Контрафакт на маркетплейсах: кто должен нести ответственность?

Только в сегменте люксовых брендов оборот подделок превысил 280 млрд рублей – это на 30 млрд больше, чем продажи легальных вещей. Продавцы в соцсетях называют подделки «репликами» и «неавторизованными оригиналами», ссылаясь на то, что их якобы покупают и звезды, которые не хотят переплачивать.

При этом понять, кто виноват в нарушении патентных прав, зачастую невозможно. Эксперты рассказывают, как сегодня маркетплейсы с этим борются и где искать нарушителей.

Проверка как основной этап

Нельзя сказать, что торговые площадки в рамках существующего законодательного поля могут решить проблему контрафактного (или даже фальсифицированного) товара. Впрочем, крупные интернет-доски предпринимают все возможные механизмы, чтобы избежать этой проблемы. Речь идет, в первую очередь, об усиленном контроле.

Как отмечает руководитель группы правовой поддержки коммерческой функции Lamoda Екатерина Воронова, в компании, которая позиционирует себя и как интернет-магазин, и как посредник, проверка «своего» товара и товара другого продавца осуществляется одинаково тщательно. Прежде всего, исследованию подлежит документация на товарный знак. Для компании важно подтвердить право их партнера на осуществление продаж. Если лицо является дистрибьютером, нужно подтверждение правообладателя. Когда товарный знак зарегистрирован в Роспатенте, это легко проверить самостоятельно без дополнительных запросов.

Затем оценивается подлинность контракта: компании обязательно нужно удостовериться в том, что отношения между правообладателем и дистрибьютером действительно существуют.

Заместитель руководителя юридической службы Wildberries Виктор Яворский подчеркивает: чем крупнее бренд, тем лучше налажены дистрибьютерские цепочки. И наоборот, чем меньше бренд, тем меньше порядка в вопросе сотрудничества. В Wildberries проверка товара начинается еще на этапе публикации данных на сайте, прямо в студии, где продукт фотографируют для портала. Впрочем, некоторые российские производители предоставляют снимки самостоятельно, что, в свою очередь, повышает риск продажи контрафакта.

Ответственность маркетплейсов и ее перспективы

Товар, представленный на интернет-досках посредников, коими являются маркетплейсы, реализуют от имени продавца. Следовательно, именно он добровольно берет на себя риски, связанные с потенциальным контрафактом. Предъявлять претензии комиссионеру бессмысленно. За последние 2-3 года набралось уже около десятка судебных решений, в соответствии с которыми маркетплейсу присуждают статус посредника, и возложить на него риски продавца не представляется возможным.

Само собой, в крупные маркетплейсы поступают жалобы от самих правообладателей. Но, в конечном итоге, они сами разрешают проблему, связанную с нарушением патентных прав. Маркетплейс лишь исполняет судебное решение, а также может предоставить необходимую информацию или заморозить продажи поставленного под сомнение товара. Последнее, впрочем, практикуют далеко не все торговые площадки.

Практика решения проблем, связанных с контрафактом на маркетплейсах, пока что не имеет единого вектора. В связи с этим эксперты в данной области, а также владельцы «сознательных» торговых площадок призывают к соблюдению баланса интересов. По их мнению, нужно на законодательном уровне закрепить для агрегатора критерии, создающие риски нести солидарную с продавцом ответственность, а также внедрить систему реагирования на появление подозрений о контрафакте и претензий правообладателей.

Сейчас судебная практика по этому вопросу только начала формироваться, и на данном этапе все вопросы решаются в порядке диалога.

Потребительский терроризм

Не всегда закон нарушают продавцы. Нередко встречаются и потребители, которые злоупотребляют правами. Недобросовестные покупатели возвращают товар, предварительно заменив его на подделку.

Выглядит это следующим образом: покупается контрафактный продукт, а на интернет-площадке заказывается качественный товар. В ходе примерки/осмотра человек совершает подмену и возвращает товар, который впоследствии попадает к другому клиенту. Тот обнаруживает несоответствие продукции заявленному качеству и предъявляет претензию. Отследить такую цепочку, увы, практически невозможно.

Подробнее о том, как маркетплейсы выявляют контрафактную продукцию, и почему агрегаторам за это ничего не грозит, в вебинаре Legal Academy «Политика маркетплейсов в отношении контрафактной продукции».

44
10 комментариев

Вот представьте ситуацию. Вы сдали в аренду торговые площади, ктото купил молоко ну и прос..лся :) А обвиняют вас!
Так же и с маркетплейсами, это лишь площадка. А виновны продавцы.

1
Ответить

Тогда пускай маркет плейс как и супермаркет, делают каждому продавцу, отдельную страницу с логотипом и символикой продавца, что бы конеччный потребитель понимал, что наушники эпл, он приобретает у ип пупкин. Думаю, все эти рассказы про посредников до первого уголовного дела, о мошенничестве группой лиц.

Ответить

это лишь площадка. А виновны продавцы.

А если площадка удаляет реальные негативные отзывы, придумывает фейковые и позволяет мошенникам дальше разводить народ?

Ответить

Представьте другую подобную ситуацию, вы сдали в аренду площади, а там начали продавать наркоту. Или оружие продавать. Репутация площадки падает.
С авто вообще огромный перекос, ущерб третьим лицам в ДТП по решению суда может компенсировать владелец авто, который не только не является участником ДТП, но водитель, которому он доверил авто, не является виновным в этом ДТП.
С молоком сложнее, но скоро будет реестр цепочки поставок (к вопросу - если кто-то просрался изза контрафактного молока).
Ebay, например, давно ведёт политику искоренения контрафакта и низкосортной продукции, например. Я даже им фичи предлагал(из последнего - обязательное указание толщины кожи в параметрах изделия из кожи, а то куртку заказать было невозможно).

Ответить

Любит наш народ привязать к потребителю терроризм ) Это обычное вульгарное мошенничество физических лиц. Потребительский терроризм, это когда потребитель нарушая закон пытается забрать деньги у продавца. Были такие случаи с машинами и высокими выплатами по ним. Но там судьи в деле были.

Ответить

Статья, как реклама вебинара) неплохо

Ответить

Основные тезисы изложены в статье. Для тех, кто хочет изучить тему глубже, есть тематический вебинар.

Ответить