«Как я перестала беспокоиться и полюбила дизайн-мышление»

Краткий пересказ статьи из блога дизайнера Кристины Водтке.

Кристина Водтке
Кристина Водтке

Когда Кристина Водтке впервые услышала о дизайн-мышлении, она не обратила на этот тренд должного внимания. Однако через некоторое время заметила, что часто пародируемый подход к дизайн-мышлению — расклеивание стикеров и прототипирование — работает лучше, чем практически любой другой подход к инновации продукта и сервиса.

Почему? Ключевое слово — мышление. Кристина Водтке утверждает, что дизайн-мышление основано на трёх главных когнитивных теориях:

Распределённое познание

Распределённое познание (воплощённое познание) — самое современное понимание того, как работает процесс познания. Согласно этой теории люди думают не столько мозгами, сколько обстановкой.

Представьте, что вы играете в Скрэббл. Если бы нельзя было переставлять плитки с буквами, это замедлило бы игру? Ухудшило бы результат?

Любой, кто играл в Скрэббл, ответит на эти вопросы утвердительно. Те, кто играют в покер или бридж, скажут, что всегда расставляют карты в определённом порядке. Деление в столбик легче делать с помощью ручки и бумаги, чем в голове. Дизайнер, пытающийся понять, как лучше организовать контент, предпочтёт использовать стикеры (или карточки, если их можно разделить на модули).

На семинарах по дизайн-мышлению обычно используют три метода распределённого познания

  • Деление информации по модулям, чтобы можно было ей управлять (например, написание нужной информации на стикерах, порядок расположения которых можно потом поменять).
  • Моделирование существующей и предлагаемой системы с помощью рисунков. Например, Mind Maps и StoryBoard.
  • Прототипирование возможных решений для лучшего понимания и оценки ситуации. Это может быть таким же лёгким, как Bodystorming, или таким же сложным, как 3D-печать.

Все эти методы дизайн-мышления

  • Помещают память за пределы головы, освобождая вычислительную мощность.
  • Позволяют использовать связи и отношения, которые не так просто представить в голове.
  • Способствуют общему командному пониманию. Команда теперь может быть частью того мира, который изобразил один из их коллег.

Распределённое познание — очень простая идея: думать абстрактно и реальными предметами — это совершенно естественно.

Специалисты разных профессий используют канбан-доски как способ улучшить память и ускорить работу над стратегией. Дэвид Аллен, автор книги «Как привести дела в порядок», требует от читателей составлять на бумаге списки задач, чтобы освободить голову для более сложных проблем. Это всё примеры распределённого познания.

Если все его используют, в чём же изюминка дизайн-мышления?

Экспертное мышление

Люди используют мир как продолжение сознания. Люди открывают новые способы и разрабатывают методики, получая всё более хорошие результаты по мере того, как растёт мастерство владения этими методами. Разные профессии используют разные методы, поэтому ищут разные способы решения поставленной задачи.

Например, назовём способ работы шеф-поваров — думай как шеф-повар (по аналогии с романом Тома Количчио). Перед шеф-поварами стоит ряд задач (приготовление еды), и у них есть набор навыков, с помощью которых можно по-разному решить задачу:

  • Работа с ножом. Нож не только режет, но и пилит, разрезает на мелкие кусочки, разбивает, колет и так далее. Нож становится продолжением тела.
  • Контроль над огнём. На огонь можно поставить сковородку, а можно использовать пароварку, печь или чередовать тепловые зоны с прохладными.
  • Ингредиенты. Шеф-повар знает, как сделать так, чтобы плохие ингредиенты были вкусными, как выделить классные ингредиенты и как смешать ингредиенты, чтобы блюдо напоминало о Японии, Мексике или Италии.

У шеф-поваров также есть стандартные методологии (например, mise en place или brigade de cuisine (бригадная система)). Спустя определённое время шеф-повару не нужно каждый раз сверяться с рецептом, какие добавлять специи или как удалить кости из рыбы. Шеф-повар думает только о том, как приготовить лосось, прежде чем он испортится. Методики, которые стоят за этими действиями, незаметны сознанию шеф-повара.

Но вернёмся к дизайн-мышлению. С течением времени дизайнеры создали собственные методы решения разных типов задач.

  • Ситуативный анализ: интервью, эмпатия, контекстная справка, слушания, изучение дневников — это всё лишь некоторые способы по-новому взглянуть на контекст (ситуацию), над дизайном которого специалисту предстоит работать.
  • Создание смысла (sensemaking): когда слишком много идей и информации, как найти нужную идею? Всегда есть стикеры (смотри книгу Дэвида Стракера «Быстрое решение проблем»). Подробнее можно прочесть на платформе Medium.
  • Генерирование идей. Опытные дизайнеры знают, что даже если первая идея гениальна, никогда нельзя оценить степень её гениальности, пока не будут придуманы ещё двадцать или даже больше аналогичных идей. «Sprint и Charette» — методики для поиска и рафинирования потенциальных решений.
  • Определение продукта: концептуальные модели, карта сайта, блок-схемы, потоки схем, сценарий использования, пользовательские истории… так много вещей, о которых можно попросить разработчика.
  • Проверка идеи. Мыслить объектами действительности — это отчасти значит работать с миром пользователей. От коллективной разработки до тестирования удобства использования — успешные дизайнеры ищут способы оценить качество проделанной работы по реакции покупателей.

Дизайнер придумывает десятки идей, ищет среди них хорошие, плохие, странные, визуализирует их, объединяет, критикует, совершенствует, развивает, изменяет и только затем переходит к прототипированию.

Молодые дизайнеры, только окончившие университет, владеют набором навыков, но для достижения мастерства требуется время. Как видно из списка, представленного выше, есть множество способов решить задачу. Эксперт — это ещё и человек, который знает, какие методы использовать, чтобы достичь наилучших результатов.

Итеративное моделирование мира

Когда Кристина Водтке управляла командой из 80 дизайнеров в Yahoo!, она пришла к выводу, что «модель делает идеи ощутимыми: это помогает их понять и оценить, прежде чем начать работу по их осуществлению».

Работа дизайнера — это два вида моделирования мира:

  1. Моделирование мира как он есть.
  2. Моделирование мира, каким он мог бы быть.

Дизайнеры создают мысленные и системные модели, чтобы документировать текущее состояние мира. Дизайнеры моделируют объект и обстановку, окружающую его. Дизайн-мышление — это мышление системами. Дизайнеры составляют разные модели. О работе с моделями подробнее можно прочесть в других материалах Кристины Водтке.

Дизайнеры не всегда создают новую версию мира, но они показывают дорогу к изменениям. Это намного важнее, чем многие думают. Увидеть — значит поверить.

Модели отлично подходят как для понимания, так и для планирования, поэтому старшие дизайнеры (например, Дейв Грей) используют их для дизайна и организаций, и продуктов. Разработчики бизнес-стратегий, например, Алекс Остервальдер, и коучи бережливых стартапов (Дэвид Бланд) разрабатывают модели, чтобы создать понимание и способствовать изменениям.

Прототип — это способ понять и оценить идею, не прибегая к тратам на претворение идеи в жизнь. Прототип — это способ увидеть будущее и решить, стоит ли его строить.

Когда дизайнеры моделируют мир, как он есть, они создают понимание.

Когда они моделируют мир, каким он мог бы быть, они создают вдохновение.

Думать как дизайнер — это видеть мир, как он есть, и найти дорогу к миру, каким он мог бы быть.

Дизайн-мышление и его применение

Технологии совершенствуются, появляются новые способы создания цифровых продуктов и услуг. Agile (гибкий подход к разработке) и Lean Startup (бережливый стартап) помогают разработчикам создавать нужные вещи в нужное время.

Эти методики не только успешные, но и могут применяться в других областях человеческой жизни. Люди публикуют книги, используя концепт бережливости, и даже организуют ужин в честь Дня благодарения, как будто работая над созданием проекта.

Некоторые дизайнеры старой закалки опасаются, что менеджеры продуктов и бизнесмены, посетив одно занятие по дизайн-мышлению, решат, что они — дизайнеры. Однако за последние годы интерес к дизайн-мышлению возрос и, как следствие, возрос спрос на дизайнеров.

Когда компании научатся грамотно использовать дизайн-мышление, они будут использовать его для решения нескольких проблем: например, для улучшения командной работы или расширения ассортимента продуктов. Дизайн-мышление — замечательный способ находить реально осуществимые и инновационные идеи. Но понятие дизайна на этом не ограничивается.

Дизайн — это искусство объяснять сложное, упорядочивать беспорядочное, использовать неиспользуемое. Поэтому когда компания наталкивается на по-настоящему трудно разрешимую задачу, первое, что делает руководство — нанимает хорошего дизайнера.

Приложение №1

Дизайн-мышление. Бизнес-пример

Представим реорганизацию. Кто-то разрабатывает новую организационную структуру, показывает её руководству, которое недовольно и пытается взять всё под свой контроль. Затем предложение всё же принимается, некоторое время нововведение всех невероятно раздражает, кое-что становится хуже, и компания вновь ведёт бизнес как обычно.

Теперь представим, что кто-то всё же знает дизайн-мышление и, по крайней мере, помнит процесс. Этот храбрый человек, младший директор в компании — назовём её Мэри — решает, что нужно начать с ситуации (контекста). Мэри узнаёт, почему генеральный директор хочет реорганизации. Она общается с сотрудниками компании, чтобы выяснить, что работает, а что нет. Мэри также изучает различные теории управления организацией, например, холакратию.

Теперь она составляет мнение о происходящем, и ей нравится возможность сделать что-то новое, например, горизонтальную организацию, как в Google. Но вместо того чтобы нарисовать схему, Мэри входит в фазу «синтез» и анализирует полученные данные.

Она замечает, что хотя некоторые направления компаний работают хорошо при горизонтальном управлении, другие процветают при иерархическом. Мэри удивлена полученными результатами.

Теперь она моделирует несколько видов организационных структур, пытаясь воссоздать как её самую любимую структуру, так и худшую, которую она только может представить. Она обсуждает эти модели с сотрудниками компании.

Мэри видит, что есть несколько команд, которые хотели бы протестировать одну из моделей. Теперь она может прототипировать главные модели. Возможно, модели нуждаются в доработке: их чаще испытывают, больше адаптируют. В конце концов, генеральный директор поручает другим отделам перейти на эту модель.

Мэри — дизайнер. Она думает как дизайнер: все проблемы отступают перед её беспощадным и продуманным натиском.

Приложение #2: контекст — больше, чем эмпатия

Эмпатия признаёт людей. Контекст признаёт ситуацию, экосистему, ограничения, бизнес-модель, историю, культурные предпосылки. Кристина Водтке предпочитает в дизайне эмпатии сострадание.

Однако «думать как дизайнер» — значит признать, что все проблемы находятся в одном большом контексте. Недостаточно сосредотачиваться на пользователях: нужно принимать во внимание и окружение.

Кристина Водтке считает, что если у кого-то есть замечания только к надписи на изображении, то она сделала хорошую работу.

1010
12 комментариев

Как я перестала беспокоиться и полюбила Водтке

9

"как придумать неверотяно сложную систему из простых процессов и начать ей жить"

7

Очередной бред, мешающий работать нормальным людям.

7

То, что дизайнер попыталась применить свои узкоспециализированные методы познания и работы на другие сферы, очень хорошо. Был бы толк. Но не все так гладко.

В первом кейсе про Мэри с ее оргструктурой очень интересно было бы понять, как без всего того, что управленческая наука сделала за почти 100 лет до Мэри, стало ясно, в чем именно проблема.

Мне кажется, наивно полагать, что отдельно взятое дизайн мышление или системное мышление или один из 146 прочих методов решения управленческих проблем может стать универсальным ключом ко всем проблемам.

Наивно не потому, что коллегам с (M/B)BA жалко потраченных лет на кучу дисциплин и ведь можно было одной методой все порешать, а потому что знание других 145 фреймворков и методов даёт некую полноту и глубину понимания проблемы.

По крайней мере, я так думаю. Но это не точно.

2

Мозг не резиновый и нужно пользоваться бумагой, чтобы записывать мысли. А мы-то и не знали.

2