Как продвинуть товарную карточку на Wildberries в топ? SEO-текст и реальные алгоритмы ранжирования

Привет, на связи Seoremica. Рабочий год на vc.ru неожиданно для себя начинаю с новой темы. На этот раз об алгоритмах Wildberries и правилах оптимизации товарных карточек на маркетплейсе. Взгляд SEO-специалиста. Разобрался во всем сам и хочу поделиться интересными наблюдениями со всеми, кто продает и продвигает товары на Wildberries. И услышать ваше мнение, конечно же.

Логотип компании Wildberries
Логотип компании Wildberries

В статье пойдет речь об оптимизации товарной карточки для получения трафика внутри платформы Wildberries. Идею продвигать карточки в выдаче Яндекс и Google не рассматриваю — этим я занимаюсь при продвижении интернет-магазинов. Тем более, что уже есть хороший SEO-кейс.

Навигация по статье

Методы продвижения товарной карточки Wildberries

Тезисно обозначу все доступные варианты:

  • реклама внутри площадки;
  • маркетинг, направленный на увеличение покупок товара;
  • улучшение сервиса для получения положительных отзывов;
  • проработка товарной карточки: заполнение всех полей характеристик и SEO-текст;
  • Серые стратегии, алгоритмы работы которых в статье затрагивать не буду.

Умышленно пишу SEO-текст, потому что именно с таким запросом неоднократно обращались ко мне в прошлом году. Оказывается, что это уже укоренившийся и жизнеспособный термин.

Зачем заказывают SEO-текст на Wildberries?

Первое, с чего стоит начать — с терминологии.

В привычном всем понимании SEO-текст — это контент, отвечающий требованиям поисковиков.

Сможет ли товарная карточка WB приносить органический трафик из Яндекс и Google? Даже в теории это очень сложно. Формирование тегов title и description для товарной карточки, скорее, усложняет эту задачу, чем помогает. Просто отмечу, что товары индексируются.

Как продвинуть товарную карточку на Wildberries в топ? SEO-текст и реальные алгоритмы ранжирования

Ресурсов потратить придется сильно больше, чем возможно получить при попадании товарной карточки в ТОП 3. Другими словами, это бессмысленно при наличии сверхпопулярного мобильного приложения и будет лучше направить силы на непосредственную работу с площадкой. И категории у WB продвигаются намного эффективнее.

Мне интересно было разобраться, каким образом текст влияет на работу внутреннего поиска WB и возможно ли оптимизировать товарную карточку, улучшив ее видимость. Начнем с описания принципов ранжирования товаров и особенностей маркетплейса Вайлдберриз.

Под SEO-текстом для Wildberries подразумевается еще и влияние на внутренний поиск: каким должен быть текст, чтобы карточка попадала в ТОП и приносила продажи?

Принципы ранжирования товарных карточек

Внутри WB существует нейросеть, однако значимого влияния на результаты поиска она не оказывает: накапливает данные и решает совершенно иные задачи.

Давайте разберемся с логикой внутреннего поиска. Она достаточно простая.

Переходим сразу к строке поиска (именно с помощью поиска пользователи начинают взаимодействие с мобильным приложением и сайтом).

Вводим любой запрос и видим, что площадка уже предложила нам подходящие товары и отфильтровала их.

Ноутбуки на сайте Wildberries.ru
Ноутбуки на сайте Wildberries.ru

Поиск, кстати, происходит по ключевым словам.

Классическая и незамысловатая система поиска нередко приводит к логическим ошибкам. Так, например, при запросе «тренажерный зал» в результатах поиска мы видим преимущественно одежду для спортивного зала. А еще серьги, назначение которых прямо противоположное:

Как продвинуть товарную карточку на Wildberries в топ? SEO-текст и реальные алгоритмы ранжирования

Поиск Wildberries подтянул товар по ключевому слову, не учитывая смысл характеристики. Как раз в серьгах в тренажерный зал нельзя. Не нейросеть, находите?

Еще в эту же категорию попал коврик для мыши с изображением гантели (снова «тренажёрный зал» встречается в характеристиках, на сей раз в графе форма). Результаты поиска буквально предугадывают желания пользователей =)

Коврик для мыши на сайте Wildberries.ru
Коврик для мыши на сайте Wildberries.ru
Как вы используете Wildberries?
Заказываю товары
Предприниматель, продаю на WB
Продвигаю товары на WB

На WB фильтр «по популярности» применяется по умолчанию ко всем запросам

Любой запрос, вводимый в поисковую строку, формирует выдачу (результаты поиска с подходящими товарами), к которой автоматически применяется фильтр «по популярности». Таким образом, определяющим условием наличия товара в ТОП 3 становится именно популярность (количество заказов/покупок).

Количество покупок товара для Wildberries вообще является определяющим показателем. Площадка не заинтересована в товарах, спрос на которые отсутствует.

Примечательно, что рейтинг вынесен в отдельный фильтр и к популярности отношения не имеет. Согласитесь, логика в этом точно есть?

Здесь нам важно обратить внимание на другое, что нередко упускается из виду при анализе результатов поиска маркетплейса.

Почему многие стратегии продвижения не работают корректно?

Товар становится популярным при большом спросе и поднимается наверх (в начало листинга категории) — соответственно получая больше видимости и продаж.

При этом товар может размещаться в нескольких подкатегориях одновременно и показываться по десяткам пользовательских запросов.

Большинство стратегий продвижения товаров на Wildberries заключаются в улучшении показателей отдельной товарной карточки.

Почему это неправильно?

По этой логике товар с лучшими показателями становился бы абсолютным лидером и по всем запросам находился в топе всегда.

Показатели, которые бы сделали товар лидером: максимальное количество продаж и высокий рейтинг.

Это сделало бы конкуренцию внутри площадки бессмысленной. Достаточно улучшить статистику одной товарной карточки (органически или искусственно) и обеспечить себе 100% видимости внутри маркетплейса. Это подталкивало бы к манипуляциям со статистикой, а сами манипуляции стали проще в исполнении.

Чтобы избежать появления такого супертовара (лидера для тематических категорий и поисковых запросов), Wildberries применяет простое, но, на мой взгляд, эффективное решение.

Статистика покупок накапливается отдельно для каждого поискового запроса (что зачастую соответствует подкатегории маркетплейса). Продвижение товара должно происходить внутри каждой подкатегории.

Статистика покупок накапливается отдельно для каждого поискового запроса. Лично я считаю этот факт определяющим при формировании рекламной стратегии. Открывается множество тактик для роста продаж.

Павел Михайлов, SEOREMICA

Именно с этим связано присутствие товара, приобретенного более 10 000 раз, на первой позиции при запросе «шерстяные свитера», и не попадание его в топ 3 по запросу «шерстяные свитера с оленями», где в лидерах будут товары с суммарным количеством покупок не превышающих 100.

Почему так происходит?

По запросу шерстяные свитера с оленями эти три товара продаются лучше (чаще/больше), чем четвертый. Это позволяет им опережать своих сверх популярных конкурентов по менее частотным запросам и иметь продажи с маркетплейса.

Такая борьба с монополией, чего очень, по моему мнению, не хватает нам в Яндекс.

Сравнение товаров лидеров: первый товар купили 40 раз, у него 8 отзывов, он дороже, но по запросу шерстяные свитера с оленями находится выше товара с 400 покупками, 36 отзывами и более низкой ценой.

Цена, количество отзывов, рейтинг, размер скидки не влияют на позицию товара в категории при активном фильтре «по популярности». Только продажи.

Это основной принцип работы алгоритма ранжирования WildBerries.

MPStats сможет показать количество продаж товара конкурента за указанный период, но точных цифр продаж по каждому запросу получить не удастся. Опираясь только на статистику, я сам приходил к неверным выводам. С описанной мной логикой распределения позиций, все результаты поиска стали объяснимы.

MPStats — сервис, показывающий полную и точную внешнюю и внутреннюю аналитику Wildberries

Что-то из описанного было для вас новым?
Да
Нет

Стоит описать еще и свои наблюдения при сравнении результатов поиска с сайта и через мобильное приложение.

С мобильного приложения предложенные товары в ТОПе по одному и тому же запросу отличались от выдачи на сайте. Моя гипотеза состоит в том, что статистика для мобильного приложения по запросам накапливается отдельно от сайта. Готов услышать контраргументы.

Павел Михайлов, SEOREMICA

Влияние SEO-текста на продвижение товара внутри категории

Автохимия на сайте Wildberries.ru
Автохимия на сайте Wildberries.ru

Учитывая автоматическое применение фильтра «по популярности» к поисковому запросу, можно сделать вывод, что оптимизация товарной карточки Wildberries не способна повлиять на поднятие товара в выдаче.

Наличие ключей в SEO-тексте и заполненность всех полей характеристик не способствуют продвижению внутри категории, однако прямо влияет на другой немаловажный аспект.

Количество категорий для одной товарной карточки

Если за итоговую позицию внутри каждой категории отвечает маркетинг (или спрос на товар, как результат маркетинга), то на количество подкатегорий, в которых один и тот же товар может ранжироваться уже способны повлиять мы. Кто-то сказал бы, что с помощью SEO-текста, но правильнее будет назвать это контентом.

Увеличение подкатегорий для ранжирования приводит к росту видимости товара, а следовательно к росту продаж.

В ходе проведенных мной тестов было установлено, что для попадания товарной карточки в категорию, необходимо наличие ключевого запроса на странице.

Где допустимо размещать ключи при заполнении товарной карточки?

  • В заголовке товарной карточки;
  • В описании товара;
  • При заполнении характеристик.

Размещение ключевых слов в заголовке товарной карточки

На сегодняшний день это самый популярный способ гарантированного попадания в нужную категорию. Переспам в заголовках товаров рассматривается как инструмент продвижения.

Как следствие, получаем заголовки товаров такого вида:

Заголовок товара на сайте Wildberries.ru
Заголовок товара на сайте Wildberries.ru

Нахождение ключевых слов обеспечивает товару видимость по запросам легинсы с мехом, лосины, утепленные леггинсы + все возможные комбинации.

Сегодня Wildberries борется с таким видом заголовков и обещает исключать из выдачи карточки, нарушающие правила оформления. Пока санкций нет и поиск по ключам работает хорошо, но в ближайшем будущем возможна пессимизация. Интересно, будет ли WB исключать из результатов поиска самые продаваемые позиции при неправильном оформлении. Как думаете?

Пообщавшись с предпринимателями, торгующими на WB, узнал, что спамить их учили на курсах по продвижению товаров на Wildberries. Возможно, когда-то это работало?

Лично я смысла в таком оформлении заголовков не вижу совсем. Предположу, что пользы попросту нет.

Три причины:

  • Во-первых, для попадания в категорию достаточно содержание ключевого запроса на странице (помимо заголовка у нас есть еще описание и характеристики для достижения цели);
  • Во-вторых, в ТОПах присутствуют товарные карточки с правильным (рекомендованным) оформлением заголовков, а значит переспам не является дополнительным преимуществом;
Правильный заголовок товара на сайте Wildberries.ru
Правильный заголовок товара на сайте Wildberries.ru
  • В-третьих, появление множественных ключей в заголовке связано с активно продвигаемой гипотезой о том, что ключ в заголовке h1 на странице имеет приоритетное значение — ключевые слова ниже по тексту, якобы, подчиняются правилу иерархии и товары с ключами вне заголовка будут показываться ниже товаров, где заголовок содержит вводимый пользователем запрос. Однако ранее мы разобрались, что дело в фильтре «популярность» и накопленной статистике продаж на каждый отдельно взятый запрос.

Кажется, что значимость ключей переоценена не только в классическом SEO, но и при продвижении товаров на маркетплейсе.

Отметил для себя интересный момент. Нет смысла писать в заголовке «женские» и «мужские». Этот параметр заполняется в характеристиках и WB распределяет товары автоматически, не применяя поиск по ключу. Вроде бы, очевидно, но применяется повсеместно до сих пор.

Размещение ключевых слов в характеристиках товара

Это второй надежный способ попадания в нужную категорию и, как и в случае с заголовками, переспам применяется часто.

Ранее можно было спамить в характеристиках. Особенно в пунктах предполагающих полет фантазии, например, пункты назначение товара или комплектация.

Можно подумать, что это оптовый продавец и продается все разом, но товар один / wildberries.ru
Можно подумать, что это оптовый продавец и продается все разом, но товар один / wildberries.ru

В итоге все это привело к мусорным характеристикам, которые делают работу фильтров по параметрам внутри сайта невозможным, а пользователям затрудняют восприятие товара и усложняют поиск нужных характеристик.

Спам в характеристиках — еще один момент, за который товарные карточки будут исключаться из результатов поиска. Кстати, на сайте Wildberries написано только об исключении из фильтрации (что картину сильно не изменило бы, поскольку вместо фильтров все используют строку поиска и выбор предложенных тегов.). Однако источники, близкие к WB, спрогнозировали более серьезные санкции. Верю.

Раз уж мы заговорили про теги, должен отметить, что они не всегда тематические. Вдруг вам одновременно потребуется незамерзайка и iphone?

Навигационные теги на wildberries.ru
Навигационные теги на wildberries.ru

Все характеристики необходимо теперь заполнять по правилам Wildberries. Каждая в одно слово. В назначении товара указывать не более трех наиболее популярных применений. О ключах в этом разделе можно забыть, потому что остается легальный инструмент для их размещения — описание товара.

SEO-текст для описания товара на Wildberries

Переходим к главному, фактам об оптимальном тексте для карточки товара:

  • Уникальность текста не важна (как минимум, на сегодня). При тесте один и тот же текст был размещен в трех товарных карточках — каждая из них стала ранжироваться в новых для себя категориях. Все три товара стали отвечать на одинаковые запросы. Позиции их разместились по популярности, негативных факторов со стороны WB не было. Тест был повторен на шести товарных карточках другой ниши, результаты аналогичные.

Не смотря на результаты теста, рекомендую размещать уникальные тексты. Предсказать изменение алгоритмов заранее невозможно, а я люблю все делать красиво.

  • Качество текста вторично относительно ширины семантики или ключевых слов для формирования запросов пользователей. Нет никакой необходимости использовать точные вхождения в ключи, но сами по себе ключевые слова стоит использовать в описании. В 1000 символов вы можете уложить все необходимое. А если придерживаться простых правил при составлении ТЗ, получившиеся тексты будут читабельными и не будут похожи на описание с Али.

На Wildberries такого много, но это работает:

Сумка, в которую можно положить тетрадь, сходить в роддом и хорошо ранжироваться на wildberries.ru
Сумка, в которую можно положить тетрадь, сходить в роддом и хорошо ранжироваться на wildberries.ru

Что учитывать при составлении ТЗ на написание SEO-текста?

1. Плотность ключей ни на что не влияет. Нет смысла использовать один и тот же ключ во всех возможных падежах и формах.

2. Нет смыла в описание использовать ключи, которые встречаются в характеристиках — поиск уже учитывает эти слова, сосредоточьтесь на другом.

3. Составлять ТЗ следует опираясь на статистику поисковых запросов. У маркетологов, работающих с WB, она точно есть.

4. Для товаров, отличных только по цвету, допустимо размещать одинаковый текст. Разные тексты вы физически разместить для таких карточек не сможете. В Техническом Задании это стоит отмечать.

5. Нет смысла умышленно использовать написание слова с ошибкой. WB отлично склеивает такие запросы с корректными и на результаты поиска это не влияет.

6. Нет смысла использовать ключи вида «женский» или «для девочек». При формировании результатов поиска, WB опирается на заполненные характеристики. В графе пол вы обязательно указываете женский или девочки. Ключи при этом перестают играть свою роль.

7. Тексты для роботов, но их могут прочесть люди. Хорошие тексты лучше роботизированных. На дистанции они защитят вас от множества возможных проблем.

Отзывы Wildberries влияют на ранжирование?

Читал мнение, что отзывы помогут продвигаемой товарной карточке попасть в нужную категорию маркетплейса. Гипотеза это вызвала больше всего обсуждений, поскольку множество источников пишут об обратном — отзывы не влияют на формирование выдачи.

Единственный пример в ходе анализа, который мог бы подтвердить эту гипотезу, был связан с запросом «незамерзайка с лейкой». Это довольно узкий запрос, даже в предлагаемых популярных тегах упоминания лейки нет.

Как продвинуть товарную карточку на Wildberries в топ? SEO-текст и реальные алгоритмы ранжирования

Товаров по запросу подобрано всего 11, а значит изучить содержание каждой товарной карточки и найти закономерности не составило труда.

Результаты поиска на сайте Wildberries.ru
Результаты поиска на сайте Wildberries.ru

Единственный товар, содержащий ключ лейка только в отзывах (нигде более на странице), но ранжирующийся по ключу незамерзайка с лейкой — это реклама. Платное продвижение не подчиняется алгоритмам.

Отзыв о товаре на маркетплейсе Wildberries.ru
Отзыв о товаре на маркетплейсе Wildberries.ru

Из этого можем сделать вывод, что отзывы при формировании результатов поиска не играют никакой роли. Других примеров, опровергающих это, обнаружено не было.

Выводы по итогам анализа работы поиска Wildberries

SEO-специалист действительно может влиять на качество продвижения товаров на маркетплейсе Wildberries. В его компетенции входит анализ семантики, составление ТЗ для копирайтеров и анализ категорий (поисковых запросов) для возможного продвижения по ширине.

И SEO-тексты для Wildberies действительно существуют. С этим согласны?

SEO-текст на WB актуален?
Да
Нет

Этим я хотел с вами поделиться сегодня. Не скрою, буду рад видеть вас среди подписчиков в своем SEO блоге на vc. Это мотивирует писать чаще и лучше!

Предложить дополнения к материалу или обсудить со мной задачу по SEO можно в Telegram: https://t.me/seoremica

Увидимся в комментариях к материалу! Стараюсь отвечать на каждый.

Павел Михайлов 
SEOREMICA

Все скриншоты сделаны с официального сайта wildberries.ru в некоммерческих целях. В статье представлено мое субъективное мнение о работе площадки, основанное на результатах проведенных мной тестов.

6363
83 комментария
200 ₽

Мало кто по WB делится полезной инфой. Благодарю.

1
Ответить
150 ₽

Павел, спасибо за проделанную работу! Кажется, единственная полезная информация, которую я встречала по продвижению. Всегда не могла понять смысл переспама. Сейчас один менеджер взялся за мою карточку, указав, что нужно переспамить название и в каждом ответе на отзыв отвечать ключевыми словами. Мне это очень претит, честно говоря. И пока разницы с "человеческой" карточкой в лучшую сторону я не вижу. Скажите еще пожалуйста, есть ли разница в порядке при написании ключевых слов, например "стул детский" или "детский стул"?

2
Ответить
150 ₽

Спасибо за статью!
Все по делу и с примерами. Сейчас в сети много статей и курсов, в которых одна вода. Эта статья, пожалуй первая полезная. Продолжайте в том же духе. Будем рады статьям про ВБ И ОЗОН.

1
Ответить