Тимбилдинг: эффективный инструмент или пустая трата времени?

Поехали всей компанией в лес, сходили в верёвочный парк, поиграли в спортивные игры или весёлые викторины… Есть ли в этом какой-то смысл для бизнеса? Или же это просто неоправданные расходы? Поделюсь своей точкой зрения о том, что такое тимбилдинг и нужен ли он.

Александр Высоцкий Visotsky Consulting
Александр Высоцкий Visotsky Consulting

Что такое тимбилдинг

Давайте начнём с этимологии. Teambuilding (с английского) — построение, формирование команды. Команда — группа людей, у каждого из которых есть своя роль. Они должны работать сообща, чтобы добиться результатов; если говорить о бизнесе, то продать, произвести и так далее.

Чтобы команда работала эффективно, люди должны классно взаимодействовать друг с другом, без барьеров. Но сейчас, когда многие перешли на удалёнку, сотрудники часто не знают друг друга в лицо. Да и вообще в больших компаниях сотрудники могут не знать даже имён коллег.

Зачем он нужен

Идея тимбилдинга в том, что люди узнают больше друг о друге в процессе игр, командного взаимодействия, причём узнают не с точки зрения должностных обязанностей, а устанавливают персональную коммуникацию: узнают о личных качествах, уровне открытости и смелости, круге интересов, что очень важно, видят, как человек реагирует на ту или иную ситуацию.

Каким должен быть тимбилдинг

Интересно, что чем более экстремальные условия для тимбилдинга, тем более прочные связи возникают между людьми. Когда вы играете в настольную игру в отеле на берегу моря, все ведут себя очень социально. А в экстремальных условиях (холод, голод, физические усилия) всё работает гораздо интереснее. Люди должны проявлять себя по-настоящему, ведь хороший тимбилдинг призван сбросить социальные «виниры». Только в этом случае можно установить прочные личные отношения.

Подходит ли для всех?

Звучит хорошо, но действительно ли это необходимо для любой компании? Например, в маленькой компании, в которой всего пять сотрудников, они каждый день трутся локтями и знают друг друга как облупленных. Я думаю, что в таких компаниях, где уже давно установлены персональные коммуникации, тимбилдинг ничего глобально не изменит. Для таких компаний нужны другие инструменты формирования команды. Лучше, если владелец начнёт прокачивать цели, вдохновлять и мотивировать.

Для тех, кто активно растёт

Другое дело быстрорастущая компания, в которой много сотрудников и есть текучка, или большая корпорация, или моя компания, в которой работают люди из разных стран или даже с разных континентов. В таких случаях тимбилдинг точно позволит им взаимодействовать и коммуницировать эффективнее. Это положительно повлияет на скорость решения рабочих вопросов, движения бизнес-процессов, принятия решений и, конечно, получения результатов.

Опыт моей компании

В офлайне

Сотрудники физических филиалов Visotsky Consulting каждый год устраивают тимбилдинг. Как правило, это поездки в горы, которые объединяют команду достижением общей цели.

Также есть классические корпоративы, предполагающие застолье. Но оно само не является ключевым моментом мероприятия. У корпоративов всегда есть тематика: сказочные герои, бал-маскарад. Обязательно, чтобы все сотрудники посетили мероприятие и подготовились к нему. На новогоднем корпоративе раскрываются итоги игры «Тайный Санта», а также выдаются благодарности сотрудникам, внёсшим особый вклад в развитие подразделения.

Что касается застолья, алкоголь разрешён, но это не крепкие напитки: шампанское, вино. Корпоратив проходит по заранее разработанной программе, есть ведущий, конкурсы. Сотрудники обязательно выходят на улицу, чтобы запустить небесные фонарики или шары, зажечь бенгальские огни. В 11 часов вечера корпоратив заканчивается. Если кто-то хочет неформально провести время с коллегами дальше, то руководство здесь не принимает участия, компания этого не оплачивает.

Но вообще тимбилдинг лучше приурочить не к какому-то празднику, а важному событию в жизни компании. Например, перевыполнение количественных показателей, конец отчётного года, победа подразделения в общей игре сети.

В онлайне

70% моей компании работает удалённо, а потому сплочение команды важно ещё больше. Поделюсь опытом, как мы это реализуем в онлайн-подразделениях.

У нас есть спринт-игра по доходу для всей сети. Подразделение, перевыполнившее норму по доходу на больший процент, получает денежный приз. Они могут потратить его на развитие или развлечения.

Также проводятся онлайн-тимбилдинги. Группа сотрудников из разных департаментов или отделов создаёт конференцию в Zoom, и все играют, например, в Alias («Объясни слово»), «Две правды и одна ложь», «Кто я?» и другое. Это позволяет сотрудникам на удалёнке переключиться и лучше узнать друг друга. Кроме того, хороши для командообразования и онлайн-квесты.

Вывод

Перед тем как делать тимбилдинг для компании, подумайте, на самом ли деле вследствие предлагаемой игры, занятия или развлечения ваши сотрудники узнают друг друга лучше. Я видел тимбилдинги, на которых люди просто напивались. Если человек употребляет алкоголь, то становится сам не свой, ни о какой настоящей коммуникации речи здесь уже не идёт.

Мне нравятся варианты с посещениями верёвочного парка, походами в лес или в горы, пейнтболом, те варианты, где есть преодоления или нужно прикладывать усилия, есть активность. Я считаю, что тимбилдинг — классный инструмент, особенно когда команда становится большой и вам нужно добиться эффективного взаимодействия. Можно делать тимбилдинги между руководителями или подразделениями компании, это вдохновляет! Однако пользуйтесь этим инструментом разумно. В маленькой компании лучше прокачивать цели и вдохновлять сотрудников.

— Александр Высоцкий для MadCats

11
6 комментариев

Отдача от тимбилдингов очень низкая. Ожидания, что кто-то там подружится и наладит неформальный рабочий процесс, это самообман. И всегда будет 10-15% сотрудников, которым коллективные мероприятия вне офиса не нужны совсем.

Ответить

10-15%? Вы здорово занизили цифру.

Ответить

Тимбилдинг нужен однозначно. Коллектив становится более сплоченным и открытым, что немаловажно

Ответить