Распределенная разработка - опыт JivoSite
Команда разработки JivoSite всегда была и остается распределенной, причем мы с Тимуром Валишевым создавали ее в 2012 году, не имея за плечами собственного опыта удаленной работы. Сейчас у нас больше 50 разработчиков, и я уверен, что наши сотрудники довольны преимуществами, которые им дает работа вне офиса.
Если вы тоже думаете о создании распределенной команды разработки, учтите несколько нюансов, о которых я расскажу ниже. Отмечу, что статья актуальна преимущественно для России и других стран, где культура удаленной работы только формируется.
Подбор сотрудников
При выборе кандидатов на удаленную работу вы не ограничиваетесь одним городом и его зарплатной вилкой, но есть некоторые особенности.
Если вы приглашаете специалиста без опыта дистанционной работы, то велик риск того, что он не пройдет испытательный срок. Мы неоднократно сталкивались с тем, что неплохие кандидаты с отличными рекомендациями с прошлого очного места работы не могут себя настроить на удаленную работу, вплоть до того, что перестают выходить на связь. Вероятность такого исхода я оцениваю в 30%. При этом, если у кандидата вообще нет серьезного опыта работы, то таких проблем не возникает.
Мы всегда просим кандидата показать нам свое рабочее место. Если отдельного помещения для работы нет, то приходим к договоренности, что он снимает отдельную квартиру либо маленький офис. Многим кажется, что программировать и тестировать софт можно и на кухне, и с детьми в соседней комнате, но, это – самообман и заблуждение. Эффективно работать можно только в спокойной обстановке.
Конверсия из кандидатов в сотрудники при наборе распределенной команды меньше. Будьте к этому морально готовы и спокойно относитесь к промахам. И, конечно, четко обговаривайте с кандидатами испытательный срок, в JivoSite он составляет три месяца.
Включение в работу
Процесс включения в удалённую работу примерно такой же, как и в офисе. Нужно подписать NDA, получить доступы в почту/Slack/трекер/cvs, почитать документацию, настроить окружение и погрузиться в проект. Пройдя этот процесс вместе с кандидатами не менее 20 раз, я могу дать следующие рекомендации:
- Обучайте кандидатов гигиене обращения с паролями и SSH-ключами. Кажется смешным, но большая часть кандидатов не пользуются менеджерами паролей, не защищают ssh-ключи, и вообще слабо представляют связанные с этим риски. Это всегда легко исправить: пропишите политику хранения ключей и паролей и ознакомьте с ней сотрудников.
- Автоматизируйте запуск отладочного окружения. На старте непросто выделить на это время, но я очень сожалею, что мы не стали делать это намного раньше.
Сейчас есть большой выбор инструментов авто-развертывания, таких как Ansible, Docker, Vagrant и так далее. В нашей компании основательно используется Ansible, но так было не всегда. Ранее у нас был образ виртуальной машины, который мы актуализировали руками каждый раз при приеме на работу нового кандидата. Это очень сильно тормозило погружение, отнимало кучу времени и сил. Хотелось бы подчеркнуть следующее: если у вас уже двое сотрудников, вы планируете расширяться - займитесь авто-развертыванием.
Сейчас у новичка в JivoSite полный запуск отладочного окружения занимает 15 минут: заполняется несколько полей на специальном сайте и, после небольшого ожидания, вы сможете зайти браузером и терминалом в свою личную облачную копию JivoSite. У нас это реализовано на связке Amazon EC2 + Ansible.
Без автоматизации этот процесс занимал день-два кропотливой работы новичка, при этом, ему должен был помогать кто-то из команды. Это производило впечатление неорганизованности, и сильно тормозило включение в работу. После того, как сотрудник освоился, он мог настроить локальный отладочный сервер у себя на виртуальной машине. Но, с тех пор как мы запустили облачные дев-сервера, практически никто из команды не пользуется локальными серверами.
Каждый облачный отладочный сервер обходится нам примерно в 10$ в месяц, но, при этом, мы экономим немало времени. При возникновении проблемы, вместо звонка с демонстрацией экрана, можно просто зайти на сервер и помочь с решением.
Кроме того, мы записали несколько видеороликов для новичков с инструкциями. Это существенно снизило коммуникационные издержки при расширении команды: разобраться в нюансах и начать разработку можно с помощью видео.
Организация работы
Утренние планерки
Несмотря на то, что удалённая работа предполагает гибкий график, мы проводим ежедневные планерки в 10 утра, обязательные для всех. Время митинга подобрано специально на начало рабочего дня большинства участников команды. Планерки дисциплинируют и настраивают на рабочий лад, помогают почувствовать себя эффективным членом команды. Для дистанционной работы это особенно важно.
Утренние планерки мы ввели не сразу, и, оглядываясь назад, я понимаю, что мы много упустили. Тимлиды тратили гораздо больше времени на то, чтобы собрать результаты вчерашней работы и координировать команду. В Scrum/Agile для этих целей используются утренние стендапы. Но если вы работаете распределенно и не используйте эти методологии – тем не менее, проводите планерки.
Качество видеосвязи
Все митинги и звонки в команде проводятся только по видеосвязи. Так нам комфортнее с психологической точки зрения. Программист, работающий удаленно, может вообще не выходить из дома, и, в буквальном смысле, одичать. Это – крайность, но мы не хотим допустить подобного с нашими сотрудниками, даже если они убежденные хикки или социопаты. Ежедневная видеосвязь с коллегами гарантирует, что человек приводит себя и своё рабочее место в порядок. Соответственно, будет порядок и в делах.
Важный момент – качество аудио и видеосвязи. Оно должно быть идеальным, и если это не так – то это проблема, требующая немедленного решения. Качество связи зависит от характеристик и типа оборудования, интернет-канала и сервиса связи. Нужен контроль всех параметров.
В случае возникновения у сотрудника проблемы с каналом мы просим сменить тариф/провайдера, подключиться к роутеру через провод, передвинуть wi-fi поближе, выключать торренты и так далее. Проблему с оборудованием мы решили, купив всем USB-гарнитуры. Исходя из нашего опыта могу отметить, что bluetooth и обычные гарнитуры работают стабильно плохо у всех. О громкой связи речь, как правило, не идет - недопустимо отвлекать коллег окружающими вас посторонними звуками.
Касаемо сервиса связи, в погоне за качеством мы перешли с Google Hangouts на Zoom. Здесь можно выбрать более подходящее по затратам. Но, самое главное - если вам кажется, что связь не идеальна – ищите дальше.
Важно убедиться, что сотрудники созваниваются друг с другом без колебаний. Нельзя недооценивать склонность IT-специалистов к переписке через чаты, особенно, если они очно друг с другом незнакомы. Для некоторых задач это вполне нормально, но, если возникает срочная проблема, то звонок необходим. Иначе вероятно следующее: «Я ему вчера написал, он мне не ответил». В первый раз созвонитесь втроем вместе с новым сотрудником и, как правило, этого достаточно.
Съезды
Если вы начали работать распределено, но еще не проводили съездов, то у вас могут возникнуть сомнения в их необходимости. Действительно, всё и так идет сравнительно неплохо, а для организации съезда нужно потратить много времени и средств. Следует относиться к съезду не как к расходам, а как к важнейшей инвестиции. Сложно представить что-то более действенное для улучшения коммуникации людей, которые видели друг друга только по видеосвязи.
Наш первый съезд прошел на второй год жизни компании, когда нас было около семи человек. С тех пор мы проводим съезды ежегодно. Программа: минимум – три дня, днем – совместная работа/обмен опытом/обучение, вечером - пейнтбол и другие виды тимбилдинга. Несколько советов по проведению съездов из нашего опыта:
Организация перелетов, трансферов, проживания – очень большая работа. Если у вас нет человека, который мог бы это сделать, то стоит рассмотреть вариант привлечения специального агентства;
Следует отправить человека для проверки качества интернета (если он вам необходим). На словах интернет всегда отличный, на деле – почти всегда оставляет желать лучшего. Мы сейчас закупили свое походное сетевое оборудование;
Убедитесь, что на месте есть хороший конференц-зал, что он будет вам доступен в течение времени, отведенного на работу. Иногда в отелях есть конференц-залы в подвале - работать продолжительное время в таких условиях невозможно. С другой стороны, у нас был опыт работы прямо на пластиковых столах на улице, практически в лесу – всем понравилось;
Заранее планируйте программу докладов и обучений, с разбивкой по часам. На съезде вы работаете в отличном от обычного ритме, приходится решать множество организационных и других вопросов, поэтому имеет смысл всё заранее распланировать.
Выводы по организации удаленной работы отдела разработки
Организация разработки в России с помощью удаленных сотрудников возможна как для продукта средней сложности, так и для сложных систем. Все зависит от организации и координации рабочего процесса.
Компания, использующая удаленных разработчиков, экономит значительные средства на аренде офиса и получает более квалифицированных и устойчивых специалистов.
Организация удаленной разработки требует использование специального программного обеспечения и жесткого регламента в плане безопасности.
Важно понимать, что удаленная работа предполагает некоторые проблемы с одиночеством и самокопанием. Не все могут продолжительное время работать самостоятельно на одном и том же уровне, а все общение сводить к картинкам на экране или словам в чатике. Людям необходима эмоциональная разгрузка и чувство сплоченности в команде.
Поэтому обязательно уделите внимание видео-конференциям и регулярным съездам. Это дает представление о том, что за никнеймами в чате и аватарками находятся живые люди.
"Живосайт" - одна из лучших компаний, с которыми я сотрудничал. Отличный коллектив и руководство, которое всегда держит слово.
Очень хорошая статья.
Благодарю, что поделились.
| Многим кажется, что программировать и тестировать софт можно и на кухне, и с
| детьми в соседней комнате, но, это – самообман и заблуждение. Эффективно
| работать можно только в спокойной обстановке.
+1
| И, конечно, четко обговаривайте с кандидатами испытательный срок, в JivoSite он
| составляет три месяца.
Если на испытательном сроке ниже зп, то это очень плохо...
| NDA
NDA на территории РФ - не имеет юридической силы.
Всегда привожу пример.
Компания конкурент переманивает одного из сотрудников и тот рассказывает
все бизнес процессы, что позволяет сэкономить от 70 до 90% на разработку аналогичного решения.
Вы не можете ничего доказать, Вы не можете никак юридически придраться.
Это сплошь и рядом и не только в России.
P.S.:
Лично мое отношение к Вашему сервису негативное: много причин...
Вы занимаетесь демпингом цен и как итог не можете заработать нормальных денег, чтобы всех сотрудников перевести в офис.
Пользуюсь LiveTex.
как много домыслов...
Я хоть и не разработчик, но мне приятно ходить в офис, когда хочется, а не когда надо. В Москве дорога на работу занимает в среднем 2 часа в рабочий день, это время можно провести с большей пользой, чем тупить в метро или пробке
Я отлично знаю, что такое тратить по 4 часа(туда-обратно) в день на дорогу в Мск.
зачем?
Что зачем?
Зачем 80% денег России в Мск и вся страна переезжает в столицу чтобы выжить?
зачем тратить по 4 часа
зачем разработчикам переезжать в Москву
А что офис обязательно делать в Мск?
У нас навалом городом миллиоников с тех вузами.
В любом отрывайте офис. Затраты в 2-4 раза меньше чем в Мск и работают люди с большей отдачей сутками.
А так картина следующая - закончил тех вуз и в 80% случаях в Мск навсегда.
Я как разработчик, который перешел в JivoSite из большой Московской компании, могу точно сказать - что офис, это скорее атавизм и он скорее уменьшает возможности по поиску толковых кандидатов.
Открывать офис в регионе, значит и искать разработчиков только в регионах и пытаться их релоцировать из той же Мск в регионы - дело не благодарное, я бы никогда не поехал бы в какой то региональный город, только потому что там офис.
Удаленная работа дома с семьей - это жесть.
Снимать на одного разраба офис/квартиру - дорого.
Работа в офисе в Мск - очень дорого обходятся сотрудники и содержание офиса. Не удобно и самим сотрудникам. Работа в Мск имеет массу минусов.
Основное, что я хотел сказать вообще не это.
JivoSite занимается демпингом цен на лидогенераторы, как итог нет денег.
Были деньги:
1 - Всех бы вытянули в Мск.
2 - Открыли пару офисов заграницей.
Я бы сделал так.
Отрыл офис на выбор в Новосибирке/Туле/Калуге и т.д. и постепенно увеличивал бы штат.
Конечно никто из Мск в регионы не поедет.
Дэмпинг цен - вы серьезно =) А какое у вас ценообразование?
Честно говоря, не буду говорить за всех, но я не сказал бы, что у меня денег стало меньше. Я мог бы работать из офиса и в JivoSite, так как у компании есть отличный офис в Мск.
Но я с большим удовольствием переехал в свой родной не большой город и сдал свою квартиру в Мск.
Для многих - работа из того места где он хочет, является очень большим преимуществом. Например, мне ни кто не мешает взять семью и поехать летом на 3 месяца на теплый юг России. А ваше стремление в офис, мне честно говоря совершенно не понятно, вам предлагают свободу - а вы "у компании нет денег" =)
| Дэмпинг цен - вы серьезно =) А какое у вас
| ценообразование?
У меня нет продукта чата.
Вот это демпинг "Бесплатно до пяти операторов".
| вам предлагают свободу - а вы "у компании нет денег"
Я мало знаю про внутреннюю структуру JivoSite. Из Вашего ответа делаю вывод: зп одинаковая для работы из офиса в Мск и для работы дома.
Не ужели это так?
Сомневаюсь, так никто не делает.
Единственная причина найма удалено - никак не забота о сотрудниках. А банально желанию тратить меньше и чаще всего не от хорошего фин положения.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
А можно пример?
Комментарий недоступен
Я знаком с некоторыми фирмами из списка.
Не буду называть компании.
В некоторые фирмы никто не хочет идти потому что навалом негативных отзывов.
1 - Зп в конверте.
2 - Задерживают.
А поскольку в договоре фигурирует минималка в 20,000 то могу задерживать хоть на 3 месяца.
Пытаются хоть кого-нибудь заманить.
Через 1-2 месяца люди все равно уходят.
На одну из таких фирм и я в свое время нарвался.
Столько обещаний было.
Ушел из очень хорошей фирмы с официальной большой зп из-за сказок такой фирмы.
Обещали золотые горы, а на деле сразу задержки и невыполнение обещаний.
Я вытянул с нуля и свою руководящую должность и должность CTO, который уехал в отпуск на две недели.
Советую крайне осторожно относится к объявлениям с удаленной работой в Мск.
Не верьте вот этому.
1 - Если предлагают оформиться на 20,000 но с большим окладом.
2 - Рассказывают про штатные единицы, что оформят в штат только через 3-6 месяца. А сейчас договор подряда.
Интересно, если до 5 операторов бесплатно, то почему же я плачу 7000 или сколько там я уже не помню в !год!. Очень давно уже не заходил к живе на сайт, но видимо смысл был в проф версии
Лайвтех это где по 2000 в !месяц! за каждый канал платить надо дополнительно? Где в 2016 менеджер по продажам на холодных позиционирует чат для сайта не как чат, а как омниканальное(лол), средство коммуникации и аналитики и ставил это как конкурентное преимущество, когда уже в живе это было и допиливалось потихоньку в рамках тарифа?
Когда запускали магазин в ограниченом бюджете, каждые 5000 в месяц за колтрекинг/чат/crm/склад на счету, однако я до сих пор не нашёл причин отказаться от jivo.
Я за LiveTex плачу за одного оператора 4500 за 3 месяца.
А если бы за год платил то 18,000.
Как то так.
Мне просто чат нужен.
Вот что плохо у LiveTex.
Я целый год им запросы отправлял чтобы добавили английский.
В итоге посмотрев все решения, включая Zopim Chat и другие(около 30 различных чатов просмотрел) остановился на LiveTex, но его надо было как то обучить английскому.
Начал копать их исходники и нашел, что у них есть параметр для включения английского.
Но нигде в документации этого нет.
Я не понимаю, почему LiveTex не может сделать версию сайта на английском и добавить возможно оплаты $ для иностранных клиентов.
У них бы минимум выручка в 3 раза за 2 года увеличилась.
Михаил, ну хорош. Вы немного не в теме бизнеса) Поэтому такие выводы
А можно получить развернутый ответ?
С чем не согласны?
Лично меня дико раздражает выскакивающий постоянно чат с предложением связаться с представителем компании. Никогда им не пользуюсь. Более того, если компания не в состоянии принять мой звонок и обработать его как надо, то я с ними и работать не буду, потому как, если люди не умеют общаться с клиентом напрямую, то и "кинуть" клиента у них проблем не возникнет. Клиент превращается в нечто неодушевленное, в соцсеть, где написать можно что хочешь. А клиента надо ЛЮБИТЬ! И говорить с ним, тогда клиент будет тебе благодарен и купит...
А если у клиента нет денег на звонок по телефону или он (клиент) экономит 3 копейки на звонок в офис, то такого клиента нафиг в топку, пустая трата времени и ресурсов компании на общение с ним.
ИМХО.
Выскакивание живы настраивается, проблема в рукожопых интеграторах. Меня лично раздражает один момент всего - после кнопки закрытия чата, я хочу что бы окно чата в рамках сессии текущей было закрыто. Когда эту опцию не настраивают, ты серфишь сайт и по каждому клику тебе надо сделать второй, что бы опять закрыть окно чата
Насчет выскакивающего окна согласен, насчет обязательно телефона нет. Многие хотят общаться текстом, я предпочитаю почту или мессенджеры.
Согласен со статьей. И хочу дополнить.
Если говорить про удаленку в рамках одного города, когда работник и офис находятся в одном городе, то у неё тоже есть плюсы.
Такая удаленка позволяет сотруднику экономить деньги на дороге, питании и здоровье, что в итоге выливается в меньшие затраты и соответственно, в большую прибыль. То есть удаленка при той же зп, что и в офисе, не только экономит деньги компании, но и по сути повышает зп работника.
Ну и для большого города возможность не тратить 2 часа в сутки на дорогу очень круто. Особенно это оценят семейные работники.
Так же все мы знаем, что такое современный офис. Чаще всего это опенспейс, где длительно и спокойно работать просто невозможно. Особенно это является проблемой для аналитических работников, типа программистов. Тебя постоянно дергают, отвлекают соседи, шум, гам. А дома даже не нужно одевать наушники. Можно спокойно и продуктивно проработать весь день.
ежедневные планерки в 10 утра, обязательные для всех
Все митинги и звонки в команде проводятся только по видеосвязи
Секта какая-то. Такая "удаленная работа" даже хуже, чем работа в офисе.
Комментарий недоступен
Не понял смысл вашего "капитанского" комментария. У удаленной работы есть преимущества, по которым такую работу *как правило* предпочитают работники, а в данном случае таких преимуществ нет.
Так, в Москве и СПб (в разработке) даже при работе на работе уже является фактически стандартом гибкое начало рабочего дня – хочешь, приходи пораньше, хочешь – попозже. Митинги при этом проводятся в середине дня, когда гарантированно совпадут и ранние, и поздние сотрудники. Удаленная работа должна бы предоставлять не меньше свободы, по идее, но не тут. Это по поводу "10-ти утра".
Второе – личное пространство. Работать из дома означает, что работодатель присутствует лишь внутри твоего компьютера. Поскольку работа тоже на экране компьютера, при желании работодателя её контролировать обычно используются программы-трекеры. Но тут работодатель хочет не только быть в компьютере, он хочет залезть в твой дом. "Показать нам рабочее место" – реакция нормального человека на это – "а х..й вам не показать?" Согласиться на такое могут только люди без самоуважения. Дом – это личное, куда пускают только близких и друзей. Аналогично и с требованием общаться голосом по камере. Если работодатель хочет аудиально и визуально влезать в рабочее пространство, пусть он такое пространство оплачивает. То есть, найм помещения для работы за счет работодателя, где, в таком случае работодатель сможет правомерно требовать своего "присутствия". Оплачивает ли данный работодатель отдельное рабочее место? Об этом в статье ничего не написано. Но по некоторым пассажам можно догадаться, что это типовой малобюджетный работодатель, так что едва ли.
Третье – удаленную работу нередко выбирают за возможность путешествовать, работая. Но привязка к "митингам в 10 утра" и специальному рабочему пространству как-то исключает эту возможность. Хотя скорее всего там такой уровень оплаты, что "путешествовать" работники могут только на дачу на старых жигулях.
Ну а по поводу секты. После моего комментария с десяток человек зарегистрировалось здесь только для того, чтобы поставить ему минус, один еще какой-то персональный наезд попробовал изобразить. Что в целом только подтверждает догадки о трудовой атмосфере в данной компании – сотрудники – типичные низкооплачиваемые управляемые люди, которых в просторечии и называют "сектанты" или "рабы".
Комментарий недоступен
Если вы хотите сказать, что это одна и та же аудитория, вы только подтверждаете мой тезис про секту. То есть люди "диктовали свои правила", потом работодатель рявкнул, они построились и принялись исполнять. Какие-то незрелые инфантилы получаются, то что я и назвал словом "рабы". А вообще, если на твои условия нет подходящих кандидатов, значит нужно повышать уровень оплаты, вот и все.
Про путешествияВозможно, это было чересчур активное слово. Жить в разных городах и странах – так будет правильней. Например, есть немало людей, которые катаются из европейской части России на зиму в ЮВА, разница в часовых поясах почти полдня, и работают удаленно фуллтайм то тут, то там. Как-то многие работодатели умеют находить управленческие решения, чтобы работа удаленного сотрудника была эффективной вне зависимости от его часового пояса.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Нет никакой "единой" обычной работы в офисе, бывают как секты, так и приятные комфортные условия. Нарушение правил ПДД на дороге может убить за доли секунды. Когда расскажете, кого убило живосайтом, приму этот довод.
судя по аватарке и истории комментов, вы именно "этим" на vc.ru и занимаетесь. не противно?
Есть версии почему онлайн-консультанты так популярны в РФ? Что в Европе, что в США их используют НАМНОГО реже. В РФ же их пихает к себе на сайт почти каждый.
Комментарий удален модератором