Франшиза в страховании и обман ожиданий. Разбираемся, почему клиент не получил выплаты

Разбирая материал одного клиента, пострадавшего от страховой компании, наткнулся на очередную уловку, которая, впрочем, используется на рынке давно и некоторые уже могли попасться на эту удочку. Дабы сэкономить ваше время (прочитал более 90 страниц текста), решил прокачать вашу юридическую самооборону, разбором маленького нюанса, который стоил потребителю 4800 рублей и большого разочарования в страховке.

1. Шиза? Нет, франшиза!

Довгань. Для многих франшиза - именно этот парень с паштета.
Довгань. Для многих франшиза - именно этот парень с паштета.

Чтобы не путаться в понятии "франшиза", сразу скажем, что оно имеет два разных значения. Франшиза "Довгань" в 90-ые годы означала возможность прилепить на свой товар уже раскрученный бренд (канула в Лету в 1998 году).

А вот страховщики придумали свою франшизу, в российском законе о страховании она появилась в 2013 году и означает часть убытков, которые не подлежат возмещению. Франшиза моментально прилетела в договоры КАСКО. Многие компании предлагали не выплачивать деньги клиенту, если повреждение небольшое. Таким образом снижалось число случаев обращений к страховщику с малозначительным ущербом (мелкие царапины и потертости). КАСКО тоже стоило дешевле, что любителям парковаться во дворе стоэтажки вполне подходило.Но со временем франшиза заползла глубоко внутрь договора.

2. Франшиза в страховании

В нашем случае человек застраховался в компании Манго 23 ноября.

«Манго Страхование» — российская технологичная страховая с лицензией Банка России. Она входит в состав «Альфа-Групп» вместе с «Альфа-Банком», «Перекрёстком» и другими известными компаниями.

По условиям сделки в случае болезни страховая выплачивает 800 рублей в день за потерю трудоспособности. Клиент умудрился заболеть через 2 дня после покупки полиса и пробыл на больничном 8 дней. Конечно, он рассчитывал на обещанные 800 рублей в сутки, но получил отказ. Почему? Потому что франшиза. Страховка начинает действовать только на 4 день. Клиент просил не учитывать "франшизные" два дня, оплатить остаток (6 дней), но поддержка страховой была неумолима. В данном случае компания защитила себя от тех клиентов, кто сначала почувствовал признаки недомогания, а потом оформил страховку, поставив барьер.

С больными вообще надо построже
С больными вообще надо построже

Что нужно было сделать застрахованному? Чтобы получить выплаты, нужно было дождаться, когда пройдет франшиза и только потом обратиться к врачу. Страховка, кстати, оформлялась через интернет, поэтому мы можем посмотреть, как она продается.

Скажу честно, я рассчитывал увидеть махровые козни продажников, клиент ведь утверждал, что сделал все быстро, знал, что ему нужно (продукт), зашел на сайт и оформил. В условия не вникал (а надо было, как оказалось, читать весь сайт).

Если пролистать 4 экрана вниз, то информация о франшизе есть. Даже не ожидал от страховой компании такой честности.

Франшиза в страховании и обман ожиданий. Разбираемся, почему клиент не получил выплаты

Впрочем, нашему клиенту это не помогло, он водитель и в такие тонкости не погружался. Ведь на сайте компании можно сразу приступить к оформлению страховки, не читая текст ниже.

Шаг 1. 
Шаг 1. 

Кнопка ведет к экрану с тарифами

Шаг 2.
Шаг 2.

Здесь уже ничего нет о франшизе №1. Как, еще одна франшиза? Да, вы просили - мы сделали. Вот она: "оплачивается со второго дня".

Это, кстати, не самые плохие условия. В Сбер Страхе не оплачивается 6 дней болезни. Удобно, да? Учитывая, что даже "омикрон" проходит на седьмой день. Впрочем у Сбера эта информация выдается не сразу, а только при /предъявлении паспорта/ нажатии на значок "вопрос".

Болейте долго, чтобы получить выплаты
Болейте долго, чтобы получить выплаты

Вот такая милая франшиза от тех, кому в подкорку записывают миссию "все для клиента". Если не полениться, можно найти ценности Сбера, вот они.

Один раз поболеете - больше не захотите. С нашими-то выплатами
Один раз поболеете - больше не захотите. С нашими-то выплатами

Ну и возвращаясь к условиям страхования в Манго. Не мог не заскринить дальнейший клиентский путь при покупке через интернет с тонким троллингом клиентов. Для тех, у кого не такое хорошее зрение, показал стрелочкой, куда должен зайти клиент, чтобы почитать ДЛИННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ.

Есть длинный документ? А если найду?
Есть длинный документ? А если найду?

Длинный, но мелкий. Увеличим.

Франшиза в страховании и обман ожиданий. Разбираемся, почему клиент не получил выплаты

Думаете это договор? Не угадали. Это только часть важной информации. Важной для страховой, чтобы потом разделать клиента в суде, потому что, судя по ДЛИННОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ДОКУМЕНТУ, его (клиента) обо всем проинформировали. И о франшизах тоже. И обратите внимание на гиковский термин иншуринг. Розенталь перевернулся.

Лучше бы я прочитал очерки Василия Чумандрина. Длинный юридический документ оказался еще и скучным
Лучше бы я прочитал очерки Василия Чумандрина. Длинный юридический документ оказался еще и скучным

Юрист курильщика освоит этот текст минут за 15. Юристу здорового человека понадобится часа два, ибо документ содержит ссылку... на некие Правила страхования № 003/СЛ. На 35 листах мелким шрифтом. Самое интересное, что в них ни слова о франшизе. Но зато есть другое интересное место на 14 странице.

7.6. Размер страховой выплаты при наступлении страхового случая по риску «Временная утрата трудоспособности» определяется в размере 1/30 от страховой суммы, определенной в Договоре страхования (в том числе с учетом лимита (максимальной выплаты)), за каждый день непрерывной нетрудоспособности, начиная с 15-го по 105-й день непрерывной нетрудоспособности по каждому страховому случаю, если Договором не предусмотрено иное.

Выплата с 15-го дня? Условие явно не такое радужное, как на скриншоте выше, где обещали выплату со второго дня. Да и страховая сумма нигде не указана. И что такое Договор - найти не удалось, но это точно не синоним Правил страхования. Длинный юридический, правила и сайт живут разными жизнями.

Зато на сайте есть и другие полезные неожиданности. Например ушедшая в подвальчик информация о том, что последствия от вакцины оплачиваться не будут, как и плановая госпитализация.

Особенно радует, что такие вещи можно узнать только в личном кабинете после покупки страховки.
Особенно радует, что такие вещи можно узнать только в личном кабинете после покупки страховки.

На этом все. Ставьте лайк, жмите колокольчики, не забывайте выключать газ и кормить кота.

9
8 комментариев