Откуда такие цены?!

Человек приходит в магазин, смотрит на ценник и начинает с тоской размышлять о том, что причина всех его бед - жадность владельца магазина. Или жадность изготовителя товара. Как правило, других участников цепочки, по которой товар от изготовителя попадает к покупателю, поминать не принято, а очень жаль.

Немаловажной проблемой в вопросе установления цен является доставка товара от его производителя до потребителя. Хорошо налаженная система доставки не только сделает цену дешевле, но и сохранит качество, что особенно актуально для хрупких или скоропортящихся товаров.

Соответственно, любые издержки в логистике отражаются на стоимости и оплачиваются из кармана покупателя - это аксиома. Издержки могут возникать вследствие непрофессионализма участников логистической цепи, а могут быть следствием законодательных недоработок. Последнее, пожалуй, обиднее всего - устаревшие или непроработанные правовые нормы на ровном месте создают проблемы для граждан, которых они призваны защищать и которым должны обеспечивать комфортные условия для жизни.

Давайте возьмем в качестве примера деятельность складов временного хранения, так называемых СВХ.

Статья 411 Таможенного кодекса Евразийского союза, вступившего в действие с 1 января 2018 года, определяет СВХ как специально определенные и обустроенные сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки, предназначенные для временного хранения грузов. Пожалуй, самая важная обязанность владельца СВХ - обеспечивать возможность для клиента проведения таможенного контроля, когда получатель оформляет в таможне декларацию. Говоря простыми словами - на СВХ груз ожидает таможенного оформления, находясь в той таре, в которую он был помещен для перевозки, без права доступа к нему работниками склада - это важный момент.

Проблемы в данной сфере начинаются уже с названия - термин «склад» по отношению к СВХ не очень уместен. Предназначение склада - хранить товар, предназначение СВХ - обеспечить клиентам условия для работы с таможней. Хранение груза - лишь побочный эффект этой задачи, и осуществляется оно в пределах двух месяцев (а на практике, как правило - нескольких дней).

Однако, как известно, назвался груздем - полезай в кузов. Поскольку СВХ зовется складом, к нему применяются многие нормы, обязательные для складов производителей продукции. И тут на ровном месте существуют издержки - взять, например, хранение алкоголя.

В 2008 году Министерство Финансов в своем письме подтвердило необходимость получения складом временного хранения лицензии на хранение алкогольной продукции. При этом даже в самом тексте письма просматривается логическая ошибка - для «деятельности по временному хранению» должна быть лицензия на хранение. Простительно для неспециалиста, но не для Министерства.

Почему это важно? Любая лицензия выдается не за красивые глаза, а за выполнение ряда требований. Чтобы их выполнить, владелец СВХ должен осуществить определенные инвестиции и, как правило, увеличить регулярное финансирование своего бизнеса на поддержание соблюдения лицензионных требований. Далеко не всем владельцам СВХ это нужно. В результате доставка алкогольной продукции из-за границы становится более проблемной и дорожает. На ровном месте.

Правильно ли это? Ведь СВХ работает не с продукцией, а с грузом. У груза есть требования к обращению, к температурному режиму, которые должны соблюдаться на всем этапе транспортировки. По сути, для СВХ груз - это условный ящик, на котором написано, как с ним надо обращаться (не ронять, поместить в определенные температурные условия, не наклонять, штабелировать по определенным правилам и так далее). А что там внутри - бутылки с коньяком, емкости с кислотой, аккумуляторы или наборы ватных дисков - уже неважно. Никто не собирается хранить этот груз, его нужно оперативно оформить и отправить дальше.

При этом нельзя сказать, что СВХ получают какие-то льготы по сравнению с обычными складами. Если бы! Таможенное законодательство со всей строгостью регулирует огромное количество вопросов, в том числе порядок выполнения грузовых операций и порядок предоставления отчетности. Не говоря уже про то, что открытый СВХ (их бывает два типа - открытый и закрытый) вообще по закону обязан принимать на хранение груз, и не может по своему усмотрению отказывать клиентам.

Вернемся к вопросу хранения алкоголя - федеральное законодательство предусматривает обязанность складов при временном хранении декларировать объем хранимого, а установленные правила подачи этой информации предусматривают декларирование по виду готовой продукции в декалитрах с указанием кода.

Осознайте абсурд ситуации. На СВХ поступает груз - закрытый, запакованный, с указанием о необходимости бережного хранения. С грузом идут документы, в которых указано количество мест, вес и, мягко говоря, не самое подробное описание - условные обозначения, такие как опасный груз, генеральный груз и так далее, которы важны для перевозки, а не для хранения. Права вскрывать упаковку у владельца СВХ нет. Коммерческой информации с подробностями ему предоставлять никто не обязан. В общем, взять сведения, которые требуются формой декларации, ему неоткуда - но закон есть закон, либо нарушай его, либо не связывайся с алкоголем. Правда, тебя будут тыкать в то, что ты обязан принимать груз от клиентов по закону как товар…

Совершенно на ровном месте созданы проблемы, которые оборачиваются пустой тратой финансов и рабочего времени сотрудников. С той же эффективностью можно просто доставать из бумажника купюры и сжигать их.

Похожий абсурд творится и в сфере с временным хранением оружия - будьте добры учитывать количественный и номерной учет хранящегося оружия по виду, модели, калибру, серии и номеру оружия. Разумеется патроны тоже считаем. И все это - в специально оборудованной комнате, которая способна пережить ядерный апокалипсис.

Люди, которые не очень разбираются в схеме транспортировки, могут сказать что это сделано для безопасности - чтобы ничего не пропало. Не соглашусь - для безопасности самым лучшим подспорьем будет сохранность упаковки (груз должен покинуть СВХ точно таким же, каким прибыл туда) и строгое отношение СВХ к вопросам видеонаблюдения и защиты складских помещений, а также выстраивания системы обеспечения сохранности на основе современных технологий.

А уж никак не криво вписанная в бумажный журнал запись!

Представим себе радиоактивный груз - некий изотоп, который нужно срочно доставить в медицинских целях. Жалуетесь на дороговизну некоторых медицинских услуг? Тогда знайте, что требования законодательства к СВХ - одна из причин итогового ценника.

Не нужно быть специалистом, чтобы включить логику и представить себе радиоактивный груз, затаренный производителем для того, чтобы спокойно лететь на… ПАССАЖИРСКОМ РЕЙСЕ.

Да, вы не ослышались - иногда радиацию перевозят пассажирскими рейсами. Это законно.

Итак, производитель упаковал груз как следует, указал все требования к перевозке и обработке груза, его положили в один самолет с пассажирами - это ничего, это разрешается - а вот СВХ для того, чтобы на пару дней заскладировать тот же самый груз в той же самой таре для осуществления грузополучателем таможенных формальностей, нужны условия как на складе производителя.

Какие цензурные слова способны характеризовать эту ситуацию?! Хорошо что хоть хватило ума не требовать обшивать борта самолетов толстыми листами свинца - а то бы мы вообще не знали, что есть «медицинская радиация». Лечились бы у знахарей, травками да отварами.

Само собой, такая же ситуация с перевозкой взрывчатых веществ. Хотите в самолет - на здоровье, что ему там будет, он же упакован и подготовлен к перевозке. Нужно поместить на несколько часов на склад? Стройте бункер!

Можно привести другой пример неэффективного расходования средств - в авиации уже не первый год на ровном месте дублируются две системы обеспечения безопасности - авиационной и транспортной. В результате бизнес вынужден затрачивать значительные средства сначала на авиационную безопасность, а потом на транспортную. Составлять идентичные документы и отправлять своих сотрудников на идентичные обучения. Организовывать параллельные структуры, обеспечивающие и авиационную, и транспортную безопасность. Производить замену прекрасно работающего оборудования и повторно сертифицировать уже сертифицированное. Бред? Это вы еще не знаете деталей - например, обязанность сопровождать клиента с разовым пропуском отдельно выделенным сотрудником. Если в сутки СВХ выдает несколько сотен пропусков, то каков должен быть штат «сопровождающих»? Нет, это конечно чисто теоретически исполнимо, но ведь все эти затраты лягут на покупателя. Вот это уже точно - бред, только от этого не легче. Будьте добры соблюдать все требования законодательства и исправно платить за это.

И если бы эти системы были хотя бы полностью дублирующими! Нет же - некоторые милые различия чиновники оставили - видимо привычка со школьных времен, когда списывать буква в букву было нельзя, чтобы учительница не ругалась.

Допустим, авиационная безопасность гласит, что на пропуске должна быть информация в одном виде, а транспортная - что немного в другом. Что делать? Проверяющие потирают руки и с удовольствием штрафуют либо за нарушение авиационной безопасности, либо за нарушение безопасности транспортной.

Форма акта о выявлении опасных предметов тоже отличается. Выбирайте вариант, который больше понравится, и заранее приготовьте деньги на штраф - проверяющие не очень разбираются в таких сложных терминах как «юридическая коллизия», зато прекрасно умеют говорить «ну тут это, как сказать, в таком-то пункте написано, а у вас не написано. Извольте уплатить штраф».

Кстати, мои слова про повторную сертификацию возникли не на пустом месте. Постановление Правительства №969 от 2016 года преподнесло такой подарок сертифицирующим организациям. Будьте добры демонтировать оборудование (подумаешь, склад поработает без систем защиты), отвезти в лабораторию и дать ей денег. И получите еще одну бумажку, которая поможет от проверяющих. Или не поможет - с такими пробелами в законодательном регулировании одним сертификатом больше, одним - меньше…

Подведем итог - отовсюду мы слышим красивые слова про цифровую экономику, совершенствование законодательства, рост производительности труда и прочее. Но стоит чуть-чуть углубиться в любую тему, как тут же всплывают такие противоречия, что трудно понять, как наша экономика вообще еще хоть как-то держится на плаву. Лично я не знаю ни одной страны в мире с эффективной экономикой, которая приравнивала бы временные склады у аэродрома к складам производителя. Это просто глупо!

И что, об этом не говорят? Говорят конечно, но видимо есть причины избирательной глухоты в законотворчестве. Посудите сами - если раньше мы опирались на единый госстандарт, то сейчас в моде различные комитеты и комиссии. Выдачей огромного количества лицензий и сертификатов должен кто-то заниматься, и дело это не бесплатное. Значит кто-то получает прибыль, и чем больше требуется бесполезных бумажек, тем эта прибыль больше. И поэтому авиационный СВХ вместо одной лицензии на аэропортовую деятельность оформляет десятки, а на все обращения и жалобы делается строгое лицо и грозно говорится «не положено!».

Логический вывод - есть люди, которым подобное нагромождение требований (пусть даже абсурдных) выгодно. И судя по всему, они пока побеждают тех, кто радеет за удешевление транспортных расходов и снижение итоговой цены.

За возводимым в ранг культа формализмом и дотошным отношением к каждой запятой не всегда стоит узколобость и непрофессионализм…

22
3 комментария

Определенно не хватает подзаголовков....

2

Не понял про что написано и на какую площадь выходить с плакатами. На всякий случай желаю вам держаться и без зазрения совести поднимать тарифы, если вам нужно как-то покрывать издержки.

"Хорошо налаженная система доставки не только сделает цену дешевле"
товар - дешевле, цену - ниже.

В чем цель написания статьи?
Показать несовершенство законодательства? Так не первый день здесь живем.
Кто-то на чем-то зарабатывает? Сравните эти издержки с наценкой розничных продавцов.
Все козлы, кроме цветочников/рестораторов/таможенных брокеров/любая другая категория?