Токсичные коллеги: кто такие, стоит ли с ними бороться и как это делать?

В твоём коллективе часто случаются конфликты, хаос и люди не хотят работать? Не исключено, что в нём появились «токсичные сотрудники». Разбираемся, кто это такие и как с ними работать.

Токсичные коллеги: кто такие, стоит ли с ними бороться и как это делать?

Токсичный коллега — проблема любого коллектива. Они манипулируют, перекладывают задачи, сплетничают — короче, отравляют рабочую атмосферу, провоцируют конфликты внутри команды и ухудшают продуктивность работы.

Если токсичный человек — например, твой партнёр или новый знакомый — можно просто прекратить общение. Но если токсичен твой коллега, избежать коммуникации не получится, а ведь такие люди чаще являются причиной хаоса в работе:

  • Конфликты каждый день. В них участвуют все сотрудники. В команде полный раздрай. И, как следствие, постоянная текучка кадров: мало кто хочет работать в такой напряжённой обстановке.
  • Сложности в бизнес-процессах. Их становится всё больше. Срыв дедлайнов, ошибки, лень, прокрастинация, апатия к рабочему процессу и перекладывание ответственности. Список можно продолжать до бесконечности.

Всё это не прибавляет продуктивности, увы.

Типы токсичных сотрудников

Токсичные коллеги не все одинаковы. Из наблюдений можно выделить 6 основных типов:

  • Любители сплетен. Они постоянно вмешиваются не в своё дело: кто с кем в ссоре, кто и что про кого сказал, кто на кого как посмотрел (а это само по себе отвлекает от работы). Более того, эти люди ставят под сомнение авторитет начальства, ведь их хлебом не корми, а дай покритиковать способы управления руководства. На этой почве постоянные конфликты обеспечены. Об уважительной рабочей атмосфере в таком случае трудно говорить. Эффективность и вовлеченность сотрудников снижается.
  • Шутники. Такие люди не разделяют дружеское общение и рабочее. От них часто можно услышать неуместные личные вопросы, которые ставят в неловкое положение. Шутят пошло и плоско, вызывают дискомфорт. Работать в такой атмосфере, согласись, неприятно?
  • Манипуляторы. Заставить работать в нерабочее время, выполнять задачи, которые даже не входят в круг твоих обязанностей? Легко! А на любую попытку сопротивления у них есть беспроигрышный вариант, как всё-таки добиться своего: «Это срочно, без тебя не справимся, только ты можешь нас спасти».
  • Всегда и всем недовольные. Им не нужно искать причины для недовольства: для них всё — причина, будь то руководство или работа других коллег.
  • Одиночки. Не умеют работать в коллективе, где нужно сонастриваться друг с другом и действовать сообща, ведь их мечта — выделиться и показать всем, кто самый лучший сотрудник в компании. Они забывают, что работа в команде — это не гонка.
  • Хвастливые сотрудники. С ними уважительную обстановку в команде не создашь: они считают себя самым важным элементом в коллективе и открыто демонстрируют своё превосходство.
  • Ленивые. Постоянно откладывают работу или перекладывают её на других. Отказываются брать на себя ответственность. Отсюда постоянный срыв дедлайнов, что портит жизнь и рабочий процесс всему коллективу.

Что делать, если твой коллега «токсичный»

Итак, кто-то из твоих коллег подходит под описание, вызывает дискомфорт и мешает продуктивной работе команды. Вот 5 способов, как можно бороться с таким членом команды:

  • Личные границы. Не выстроены? Установить немедленно! Если ты не готов обсуждать личные вопросы, скажи об этом прямо, тогда неловкие ситуации обойдут твой коллектив стороной. И так — по любому поводу. Говори открыто, что для тебя приемлемо, а что — нет.
  • Уважительное отношения. Твёрдое «нет» сплетням и вмешательству в чужие конфликты. Не втягивайся в чужие конфликты и споры (есть риск остаться виноватым). К тому же, так ты сохранишь хорошие рабочие отношения со всей командой.
  • Говори «нет». Вот увидишь, как только научишься говорить «нет» в тех случаях, когда кто-то хочет сесть тебе на шею, жизнь пойдет на лад. Часто мы думаем, что если мы будем отказывать коллегам, нас сочтут некомпетентными, но это не так. Ты не перестанешь от этого быть хорошим специалистом. Просто коллеги будут больше уважать твои личные границы и ценить твои время, советы и помощь.
  • Обсуждения. Решай проблемы с помощью диалога, говори о том, что вызывает у тебя дискомфорт. Главное — сохраняй спокойствие и не переходи на конфликт, ведь твоя цель — обсудить проблему и найти решение, а не поругаться.
  • Беседа с отделом кадров. Разговор с коллегой не помог? В этом случае можно привлечь к конфликту третьих лиц. Нет, сразу к руководству идти не стоит. Для начала достаточно разговора с HR-отделом или бизнес-коучем при их наличии в компании. Вполне возможно, удастся погасить конфликт. Перевести вас с токсичным коллегой в разные проекты, обсудить ситуацию с токсичным коллегой и т. д. — вариантов решения проблемы много.

Твой комфорт на работе — твоя зона ответственности. Помни об этом и ничего не бойся. У тебя всё получится!

44
6 комментариев

Чаще всего таким токсичным сотрудником оказывается менеджер-управленец =)

2
Ответить

Как вспомню свой змеиный коллектив.... пока чай пьём, они кого-то обязательно грязью поливают. А потом, когда этот человек заходит, мило улыбаются: здравствуй, дорогая! ТЫ так восхитительно выглядишь. Как хорошо, что я в декрет ушла.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

на каждой работе всегда будут такие коллеги , это уже никак не решить

Ответить

никак

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить