«Зеленая» мода: израильский стартап делает новую одежду из вторсырья

Проект по переработке использованной одежды Re-Fresh за два года из городского мастер-класса для женщин превратился в международную компанию с офисами в Тель-Авиве и Берлине.

<b>Основательницы Re-Fresh, Виктория Канар и Ревиталь Надив</b>
Основательницы Re-Fresh, Виктория Канар и Ревиталь Надив

Основательницы Re-Fresh, Виктория Канар и Ревиталь Надив, представляли израильский бизнес на переговорах премьер-министра Израиля с канцлером Германии Ангелой Меркель.

Освоив главные принципы индустрии моды, они поставили себе цель: сделать так, чтобы текстиль служил десятки лет в самых разных конфигурациях.

Проект девушек имеет и социальную миссию: перенести в Израиль европейский культ «зеленой» моды.

Продюсер и менеджер Виктория Канар работает в fashion-индустрии около десяти лет, в ее послужном списке работа по организации Недель моды в Тель-Авиве, Берлине и Вьетнаме, а также конкурса «Евровидение».

Особое удовольствие давала работа с небольшими студиями и дизайнерами, специализирующимися на индивидуальных заказах, – так называемый slow fashion.

<b>Фото: Ben Nixon</b>
Фото: Ben Nixon

«В безостановочном конвейере по производству одежды все силы и технологии направлены на то, чтобы продать как можно больше. В какой-то момент я поняла, что не хочу быть его частью», – признается Канар. Узнав, что больше половины производимых в мире предметов гардероба остаются невостребованными, она решила создать стартап, призванный решить проблему.

Единомышленницей стала дизайнер Ревиталь Надив. Прежде чем погрузиться в борьбу за экологию, она работала на крупные бренды, в их числе Disney и Fila-Gottex. Однажды отправившись в путешествие по Африке, девушка обнаружила тонны вещей, свезенных из развитых стран. Увиденное ее поразило. Выяснилось, что даже в Израиле ежегодно производят примерно полмиллиона тонн одежды. Идея вторичного использования текстиля свел Ревиталь с Викторией.

Но первые их попытки найти сторонников в мире моды заканчивались провалом. Идеи, предлагаемые консультантами по переработке, никого не привлекали. Собеседники пеняли на отсутствие законодательных рамок. А когда нет закона – велики риски. Так девушки пришли к необходимости возводить инфраструктуру «зеленой» моды с нуля.

И начали с образования. Виктория и Ревиталь собрали мастер-класс по «зеленой» моде. Слушательницами стали сто женщин из разных городов Израиля. Площадку под проект предоставила мэрия Кфар-Сабы, где расположено пространство экологических инициатив «Кипод».

Претворять теорию в жизнь они начали в сотрудничестве с неправительственными фондами. По данным Re-Fresh, ежегодно израильтяне отдают почти 200 тонн одежды. Однако процент вещей, обретающих «второе дыхание», – один из самых низких в мире. «Мы поняли, что если сможем сотрудников этих организаций научить работе с одеждой, то полученные вещи они смогут даже продавать», – говорит Канар. Конечным итогом кампании стала переработка 98% всей старой одежды в Кфар-Сабе! Для сравнения: в Европе этот показатель – около 15%.

<b>Фото: Ben Nixon</b>
Фото: Ben Nixon

Следующим этапом для предпринимательниц стало привлечение инвестиций. В течение 2020 года им удалось заключить соглашения с посольством Германии в Израиле, корпорациями IBM и H&M, банком «Хапоалим». Все эти организации хотят развивать социальные инициативы. Первый капитал, который удалось привлечь, составил около 500 тысяч евро.

На старте проекта Виктория и Ревиталь сконцентрировались на научных исследованиях, «чтобы суметь ответить на любой вопрос». Один из них: что делать с использованной одеждой? Первый способ – вернуть на рынок, продав магазинам с подержанными товарами. Второй – перекроить и произвести новые уникальные вещи. Третий – переработка материала с дальнейшим использованием в самых разных индустриях от автомобильной до спортивной.

За два года существования проекту Re-Fresh удалось переработать порядка 15 тонн одежды. Это около 15 тысяч предметов гардероба. Начав с экопросвета, компания в конце 2020 года приступила к разработке компактных мини-фабрик, которые в будущем можно будет разместить рядом с каждым домом. Без помощи государства здесь не обойтись, утверждают в Re-Fresh.

Предполагается, что каждый такой аппарат будет обходиться в 3 миллиона евро.

«Люди пока все равно покупают огромное количество вещей в больших магазинах, – говорит Канар. – Мы же не можем стоять у их дверей и говорить: «Не покупайте». Этим должен заниматься кто-то другой. Например, государство». Все дело в непомерных потребительских аппетитах. Виктория Канар рассказывает об исследовании, согласно которому даже полная приостановка производства текстиля на планете не была бы ощутима еще 50 лет.

<b>Фото: Re-Fresh Global</b>
Фото: Re-Fresh Global
<b>Фото: Re-Fresh Global</b>
Фото: Re-Fresh Global

Успех открыл основательницам Re-Fresh двери в высокие кабинеты израильского правительства. В преддверии последнего визита в Израиль канцлера ФРГ Ангелы Меркель в сентябре 2021 года девушки получили приглашение из канцелярии премьер-министра. Так компания Виктории и Ревиталь стала одним из десяти представителей израильского бизнеса на переговорах высших чиновников двух стран.

«Все это было, безусловно, довольно декоративно, – вспоминает Виктория Канар, – но они могли пригласить все тех же мужчин в черных костюмах и с короткой стрижкой, которые 30 лет занимаются одним и тем же лоббированием. Однако решили позвать нас. Чувствуются перемены».

<b>Фото: Re-Fresh Global</b>
Фото: Re-Fresh Global

Недавно компания Re-Fresh открыла представительство в Берлине, неподалеку от прародительницы «зеленой» моды – Голландии. Несмотря на то что бизнес израильтянок стал международным, его цель осталась прежней – изменить fashion-индустрию еврейского государства. Для этого, объясняют они, нам необходимо перенять европейский тренд на «зеленую» экономику.

Фотографии предоставлены компанией Re-Fresh

Ранее в Блоге Lev Mu:

1 комментарий

израиль я так понимаю , единственный кто заботиться о будущем планеты

Ответить