Как Райффайзенбанк боролся с обманщиками в СPA-сетях

Совместный кейс Райффайзенбанка и OWOX о том, как обезопасить себя от сотрудничества с недобросовестными веб-мастерами в CPA-сетях с помощью BI-аналитики.

О нас

OWOX создает продукты, которые помогают повысить качество решений, принимаемых на основе данных. С помощью OWOX BI можно собирать сырые данные в Google BigQuery, оценивать рекламные кампании с учетом их вклада в продажи и офлайн-заказов, получать ответы на вопросы к данным без SQL-запросов.

Мы сотрудничаем с Райффайзенбанком чуть больше 4 месяцев, но уже успели решить очень интересную задачу. Хотим поделиться кейсом, который может быть полезным не только банкам, но и всем, кто пользуется услугами CPA-сетей.

Проблема

Маркетологи Райффайзенбанка заметили, что за последние пару месяцев их расходы по affiliate трафику резко выросли, а доход остался прежним. При этом наблюдались частые разрывы сессий пользователей перед заказом. Банк предположил, что недобросовестные партнеры могут подменять источник трафика на странице оформления заявки. Например, с помощью расширений к браузерам, тулбаров. Работает это так: пользователь устанавливает себе расширение, допустим, чтобы получать скидки. Затем заходит на ваш сайт и оформляет заказ — в этот момент всплывает окно со скидкой. Когда человек его открывает, веб-мастер подставляет свои cookies.

Решение

Чтобы проверить гипотезу с подменой источников, маркетологи компании решили собрать сырые данные о действиях посетителей на сайте. Затем выбрать информацию о клиентах, у которых на одной странице происходили странные кратковременные обрывы сессий, при этом менялся источник трафика, а последним каналом был affiliate. Эти данные помогут понять, какие партнеры присваивают себе трафик других каналов. В результате банк прекратит работу с нечестными веб-мастерами и сможет эффективнее перераспределить маркетинговый бюджет.

Команда OWOX BI помогла Райффайзенбанку собрать и обработать необходимые данные.

Схема объединения данных
Схема объединения данных

Шаг 1. Собрали сырые данные

Поскольку в Google Analytics есть лимит на количество сессий, после которого применяется семплирование, аналитики решили собирать данные в Google BigQuery. Кроме того, это облачное хранилище отвечает строгим стандартам безопасности, что для банка особенно важно.

Райффайзенбанк настроил импорт данных с сайта в Google BigQuery через OWOX BI Pipeline. Такое решение позволяет передавать несемплированные данные в режиме, близком к реальному времени, и получать timestamp каждого хита. Благодаря этому можно в одном отчете отследить любую последовательность пользовательских действий, даже из разных сессий.

Например, вам нужна информация о пользователях, которые посетили страницу /promo/, затем вернулись на сайт через CPC и в итоге совершили транзакцию. И отчет нужен в разрезе даты посещения страницы /promo/ по каждому пользователю. Получить эти данные можно с помощью SQL-запроса.

В итоге вы получите вот такую таблицу со всеми необходимыми данными.

Таблица с данными в Google BigQuery
Таблица с данными в Google BigQuery

Шаг 2. Обработали данные

Аналитики OWOX совместно с коллегами из Райффайзенбанка определили, что для проверки гипотезы о подмене источников трафика понадобятся следующие данные:

  • ID пользователя.
  • Источник и канал первой и следующей сессии.
  • Время между сессиями.
  • Стартовый и конечный URL каждой сессии.
  • События в сессии.
  • Наличие транзакции в последней сессии.

Также к данным применили условия, по которым можно сделать вывод, что источники трафика подменялись:

  • Промежуток между двумя сессиями — до 60 секунд.
  • При смене источника не меняется страница.
  • В последней сессии совершена транзакция.
  • Последний канал — affiliate.

Эту информацию получили с помощью SQL-запроса к данным в Google BigQuery:

Пример SQL-запроса
Пример SQL-запроса

Шаг 3. Построили отчеты

Для дальнейшего анализа наши аналитики импортировали выбранные данные из Google BigQuery в Google Sheets с помощью аддона OWOX BI BigQuery Reports. В итоге Райффайзенбанк получил таблицу с информацией по каждому клиенту, у которого изменялся источник трафика, а промежуток между сессиями составлял не больше 60 секунд.

Данные, импортированные в Google Sheets
Данные, импортированные в Google Sheets

После данные объединили в сводном отчете, с помощью которого руководитель интернет-продаж банка может узнать, какие аффилиаты работают недобросовестно. Цифры на скриншоте ненастоящие и приведены для примера:

Пример отчета по веб-мастерам из CPA-сетей в разрезе каналов трафика
Пример отчета по веб-мастерам из CPA-сетей в разрезе каналов трафика

Например, из отчета выше видно, сколько было транзакций с измененным источником и какие именно аффилиаты подменяли источник трафика на свой. Также отчет показывает, у каких каналов отнимали транзакции. В нашем случае это CPC и Organic.

Результаты

Райффайзенбанк получил отчет, который помогает мониторить статистику по аффилиатам и выводить на чистую воду обманщиков в CPA-сетях. Компания оптимизировала расходы на рекламу, отказавшись от сотрудничества с двумя недобросовестными партнерами, которые подменяли источник заявки и необоснованно завышали счета на свои услуги.

Мы очень рады тому, что благодаря оперативной помощи коллег из OWOX смогли быстро найти и прикрыть тонкое место в работе с нашими CPA-партнерами. Это действительно позволило в моменте сэкономить значительную сумму затрат в маркетинговом бюджете и более честно атрибутировать конверсии и продажи по каналам. С другой стороны мы понимаем, что такая работа должна быть регулярной и уже трудимся над автоматизацией мониторинга и системы борьбы с фродом из CPA-канала. Наша главная задача не столько сократить расходы на Affiliate-продажи, сколько научиться эффективно бороться с мошенниками и давать больше возможностей зарабатывать честным и эффективным партнерам

Дмитрий Березин,

руководитель направления

интернет-продаж Райффайзенбанка

1010
5 комментариев

Бахманн год назад еще об этом писал.

3

Да пишут то об этом регулярно, но кто занимается?!))

7

Ну крусавчик, чо )

3

О боже, какой «баян». Уже миллиард готовых решений против любого форда. А тут описывают только кукистаффинг... этому термину уже лет десять, как и методу его вычисления.

1

Есть готовые решения для антифрода: Adspire, AdvCake, MgCom, TrackAd. Вот табличка со сравнением функционала каждой, которую когда-то они же и составили: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1dbYtM4wXUca0TWkVRiM94IE0Ov-V0btz-xn9r5h5e24/edit