Одессит Макл(Миша) Коган - отец игровой индустрии и киберспорта

Одессит Миша Коган сначала продавал японцам водку, а потом выпустил компьютерную игру Space Invaders и покорил мир. Пиксельные инопланетяне, напоминающие крабов и медуз, стали символом эпохи и породили киберспорт

Майкл Коган
Майкл Коган

Ведя бизнес с японцами, он быстро отказался от родного имени Миша и стал представляться как Майкл. «», – говорил он, протягивая руку партнерам. Надев просторный пиджак с плечами по моде 60-х и повязав строгий галстук, Майкл Коган был уверен, что у него представительный вид – такой, какой и должен иметь настоящий бизнесмен.

Он вез японцам водку, ковры, парики и одежду, а сейчас, стоя на американской военной базе на Окинаве, собирался купить у «янки» несколько джук-боксов – старых музыкальных автоматов.

Японцы без ума от Элвиса и рок-н-ролла – и он, Майкл Коган, намеревался дать им столько рок-н-ролла, сколько потребуется. Правда, для начала нужно отремонтировать джук-боксы и заставить их принимать монеты.

Разглядывая вмятины на старых автоматах и прикидывая, во сколько обойдется ремонт, Майкл Коган еще не знал, что стоит на пороге открытия.

Пройдет всего несколько лет, и странная цепочка событий, начавшаяся с покупки ржавых джук-боксов, сделает его отцом игровой индустрии, основателем киберспорта и человеком, который приложил руку к созданию самой популярной компьютерной игры всех времен – «стрелялки» Space Invaders.

Создав компанию Taito Corporation, он решил войти в мир видеоигр.

Одессит Макл(Миша) Коган - отец игровой индустрии и киберспорта

Одно из самых известных имен в мире аркадных игр – компания Taito Corporation, основанная в 1953 году.

Ее первым продуктом была водка, производимая и продаваемая в Японии. Жители страны считают этот факт закономерным, из-за того, что создал корпорацию бизнесмен из далекой Украины.

Игра «Space Invaders» стала самой популярной у Taito. Именно благодаря ей бизнес вышел на международный уровень, что позволило создавать и распространять множество игр, созданных более крупными разработчиками, такими как Allumer, Hot-B, Kaneko, Natsume, Technos Japan и Toaplan.

Майкл Коган
Майкл Коган

Невероятная судьба Михаила Когана началась в Одессе в 1920 году. Он родился в семье еврейского лавочника. Не прошло и года, как в городе застрелили Мишку Япончика.

Одесса переходила из рук в руки: ею правили то французская военная администрация, то Добровольческая белая армия, а с февраля 20-го власть захватили большевики.

Отец Миши не ждал от революции ничего хорошего. Взяв семью и продав лавку, он пустился бежать – проехал поездом и прошел пешком всю Россию и часть Средней Азии, чтобы в итоге осесть в Харбине, столице Маньчжурии. К середине 20-х годов здесь проживало более 100 тысяч эмигрантов из России.

В 1932-м Харбин заняли японцы, и семья одесского лавочника Когана невероятным образом пришлась ко двору.

Японский генерал Норихиро Ясуэ, известный как главный в Стране восходящего солнца «эксперт по евреям», начал осуществлять «План Фугу». Этот план предусматривал расселение в Маньчжурии до 50 тысяч евреев – позже эту цифру планировали даже поднять до миллиона.

Японцы рассчитывали на инвестиции со стороны богатых еврейских фамилий из США и в будущем видели Маньчжурию процветающей доходной колонией. А пока этого не случилось – и стоит отметить, не случится никогда: «План Фугу» похоронит нападение Японии на Перл-Харбор в декабре 1941-го, – еврейским торговцам давали налоговые поблажки и приоткрывали социальные лифты.

Благодаря последним сын одесского лавочника Миша Коган смог поступить и закончить экономический факультет университета Васэда в Токио.

Одессит Макл(Миша) Коган - отец игровой индустрии и киберспорта

Свой первый бизнес он открыл в 1944 году в Шанхае. Коган, который уже тогда начал представляться Майклом, торговал коврами и мелкими товарами для дома. Когда в сентябре 1945-го японцы оставили Шанхай, капитулировав во Второй мировой войне,

Коган предпочел уйти с ними: уверенность, что от красных ничего хорошего ждать не нужно, перешла к нему от отца.

В начале 50-х он основал компанию Taito в Токио. Сначала она торговала париками и расческами, затем занялась выпуском водки под названием Troika. В послевоенной Японии любой алкоголь шел хорошо, но Коган хотел развиваться и постоянно искал новые источники дохода.

Так, в середине 60-х он оказался на американской базе на Окинаве, чтобы купить подержанные музыкальные автоматы и сдавать их в лизинг кафе и питейным заведениям.

«Ему продали рухлядь, старье. Все музыкальные машины пришлось разбирать и собирать заново. В итоге работающих осталось вдвое меньше, чем купленных изначально», – писал журналист Александр Смит, автор книги о зарождении игровой индустрии «Они создавали миры».

Впрочем, это пошло компании Taito только на пользу. Вскоре она сама стала производить «джук-боксы», а вместе с ними – механические игровые устройства: пинболы и машины-«цеплялки» с крюками для захвата призов.

Одессит Макл(Миша) Коган - отец игровой индустрии и киберспорта

Легенда гласит: примерно в 1973-м в Японию из США привезли первые электронные автоматы. Это был симулятор тенниса, где игрок через джойстик управлял ракеткой и мог отбивать мяч. На самом деле это была первая компьютерная протоигра Pong, созданная для аркадных игровых автоматов.

Разработчиком Pong был инженер-вундеркинд Нолан Бушнелл, который еще в конце 60-х пытался создавать игры в лаборатории ЭВМ университета Солт-Лейк-Сити. Для его дебютного детища – подобия космической стрелялки Spacewar! – требовалось участие машин, занимавших по размеру одну большую комнату.

Идею тогда забраковали, получалось слишком накладно – и тогда Бушнелл взялся усовершенствовать аппараты и алгоритмы. Так появилась компания Atari и ее первый продукт Pong, благодаря которому журнал Newsweek поместил Бушнелла в число «50 людей, изменивших Америку».

Одессит Макл(Миша) Коган - отец игровой индустрии и киберспорта

Японские специалисты из Taito поначалу посмеялись над компьютерным симулятором Бушнелла: мол, кому интересно играть в теннис джойстиком, если есть настоящий теннис.

Однако продажи автоматов Pong в Америке росли ударными темпами, и Майкл Коган задумался: а не за этими ли компьютерами будущее?

Он поручил создать в Taito новый отдел, которому дали задачу разработать собственную аркадную игру.

Тогда же в компанию взяли молодого японского «технаря» Томохиро Нишикадо. У него за плечами уже был запуск успешного механического автомата Sky Fighter, где пластмассовый истребитель «пулял» электролучами по вражеским самолетам.

Коган выдал Нишикадо карт-бланш. «Японец просидел шесть месяцев, пытаясь изучить, как работают механизмы Pong, и модифицировать их», – пишет Александр Смит. Результатом стала японская версия компьютерного тенниса Elepong, затем – футбольный симулятор.

И наконец в 1978 году Нишикадо положил на стол Майклу Когану проект игры Space Invaders. Это стрелялка, или «шутер», где игрок из лазерной пушки убивает ряды инопланетян, а те в ответ стреляют по нему, отнимая при попадании у игрока жизни. которая стала одной из самых запоминающихся игр в истории, ответственной за начало золотого века аркадных видеоигр.

Одессит Макл(Миша) Коган - отец игровой индустрии и киберспорта

В интервью Нишикадо говорил, что взял за основу аркадную игру Breakout – хит 1976 года, созданный все той же Atari Нолана Бушнелла. Кажется, именно эту компанию в Taito считали одновременно своим вдохновителем, конкурентом и главным врагом.

Изначально Нишикадо хотел, чтобы игрок стрелял в людей.

Но Майкл Коган запретил ему это, сказав, что «на своем веку видел стрельбы по людям достаточно».

И тогда японский инженер сделал мишенями в игре инопланетян.

Одессит Макл(Миша) Коган - отец игровой индустрии и киберспорта

В 1977 году на мировые экраны вышел фильм «Звездные войны» – «инопланетной» эстетикой было заполнено все вокруг.

Так, в игре появились Space Invaders – пиксельные инопланетные существа, напоминающие осьминогов, крабов и медуз. Им будет суждено стать, возможно, самым узнаваемым символом современной культуры.

Майкл Коган
Майкл Коган

Коган запустил автоматы Space Invaders в производство. Только в Японии за первые два года Taito продала около 100 тысяч аппаратов.

Журналисты тех лет писали, что в стране случился дефицит монет в 100 иен: только их принимал аппарат Space Invaders.

Еще 60 тысяч машин отправились в США.

Эти данные приводит журналист Эллис Дэвид, автор книги «Классика аркады».

А в 1980 году случилось невиданное: Taito и Atari наконец-то поменялись местами, и теперь уже американцы гнались за японцами. Atari приобрела у фирмы Майкла Когана лицензию на производство своей версии Space Invaders.

Одессит Макл(Миша) Коган - отец игровой индустрии и киберспорта

Позже в ходе стремительного развития игровых технологий Taito потеснили гиганты – Sega и Nintendo.

При этом Space Invaders остается одной из самых популярных игр в истории.

К концу 2010-х аркада заработала около 500 миллионов долларов – таковы данные издания Game Informer.

Эта сумма продолжает увеличиваться за счет новых адаптаций, сиквелов и переизданий.

В 2008 году игру включили в Книгу Гиннесса.

Считают также, что именно Space Invaders стали предтечей современного киберспорта. Еще в начале 80-х энтузиасты начали организовывать первые чемпионаты и выяснять, кто убьет больше инопланетян.

Майкл Коган - Японский предприниматель -  основатель японской компании-разработчика видеоигр Taito Corporation.
Майкл Коган - Японский предприниматель -  основатель японской компании-разработчика видеоигр Taito Corporation.

Михаил-Майкл Коган скоропостижно скончался в возрасте 64 лет. Во время деловой поездки в Лос-Анджелес в 1984 году с ним случился сердечный приступ. У него остались двое детей, дочь и сын.

Майкл Коган - Японский предприниматель - основатель японской компании-разработчика видеоигр Taito Corporation. Портрет работы Даниэля Бахарье.
Майкл Коган - Японский предприниматель - основатель японской компании-разработчика видеоигр Taito Corporation. Портрет работы Даниэля Бахарье.

Его сын Абба живет в Монако, является коллекционером старинных скоростных автомобилей. Дочь Рита живет на юге Калифорнии и замужем за Ричардом Эдлундом, основателем Boss Films Studios. В 2005 году она являлась владельцем 8,5 % акций Taito Corporation.

Space Invaders (1978, Taito Corporation)

Игра в жанре «shoot ’em up» получила вдохновение от «Breakout» и «Gun Fight», а также научной фантастики и «Звездных войн». Игрок управляет лазерной пушкой, перемещая ее по горизонтали через нижнюю часть экрана и стреляя по инопланетянам.

Цель состоит в том, чтобы победить пять рядов инопланетян. Некоторые версии имеют разную численность врагов, которые перемещаются вперед и назад по экрану. Существует также специальный «тайный корабль».

Игра стала вдохновением для других разработчиков. Она была переиздана на многочисленных платформах и получила несколько сиквелов.

Что касается собственного производства, кроме «Space Invaders» были выпущены игры Speed Race (1974), Gun Fight (1975), Qix (1981), Jungle Hunt (1982), Elevator Action (1983), Buggy Challenge (1984), Bubble Bobble (1986), Takeshi no Chōsenjō (1986), Chase H.Q. (1988), Puzznic (1989), Plotting (1989), Kick Master (1992), Gun Buster (1992) и Puzzle Bobble (1994).

Plotting (Taito Corp Japan 1989) 1mn playthrough

В 1990-е годы Taito Corporation переживала не лучшие времена. Несмотря на это они выпустили свою собственную консоль WOWOW с использованием CD-ROM. Также были представлены инновационные караоке-машины. Однако вскоре за этим последовало закрытие американского подразделения. Также компания продала эксклюзивные права на выпуск своих игр, благодаря чему их до сих пор можно найти. Под занавес была выпущена игра «Densha de Go!», симулятор поезда.

Консоль WOWOW
Консоль WOWOW

В 2005 году бизнес Майкла купила компания Square Enix. Спустя 5 лет подразделение для домашних видеоигр разделилось, создав отдельную компанию под названием Taito Soft Corporation. Дело Майкла Когана все еще живет.

Игры «Space Invaders» и «Arkanoid» были выпущены для Facebook, а в 2018 году было объявлено, что корпорация вновь начнет выпускать программное обеспечение для восьмого поколения консолей.

Одесский еврей, бывший торговец водкой Troika и человек, подаривший миру инопланетян из пикселей – судьба Майкла Когана, вероятно, лучший пример того, какие удивительные повороты может преподнести человеку жизнь.

джевишру

66
4 комментария

Спасибо за такую интересную и классную статью! Много визуального материала, это прекрасно)

1
Ответить

Я рад, что Вам понравилось!

Ответить

Статья и правда разбавляет ленту, было познавательно

Ответить

А у него была насыщенная жизнь! Спасибо за такую информативную и интересную статью

Ответить