пропуска, а с 1 января 2022 года вступят в силу и ночные.

Ситуация осложнялась тем, что при оформлении заявок на пропуска возникало много ошибок без комментариев. Приходилось долго разбираться и искать неточность в документах. Многие перевозчики стали просто избегать заявок на Москву, некоторые брали заказы избирательно. Это вызвало рост тарифов у компаний, которые все-таки смогли оформить пропуска.

Многие перевозчики стали избегать заявок на Москву. Фото "5 Колесо".
Многие перевозчики стали избегать заявок на Москву. Фото "5 Колесо".

Патентная система налогообложения для ИП

В январе поменялась система налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Это на время остановило работу некоторых транспортных компаний, так как им пришлось разбираться с новыми правилами оплаты налогов и выбирать приемлемый для себя вариант. Это привело к дефициту транспорта в начале года, который в то же время был вызван аномальными погодными условиями и ростом грузооборота. Причем, обычно, начало года – это относительно спокойное время, когда отдел закупок может больше сфокусироваться на аудите и изменении внутренних процессов или процедур. Но мы искали новые решения для обеспечения ресурсами потребностей бизнеса.

Дефицит кадровых ресурсов

Важно отметить, что кадровый кризис коснулся всех логистических направлений. С ростом e-commerce и развитием курьерской доставки произошла миграция складского персонала, а на местах образовался дефицит, конечно, здесь все еще остается серьезное влияние пандемии. Нехватка квалифицированных водителей обуславливается тем, что молодежь не хочет в эту профессию, им интереснее IT, автоматизация и прочие инновации. Но можно ожидать, что в 2022 году рынок урегулирует дефицит транспорта и водителей финансовым инструментом. Отрасль ожидает рост зарплат. Работодатели будут менять подход к соискателям, вкладываясь в привлечение интереса к профессии. На базе транспортных компаний откроются автошколы, которые будут привлекать молодых специалистов.

В новом году предприниматели сконцентрируются на поиске и обучении новых кадров и поиске альтернативных способов доставки. Конечно, восполнение дефицита и новые стратегии отразятся на цене конечного продукта.

Спрос на транспорт выше предложения

Ранее уже были озвучены некоторые причины, которые привели к недостатку транспорта и нестабильным ценам. Серьезное влияние оказал и сам спрос на транспортные услуги, который был гораздо выше предложения. Машины не успевали вовремя возвращаться. Транспортные компании говорят, что планируют приобрести новые машины, но закупки расписаны до конца 2022 года.

Если раньше мы работали с компаниями, которые осуществляют перевозки по фиксированным объемам и тарифам, то в 2021 году пришлось фокусироваться на гибкой стратегии. Многие заказчики столкнулись с тем, что пришлось активно запускать инструмент электронных торгов для закрытия заявок.

Непредсказуемый рынок

Все действия в закупках в 2021 году происходили в режиме неопределенности, невозможности предугадать, какой эффект принесет тот или иной инструмент и чего ожидать завтра. Результаты оценивали по факту за короткий период и исходя из этого действовали дальше. В изменении ставок не прослеживалась закономерность, каждая временная стратегия опиралась на основную потребность бизнеса в обеспечении продукцией своих клиентов и конечного потребителя.

Это «пожары», которые мы тушили в 2021 году. Какие сюрпризы готовит 2022 год?

Экологический вызов

Экология – тренд последних лет. Правительства закрывают крупные производства, которые осуществляют выбросы вредных веществ в атмосферу, а рынок ищет новые пути: компании увеличивают нагрузки на другие страны или выбирают локальных поставщиков, меняются логистические потоки. Экологические требования все ближе и ближе подбираются к автомобильному транспорту. Сегодня это может звучать как рекомендация, а завтра станет необходимым условием сотрудничества.

Коллаборации

Тренд совместных закупок особенно ярко прослеживается в малом и среднем бизнесе. Если самостоятельно небольшому бизнесу сложно приобрести даже минимальную обозначенную производителем партию, объединение усилий способно решить эту проблему. Это большой шаг к открытому взаимодействию с коллегами.

Как говорится, мы можем быть конкурентами как производители на рынке, в своих стратегиях по завоеванию доли рынка, но можем объединиться для закупок. Есть категории товаров, которые выгодно и интересно закупать вместе. В 2022 году компании будут постепенно тестировать совместные коллаборации. Не исключено, что и в логистических закупках появятся такие проекты.

Цифровой вызов

Совсем недавно мы только тестировали электронную транспортную накладную (ЭТрН), а с 1 января 2022 года она станет взаимозаменяемой с бумажной версией. Что будет дальше? Конечно, она станет обязательной. Крупные игроки рынка вкладываются в IT-технологии, в компаниях открывают целые отделы. Здесь мы еще столкнемся с дефицитом кадров несмотря на то, что данная профессия продолжает набирать свою популярность.

Еще один эффект от цифровизации – это продолжение тренда к поглощению небольших компаний более крупными игроками или закрытие малого транспортного бизнеса. Все больше и больше регуляторные меры охватывают транспортную сферу, процесс еще не остановился.

От рынка не стоит ожидать стабилизации. Поэтому для успешной реализации задач, которые стоят перед бизнесом в новом 2022 году важно придерживаться гибкой стратегии, вкладываться в развитие IT-решений для ускорения внутренних процессов и работы с данными, рассматривать нестандартные инструменты к проведению закупок и совместно с поставщиками выстраивать долгосрочное сотрудничество, преодолевая совместно вызовы ради общей цели.

66
4 комментария

Спасибо за текст, Анастасия! Вы могли бы подробнее рассказать про "экологические" риски для транспортной отрасли? Чего можно ждать в самое ближайшее время?

2
Ответить

А есть ли какие-то публичные примеры коллабораций? Пока слабо верится, что эта практика получит большое распространение в России?

1
Ответить

Пилим свой движок и приложения для грузоперевозок разного рода, у кого есть нестандартные задачи или иной интерес к софту в этой теме, можно обсудить.

1
Ответить

Пилотируем тему в стране, где такого ничего нет. Возникает масса вопросов, т.к. мы от ит и здравого смысла, а не от компетенций в логистике идем. Кому интересно выступить экспертом, приглашаю.

Ответить