О стартапе после 45

Считается, что стартапы — удел молодых. Мой пост о том, как в возрасте «элегантности» начать новое предприятие.

Если быть совсем честной, то самый первый мой "бизнес" случился сразу после появления закона "О кооперации" в 1989 году.

Правда, тогда это все закончилось покупкой патента в райисполкоме, а кооператив я решила не создавать.

После этого у меня много чего было: и недвижимость, и журнал я издавала, потом торговля (куда же без нее), потом своя фирма такси — в общем, по найму я работала не более двух лет за всю свою жизнь.

Но все бизнесы были малые, приносившие доход семье, однако требующие радикально иного подхода и иных финансовых вложений для перехода хотя бы на уровень среднего.

Но самое главное, что в какой-то момент мне все это надоедало и возникал классический синдром выгорания. В итоге я продавала очередной бизнес, чтобы заняться чем-то еще.

Из активов у меня всегда было умение продавать — все, что угодно: от идей и фирм до самолетов или домов. И художественное образование, полученное еще при Советском Союзе и невостребованное уже лет 20 к тому моменту.

В итоге к 2013 году, когда меня уже тошнило от очередного низкомаржинального малого бизнеса, я случайным образом оказалась на керамическом предприятии, которому требовалась раскрутка.

Ну, большие бизнесы я строить не умею, а вот эффективно работать в условиях ограниченных средств и вытаскивать предприятия из говна — это пожалуйста.

Тем более, что в эпоху интернета настроить продажи — легче простого. Это вам не конец 90-х начало 2000-х, когда есть только желтые страницы и методики тупого обзвона в сочетании с листовками по подъездам. Нет, конечно, были еще выставки и реклама в СМИ, но где это все и где малый бизнес?

В общем, я согласилась и начала изучать вопрос. У меня ушел примерно год на их раскрутку, для чего пришлось погрузиться в тему архитектурной керамики, коей занималось предприятие, а также плотно изучить SEO.

И все удалось, я их вытащила, сделала им сайт, продвинула его в топ поисковиков. Пошли крупные продажи, предприятие задышало... И меня сразу же уволили за плохой характер.

Но к этому моменту я уже влюбилась в керамику, я не только хотела ее делать, но и ясно представляла себе, что именно я могла бы предложить рынку (к слову, это и была основная точка преткновения с хозяином предприятия). Но самое главное, что я знала объем этого рынка!

А вот чего я совсем не знала, так это технологию производства керамики. Вернее, знания мои были очень поверхностными, хотя наверняка они были глубже, чем у обычного человека — все-таки я поработала немного на производстве и чего-то там видела, изучила теорию в определенном объеме, знала, что глину обжигают и что этих глин 100500 видов.

Ярость от несправедливого увольнения требовала выхода. И я решила создать свою керамическую мастерскую и отнять у обидчиков долю рынка.

Как скажет любой состоявшийся предприниматель, начинать надо всегда с организации продаж. Поэтому первым делом я сделала сайт и занялась его продвижением. В планах было выйти на первые продажи примерно через год.

Спойлер: первый заказ мы получили через полгода, второй через 9 месяцев, а через год поток заказов стал постоянным и стабильным.

Но проблема технологии оставалась открытой. Тут я вспомнила, что мой бывший однокурсник занимается керамикой и, более того, он член МСХа по керамике и вполне состоявшийся художник-керамист. И я поехала к нему.

Он не воспринял идею с моим энтузиазмом, заметив лишь, что "увы, но это сейчас никому не нужно". Однако согласился принять участие в предприятии и стать партнером в качестве технолога.

Встал вопрос о помещении. Я давно в бизнесе и знаю, что аренда — зло, вымывающее все запасы. А любой бизнес подвержен колебаниям доходности. Поэтому сначала мы решили, что будем дислоцироваться в мастерской технолога.

Самое сложное на этом этапе было сломать в мозгах инерцию мышления — я привыкла к огромным площадям первого предприятия и мне было очень неловко принимать потенциальных заказчиков в этой небольшой мастерской.

Еще двумя партнерами стали мой супруг и его приятель, который очень хотел заняться чем-то полезным и новым, а также готов был внести какие-то деньги, если они понадобятся.

Итак, у нас команда из четырех человек, каждый из которых делает свою часть.

Я занимаюсь продвижением, продажами и проектированием, технолог отрабатывает технологию под наши цели и обучает двух остальных партнеров всем необходимым навыкам. А они делают непосредственно плитки, которые затем обжигаются в печи, расписываются мной (привет, художественное образование) фотографируются и ставятся на сайт.

О стартапе после 45

Но ничего не получалось. Плитки получались некрасивые, рисунки все расплывались, глазури ложились не так, и все это выглядело, как детские поделки и крайне непрофессионально. В общем, беда. Мне это было стыдно продавать. И я совсем не этого хотела.

Технологу же все нравилось и он искренне считал, что все отлично получается. И, конечно, назревал конфликт, тем более, что к своим печам он никого не подпускал, а мои предположения о причинах таких убогих результатов отметал, как глупые.

Поэтому мы приняли решение купить свою печь и переоборудовать первый этаж своего дома в мастерскую. И сделали это.

О стартапе после 45
О стартапе после 45

Можно очень долго рассказывать все перепетии освоения технологии: как я изучала учебник Миклашевского, как мы перебирали глины, пытаясь найти оптимальный состав для наших целей, как мы осваивали глазури, как мы боролись с печью, которая не давала равномерные температуры в камере и поэтому внизу ее был недожог глазури, а наверху пережог.

О стартапе после 45

Как на фоне неотработанной до конца технологии пошли заказы и мы их делали, переделывая по многу раз и оттягивая сроки. Как мы открывали печь и видели там полностью полопавшуюся заказную плитку или пузыри на глазури абсолютно всех деталей камина.

О стартапе после 45

Как через некоторое время к нам стали приходить мастера и художники, как каждый из них стал приносить свои технологии, связи и знакомства. Которые мы с радостью применяли, чем расширяли диапазон возможностей своей мастерской.

О стартапе после 45

Как мы вышли на Строгановку и там моего мужа научили гипсомоделке. Как заказы стали поступать из-за рубежа и мы начали отправлять свои работы в Европу.

О стартапе после 45

Как в 2019 году к нам присоединились наши сыновья и сейчас мастерская имеет в своей основе семейный костяк.

Итог всей этой истории — действующий бизнес, который не вызывает выгорания, несет стабильный доход, но самое главное — потрясающую самореализацию.

А в прошлом году мы купили собственное большое помещение, в котором утроили основные мощности.

О стартапе после 45

Сейчас у нас в мастерской семь печей разных размеров, куча дополнительного оборудования и работает 10 человек. Объем заказов не сокращается, и иногда я веду до 20 объектов одновременно.

В 2015 году, когда я приняла решение открыть свою мастерскую мне было почти 46 лет. И честно сказать, я жалею, что так долго занималась какой-то ерундой и не начала заниматься керамикой раньше.

Наши работы и наш сайт:

О стартапе после 45
О стартапе после 45
О стартапе после 45
О стартапе после 45
О стартапе после 45
О стартапе после 45
О стартапе после 45
О стартапе после 45
О стартапе после 45
О стартапе после 45
О стартапе после 45

Друзья, на все вопросы по экономике своего предприятия я отвечаю в следующем посте "Как сделать бизнес доходным"

364364
289 комментариев

Красота неземная. С Вашей энергией можно подпитывать небольшой город. На форумхаузе продвигаетесь? Удачи Вам, отличный проект.

72
Ответить

Спасибо! 🙏 На форумхаузе у меня есть аккаунт, давно. Но не продвигаюсь. Наверное стоит почитать их рекламные условия.

5
Ответить

Я давно в бизнесе и знаю, что аренда — зло, вымывающее все запасы.

Ну абсурд же, не понимаю почему в России так популярно такое мнение? Почему именно аренду люди считают злом? Почему не себестоимость товара, ФОТ, налоги или какую то любую другую трату? Ведь понятно же что рентабельность бизнеса не поменяется, хоть ты на собственном помещении работаешь, хоть на арендованном.

6
Ответить

Наверное, потому что в московском регионе она неимоверно завышена, арендатор имеет птичьи права, а в случае с бизнесом, связанным с большим объемом основных средств, аренда помещения делает его очень уязвимым. Были случаи, когда мастерской велели выезжать в течение недели. А переезд керамической мастерской, где одна средняя печь весит четверть тонны, не считая форм, гипсомодельных станков, экструдеров, глиномесов, раскатчиков и т.д. и т.п. выливается в миллионы выброшенных денег. Ребята вынуждены были бросить свежепостроенную кубовую печь, когда их так "попросили". Поэтому аренда — зло. В современных российских условиях.

67
Ответить

Налоги точно зло :)

2
Ответить

"Аренда - зло, вымывающее запасы", соглашусь с автором целиком и полностью.

2
Ответить

Всё зависит от структуры себестоимости. Например, если оборот 10млн, а из них 3млн аренда, то это очевидное зло. Раз в 4 года нужно целый год работать исключительно на аренду. В такой ситуации нужно смотреть на собственное помещение. А если при том же обороте у нас 1млн на аренду или меньше, то это уже не так важно.

1
Ответить