Чутье или стратегия? Секрет самых успешных CEO современности

Успех в бизнесе традиционно связывают с высоким IQ, профессионализмом, рациональным подходом, логикой и грамотным планированием. Было бы глупо отрицать важность всех этих качеств лидера. Однако пример международных компаний, которые достигли по-настоящему выдающихся результатов и стали лидерами в своей области, показывает, что для совершения настоящего прорыва всего этого недостаточно.

Самые успешные CEO последних десятилетий - Билл Гейтс (Microsoft Corporation), Стивен Джобс (Apple Inc.), Ричард Бренсон (Virgin Group), Энди Гроув (Intel), Ингвар Кампрад (IKEA) – построили свои бизнес-империи не благодаря блестящему образованию и высокому IQ. Большинство из них получили высшее образование после того, как стали миллионерами, или не имеют его вовсе.

При этом все они говорят, что важнейшее качество, которое позволило им вырастить крошечный бизнес в многомиллиардную корпорацию, - это интуиция.

На первый взгляд, бизнес несовместим с интуицией. Она порождается нашим бессознательным, не контролируется рациональной частью мозга и чаще всего противоречит логике.

Доверившись интуиции, лидер сильно рискует. Аргументы «против» интуитивных решений подкреплены статистикой, бизнес-планом и готовыми моделями, которые не раз доказывали эффективность в прошлом.

Аргументы «за» основаны на необъяснимом внутреннем чутье, проверить правильность которого невозможно заранее.

И тем не менее, все открытия, инновационные продукты и технологии, которые изменили мир, всегда начинаются с интуитивного видения и готовности рисковать вопреки логике.

И наоборот, отказываясь прислушаться к подсказкам интуиции, игнорируя ее сигналы, мы часто совершаем серьезные ошибки, которые дорого обходятся.

Мой клиент Игорь, владелец сети магазинов здорового питания, рассказал о своем неудачном опыте. Он нанял нового директора отдела продаж, доверившись логике: два высших образования и MBA, идеальное резюме, опыт работы за рубежом – все это говорило в пользу кандидата. Несмотря на то, что Игорь испытывал к новому сотруднику ничем не объяснимую неприязнь, он проигнорировал свои эмоции и не стал проверять подозрения. Довольно быстро ему пришлось заплатить за это решение проваленным планом по продажам и многомилионными убытками. Если бы он прислушался к интуиции и запросил рекомендации в компаниях, где до этого работал новый директор, этого можно было избежать. Игорь выяснил, что тот пользовался репутацией человека, который эффективно разрушает отлаженные процессы, но не может построить ничего нового. Но было уже поздно.

Интуиция действительно не поддается логике, потому что оперирует данными на совсем другом уровне. 80% информации, которую мы получаем во время общения, мы считываем невербально. Мимика, поза, интонация собеседника говорят нам гораздо больше, чем слова. Все это мы воспринимаем бессознательно, без участия рационального мозга. В ответ на информацию, считанную подсознанием, у нас возникает та или иная реакция – эмоция.

Если человек не осознает эмоции и плохо чувствует свое тело, которое всегда первым реагирует на любые изменения в окружающей среде, канал интуиции у него закрыт. Это значит, что и в личных отношениях, и в бизнесе, он будет отсекать огромный пласт ценной информации. А это неизбежно будет приводить к ошибкам. Чем выше изначальные ставки, тем большую цену придется платить.

Недавнее исследование, проведенное учеными из University College London и Queensland University of Technology, показало, что самые успешные трейдеры лондонской биржи отличаются более развитой интероцепцией – способностью воспринимать такие сигналы тела, как учащенное сердцебиение, изменение температуры, мышечное напряжение и т.д. Все эти сигналы становятся для них подсказкой, как вести себя в стрессовой ситуации, связанной с большими финансовыми рисками.

Это отличный пример того, как работает интуиция. Когда мы находимся в контакте со своим телом, замечаем изменения в ощущениях и не игнорируем эмоции, мы получаем правильный ответ гораздо раньше, чем успеваем обдумать его и проанализировать с помощью логики.

Разумеется, использование интуиции не заменяет профессионализм и собственно процесс работы. Любое озарение, инсайт или интуитивное решение в бизнесе возможны тогда, когда у вас есть достаточно опыта в этой сфере и вы полностью вовлечены в процесс. Но именно интуиция – тот инструмент, который позволяет принимать нестандартные решения, быстро справляться с кризисом, видеть новые возможности и опережать конкурентов на несколько шагов, создавая инновационные продукты.

44
6 комментариев

Отличная статья и полностью согласен с вами. Если хочешь быть успешным - надо быть суперпрофессионалом и иметь схватку.

Ответить

Ну хорошо хоть не схватки.

4
Ответить

Мне кажется примеры Джобса, Гейтса и остальных в плане интуиции это ошибка выжившего. Будто остальные CEO никогда не прислушиваются к внутренним ощущениям, когда дело идет о будущих трендах. Но мы никогда не узнаем, сколько компаний провалились, когда доверились интуиции босса.

Ответить