Перспективные Проекты
178
Блоги

Family, Friends, Fools — первые деньги для стартапа в России

Занимать деньги для того, чтобы начать бизнес в России, наверное не самая лучшая затея. Тем не менее, это самый распространенный способ первичного привлечения капитала в стартап. Свой первый бизнес проект 16 лет назад я начинал именно таким способом. Правда деньги занял у родителей. Так же как и мой партнер. Скинулись по 10 тысяч рублей и открыли рекламное агентство. И не смотря на то, что по всем ключевым метрикам мы должны были закрыться через месяц (когда бы кончились деньги на аренду) бизнес работал более 5 лет, породил кучу смежных проектов и даже был продан в итоге с прибылью, правда уже в виде оператора наружной рекламы.

Поделиться

В избранное

В избранном

В целом, до того как я попал в венчурную индустрию и сам стал работать со стартапами мне довелось запустить более 20 собственных компаний. Далеко не все начинания были успешными. Но каждый раз мне удавалось найти первичные инвестиции «на стороне». Своего капитала изначально не было.

Конечно, классический способ трех «F» — актуален во все времена, но в России есть своя специфика.

Фандрайзинг в нашей стране напоминает прогулку по восточному или даже африканскому рынку — куча крикливых торговцев с сомнительным товаром, снующие в толпе воришки и пронизывающий все аромат, но не специй, а, в данном случае денег.

Конечно, хорошо, если заботливые родители сумели сколотить капитальчик и готовы отковырнуть от него кусочек, а то и не один, дабы поддержать ваши сомнительные бизнес начинания. Но, если такие возможности отсутствуют -придется вставать на скользкую дорожку фандрайзинга и оттачивать соотвествующие компетенции.

Просить у друзей сложно, но можно. Тут нужно аккуратно просчитывать риски. Соизмерять ценность дружбы с конкретным человеком и потенциал утраты этого нежного чувства.

Опыт «отъема» денежных знаков у друзей в моей практике значительный. К сожалению, не всегда удавалось вернуть инвестированные средства в оговоренные сроки, но при этом дружественные связи удалось сохранить.

Для тех кто еще юн душой и сердцем — хочется дать совет — «обрастайте» друзьями на старте, особенно там где учитесь: школы, вузы — школьные друзья имеют свойство вырастать и иногда, даже, становиться миллиардерами чуть раньше вас.

Дружба, сложившаяся за школьной или вузовской партой, может дать неплохие дивиденды в дальнейшем — яркий пример подобной коллаборации — выходцы из Петербурга, которые возглавляют крупнейшие компании России сейчас.

Фандрайзинг в России дело благодарное. Не спешите сразу искать инвестора или кредитора. Попробуйте найти спонсора. Под различные проекты есть различные тематические программы у крупных компаний и бизнес-ангелов. Хорошо упакованная идея может помочь вам поднять первый миллион рублей без необходимости его возвращать. Основной риск спонсорских денег — они расхолащивают основателей — не дают стимула шевелить пятой точкой пободрее. В остальном — народ в России щедрый, склонный к спонтанной благотворительности и, при определенном фокусе поднять спонсорские деньги можно в любом проекте.

Важный момент! Все вышесказанное работает только в случае с добросовестными основателями. Если вы «поднимаете» первичные инвестиции или спонсорский пакет для того, чтобы сгонять в отпуск в Турцию — можете там и оставаться. Бизнес в России вам не запустить никогда.

Насколько бы не был щедр инвестор, он очень внимательно следит за репутационными рисками.

Стартап может слиться по естественным причинам: не подтвердилась гипотеза, изменился рынок, скончался СТО, но никогда нельзя привлекать деньги просто ради денег. Уважайте дух венчурного предпринимательства. Поэтому пункт «дураков» в России практически не работает. «Дураков» среди инвесторов в России нет.

Олег Погожев, CEO "Перспективные проекты"

{ "author_name": "Перспективные Проекты", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": -3, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "35078", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]