Метавселенные 2.0

Недавнее заявление Марка Цукерберга о мета-вселенных всколыхнуло общественность. О виртуальной реальности человечество мечтает не первое десятилетие. Надо сказать, не без повода.

Метавселенные 2.0

Морфеус протянул руку и раскрыл кулак. На ладони лежали две таблетки — голубая и красная.

— Выберешь голубую, — сказал Морфеус, — И история закончится прямо здесь. Ты проснешься и будешь верить в то, во что хочешь верить. Выберешь красную — окажешься в Волшебной стране и я покажу тебе как глубоко ведет кроличья нора.

— Но что толку в таблетках, — наклонился к нему агент Смит, — Если у вас нет рта, чтобы их съесть?

Современные форматы потребления контента уже не отвечают возросшим потребностям и 3D-формат является наиболее перспективным, ведь механика взаимодействия очень приближена к так называемой «реальности».

Пока все увлечены крипто-валютой, запуском собственного бизнеса, разработкой всевозможных приложений и сайтов — мировой бизнес устремлен в будущее, в виртуальную реальность. Уже сегодня мировые интернет-компании, такие как Meta (ранее Facebook), Google, Amazon, Epic Games, Nvidia, Microsoft вкладывают (вы только вдумайтесь) сотни миллиардов долларов в одну из самых перспективных технологий человечества — виртуальную реальность, которая перевернет привычный мир, как некогда произошло с появлением интернета. Компания Meta даже ввела в оборот термин «мета-вселенные», который не сильно меняет суть.

О виртуальной реальности писали фантасты Вачовски, Велдел, Клайн, но вряд ли они подозревали, что именно эта цифровая волна накроет наше настоящее уже сегодня.

Виртуальная реальность никого не обойдет стороной, поскольку весь бизнес начнет переходить в виртуальный мир с небывалой скоростью, а все привычные способы потребления контента устареют одновременно и без компромиссов.

Благодаря мета-вселенным появятся новые отрасли бизнеса, необычные профессии, изменится формат досуга у всего человечества! Популярные приложения трансформируются во что-то удивительно-новое, другие же просто исчезнут. В индустрии прокрастинации появятся новые лидеры, а старики (вроде Instagram, TikTok или Twitter) уйдут на заслуженный покой.

Пока Цукерберг вещает про «meta», другие же компании (вроде Epic Games) уже давно их построили и развивают. Так, например, аудитория игры «Fortnite: Battle Royale» переваливает отметку 350 миллионов игроков. И не удивительно, ведь компания Epic Games разрабатывает свой движок с 1998 года, а с появлением облачных вычислений и нейросетей может предложить рынку высокое качество игровой графики и эффектов. Кстати, за время существования движка компания вырастила внушительное сообщество геймдев-разработчиков.

Стоит отметить проект Decentraland, игровую метавселенную, получившую популярность на фоне роста интереса к технологии NFT. Вероятно, наигравшись с NFT, игроки потеряют интерес к игре из-за низкого качества графики, поскольку в основе игры лежит кондовая технология WebGL.

Epic Games — лакомый кусочек

В середине 2021 года компания Google хотела объединиться с Tencent для покупки Epic Games, но получила отказ. Тем временем Tencent владеет 40% компании Epic Games.

Также, именно компания Epic Games повлияла на ситуацию вокруг запрета на использование сторонних способов оплаты в обход App Store, тем самым лишив компанию Apple значительной части дохода.

Окружной суд США по северной Калифорнии 10 сентября 2021 г. вынес вердикт по иску Epic Games к компании Apple. Суд обязал Apple отменить ограничения для разработчиков приложений, запрещающие принимать оплату напрямую, без участия App Store. А затем, апелляционный суд приостановил это решение. Но какой бы не был исход, уже сейчас заметно, какое влияние компания Epic Games оказывает на огромную индустрию.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что Epic Games не торгуется на бирже, а это значит, что будущее компании не зависит от рыночных манипуляций (во всяком случае пока) и с появлением мета-вселенных у Epic Games есть все шансы стать компанией #1 в мире.

Кстати, всеобщую популярность Epic Games приобрела благодаря своему игровому движку Unreal Engine, открыв в 2015 году его исходный код. Разработчики со всего мира получили бесплатный доступ к мощному арсеналу средств для разработки игр. Также, компания Epic Games закрепила за собой роялти в 5% и получает от игровых студий 5% от выручки с продажи игр построенных на Unreal Engine, но только если доход от продаж составляет более 3 тысяч долларов за квартал.

На данный момент, можно сказать, что у Epic Games нет конкурентов. Ближайший по характеристикам движок Unity сфокусировался на рынке мобильных приложений, упустив из виду индустрию облачного гейминга, который развивается с невероятной скоростью. Epic Games также имеет свой движок для мобильных платформ Unreal Engine Low-Poly, который ничем не уступает Unity, но он не является основным продуктом компании.

Каждый день в индустрии облачного гейминга происходят серьезные события. Компания Microsoft недавно анонсировала технологию для запуска Unreal Engine на своих облачных серверах (Azure), что позволяет гейм-индустрии без труда доставлять высококачественную графику на устройства пользователей.

Также, в планах Microsoft покупка за $60 млрд. компании Activision Blizzard, которая специализируется на разработке игр. Activision — издатели серии игр Call of Duty и Destiny, Blizzard — авторы Warcraft, Starcraft, Diablo, Overwatch и Hearthstone.

Это не первая крупная сделка Microsoft. В 2014 году Microsoft купила Minecraft за $2,5 млрд, а в прошлом году — Bethesda, издателя Fallout и Doom, за $7,5 млрд.

Уже совсем скоро все мы станем свидетелями гонки мета-вселенных, где компании Meta, Microsoft, Amazon, Apple станут сражаться за лидерство на рынке метавселенных против Epic Games. На данный момент, компания Epic Games выглядит наиболее перспективно, благодаря пожалуй лучшему игровому движку в мире (Unreal Engine) и открытому исходному коду для сторонних разработчиков.

Игровая индустрия на службе и бизнеса

Долгое время игровая индустрия производила только игры, а для остального бизнеса рентабельность производства таких решений была крайне низка. Но с появлением облачного гейминга, нейросетей и высокоскоростного интернета ситуация сильно изменилась и уже через пару-тройку лет мы увидим новую волну трансформации «веба» из привычного «плоского» вида в интерактивный с качественной 3D-графикой.

Сейчас на рынке практически нет компаний, которые внедряют облачный гейминг для нужд бизнеса. Например, мы в компании UnrealOS создаем уникальные 3D-решения для бизнеса, на базе Unreal Engine. Мы уверены, что в ближайшем будущем такие решения изменят правила игры для крупного бизнеса.

Так сложилось, что в середине 2020 года мы совместно с нашими канадскими партнерами начали стартап, который намеревался трансформировать рынок недвижимости. Представьте, если бы покупатели недвижимости смогли бы дистанционно путешествовать по будущей квартире или изучать здание и его окрестности в 3D?

Одним из наших передовых решений стала технология для демонстрации инвестиционных объектов недвижимости через браузер. Только представьте уровень консервативности рынка недвижимости! Но все меняется, поскольку покупатели больше не хотят смотреть на скучные фотографии и видео-ролики, которые не только не будоражат воображение, но и вовсе искажают суть.

Мы разработали платформу, которая позволяет клиентам со всего мира влюбляться в апартаменты еще до покупки — мы транслируем 3D прямо в браузеры клиентов, а они в свою очередь могут управлять видео-потоком, также, как в видеоиграх.

Уже сейчас покупатели могут изучать дорожные развязки вокруг дома, менять освещение в зависимости времени суток, находить подходящую квартиру, прогуливаться по апартаментам, менять интерьер и многое другое.

Имея большой опыт работы в сфере недвижимости (Канады и Европы) мы увидели прекрасную возможность разработки 3D-решения для рынка недвижимости, которое бы отражало некоторые свойства мета-вселенной, например, клиенты смогли бы совместно прогуливаться по апартаментам через свои цифровые аватары и быстрее принимать решение о покупке.

Итак, мы решили, что наша технология откроет невероятные возможности для застройщиков инвестиционного жилья, ведь покупатели получат наиболее достоверное представление о предстоящей покупке из любой точки мира, в привычном игровом формате с высоким качеством графики, прямо в браузере.

После тщательного анализа рынка мы приступили к реализации. За основу взяли игровой движок Unreal Engine, поскольку он является одним из наиболее продвинутых решений на рынке геймдева.

Мы решили воссоздать копию города Торонто, т.к. Канадский рынок являлся для нас наиболее емким для дальнейшего развития, ввиду инвестиционной привлекательности. Наняв около 30 разработчиков, в течении полутора лет с переменным успехом мы создавали копию Торонто в 3D, часто полностью отказываясь от проделанной работы в пользу более оптимальных решений.

Изначально мы хотели создать технологию для автоматического воссоздания городов в 3D. В процессе мы выяснили, что нагрузка на нашим сервера для столь масштабного проекта оказалась не рентабельной с точки зрения бизнеса. Накопив опыт и немного поразмыслив мы сосредоточились на индивидуальных проектах для Real Estate и сфокусировались на запуске индивидуальных проектов для застройщиков. На Российский рынок со своим решением мы так и не вышли. Я думаю, что развитие технологии 3D-стриминга в России это вопрос времени.

В процессе разработки мы столкнулись с рядом сложных задач:

  • автоматизация процесса разработки городов и зданий (попутно мы разработали инструмент для конвертации BIM-data в Unreal Engine)
  • проблема оптимизации графики, поскольку сервера с карточкой Nvidia T4 просто не вытягивали большое количество геометрии, а оплачивать более мощные сервера просто не рентабельно;
  • авто-масштабирование серверов, т.к. под каждую сессию необходимо разворачивать новый сервер в облаке (за пару секунд);
  • разработка слишком большого количества 3D объектов (для достижения большей реалистичности графики);
  • интеграция 3D в браузер, разработка веб-интерфейсов для управления облачной графикой.

Я намеренно не стал описывать как мы решали эти задачи, получилось бы слишком много технического текста, отвлекающего от сути.

Облачный гейминг подразумевает расходы на вычислительные мощности, поскольку весь процесс обработки 3D графики происходит в real-time на облачных серверах. Стоимость таких вычислений варьируется от $0.5 центов до $6 за 1 час работы сервера (конечно, в зависимости от характеристик проекта). Для каждого пользователя мы динамически выделяем сервер, при средней продолжительности 1 сессии (5 минут) и ежедневной демонстрации объектов для 1000 клиентов в сутки, бизнес потратит около $1500 в месяц на облачные вычисления.

В процессе работы над своим решением мы получили грант от компании Amazon, благодаря чему разработали и протестировали решение авто-масштабирования облачной архитектуры 3D-стриминга и уже сейчас наше решение поддерживает до 3 тысяч одновременных сессий (в планах увеличить до 50 тысяч).

Когда разработка двигалась к логической развязке мы начали переговоры с крупным застройщиками Канады. Вероятно, следовало это сделать немного раньше. Оказалось, что консервативный рынок недвижимости еще не готов к таким переменам и предпочитает закрывать свои потребности менее профессиональными решениями, например, с помощью WebGL или панорамными 3D-турами.

На сегодняшний день мы решили приостановить разработку для Real Estate и выложили у себя на сайте демонстрационный пример. В примере мы временно снизили качество графики (в 10 раз) из-за слишком большой нагрузки на сервер.

Посмотреть боевое демо можно по ссылке ниже:

Заключение

Итак, в скором времени рынок 3D-стриминга перевернет мир, став переходным этапом из плоского Web в VR, поскольку 3D-стриминг работает как в обычных браузерах так и в VR.

Уже сегодня можно выделить сферы, где 3D-стриминг появится в ближайшее время:

  • Онлайн игры и NFT-проекты
  • Медицина и здравоохранение
  • Индустриальное производство
    — Аграрная промышленность
    — Судостроение, машиностроение, авиастроение и прочее
  • Транспортная логистика
  • Выставки и конференции
  • Архитектура и дизайн
  • Интерактивное онлайн-кино
  • Интерактивное обучение

Возможно, 3D-стриминг станет ключевым решением для NFT-индустрии из-за наивысшего качества графики доступного на сегодняшний день. В конце-концов, в криптомире 1 месяц приравнивается к двум годам, т.е. изменения настолько стремительны, что появление новых технологий на этом рынке это вопрос 3-4 месяцев.

33
13 комментариев

Комментарий недоступен

3
Ответить
Автор

спасибо

Ответить

Бля... Уже 2.0 придумали.

2
Ответить
Автор

Ну это по сути переход от WebGL к hi-res графике.

Ответить

Всей историей проекта автор поделился ) И удачи и неудачи. Как исповедь ) Искренне получилось. По человечески.

Техническое заключение на текущий момент - рано. Ещё рано. Сам ждал выхода 3090 как панацею. Думал вот сейчас точно онлайн рендер будет интерьерки. Купил, потестил - рано. Ещё рано. Технологии не тянут как не крути для полноценного онлайн рендеринга. Причём проблема мощности экспоненциально велика. Не так что следующее поколение видеокарт уж точно потянет. А на порядок или даже порядки мощность должна быть выше для полноценного PT. Поэтому сейчас в пайплайнах любого рендер движка и деноизеры и dlss.

И в целом вопрос Метавселенных не в способах доставки графики до конечного пользователя, а в том, чем эту физкорректнуб графику можно сгенерировать. Выделять на одну сессию целую видеоферму чтобы обеспечить приличный ФПС нерентабельно. Увы. Не скоро

Ответить
Автор

По сути вы во всем правы: немного рано, но все же значительно ближе, чем год назад. NFT рынок активно раскачивает лодку, рынок наполняется деньгами и все таки это вопрос 3-5 лет.

Ответить