SEO в 2022 году

Помните раньше были рынки (толкучки, базарчики)? Куда они делись?

Торговля стала более цивилизованной, культурной, комфортной. Появилось больше доверия к продавцам, а товар стал качественнее. Изменилась сама среда, ось координат сдвинулась и вышла на другой уровень. Маркетплейсы - яркое явление, которое стало заменой тесным рынкам.

Подходишь к первой лавочке на рынке в 8:00, выбираешь, узнаешь цену. Говоришь: "я ещё вернусь к вам", и идешь изучать аналогичные товары к другой лавке. Спустя 2 часа возвращаешься, встаешь ещё раз на картонку, меряешь перед зеркалом, покупаешь. На часах уже 14:00, в лучшем случае. Сколько времени уйдет на те же операции в маркетплейсе? Минут 20-25, сидя за ноутом.

Маркетплейс в 90е
Маркетплейс в 90е

К чему это я? Очевидно, что в 2022г торговля официально перешла в онлайн. Если до этого были ещё сомнения, сравнения, недоверие к онлайну, то ковид стал катализатором и ускорил реакцию во много раз. Я не говорю, что сегодня % сбыта товаров онлайн превышает офлайн. Речь не про статистику, а про изменение в сознании покупателей. "Купить онлайн", "заказать в интернете" — фразы совершенно не вызывающие опаски и недоверия. Ковид - является тем самым изменением в сознании покупателей, скептическое отношение к интернет-магазинам сходит на нет.

При чем здесь SEO (которое хоронят)?

Онлайн среда - зеркалит офлайн. Сайт - это магазин, дизайн - его интерьер, текст - продавцы, фото товаров - витрина, покупатели - трафик. Совокупность этих факторов дает кумулятивный эффект в виде конверсии (покупок). В книге Тинькова, Олег описывал как он (естественно самый первый :)) применял рекламу, открывая магазины электроники. Рекламный баннер гласил — Техника - недорого" (или приблизительно так). Этого было достаточно, чтобы люди шли и покупали.

Внешние ссылки офлайн магазина со своими анкорами и ключевыми вхождениями

Точно так же, в 2008 году можно было купить ссылок в SAPE, и твой сайт устремлялся в ТОП 10 поисковиков. Сейчас такое УТП выглядит забавно. Изменилась и очень сильно раздробилась аудитория покупателей. Чем ближе к 2022, тем больше ниш и выше конкуренция. Если раньше у нас было Avito, (и ещё slando, кто помнит), Из рук в руки и другие доски объявлений по всему, то сейчас движемся в сторону узконаправленных сервисов. Помните "прогон по каталогам"? Сейчас он тоже есть, только каталоги уже более серьезные и развитые. Ключевая разница в том, что раньше это было ради ссылки, а теперь для дополнительных заказов и трафика. Плавно подводим к SEO. Его значимость заметно просела. Маркетплейсы, агрегаторы, сервисы от крупных игроков плотно обосновались на рынке и продолжают расширять влияние.

Какие тенденции сейчас (на мой взгляд):

  • SEO стало понятнее. Большинство SEO задач можно увидеть на сайте. Ключевым остается поведенческий фактор, на который влияет юзабилити (удобство), которое в свою очередь можно улучшить при помощи визуальной доработки дизайн блоков. "Прогон по каталогам" - превратился в планомерное развитие аккаунтов на Яндекс/Google бизнес, маркетплейсах, агрегаторах, сервисах. Чем более полную информацию мы предоставляем там, тем больше вероятность перехода на наш сайт, а любая активность на сайте - это поведенческий фактор. Конечно, внутренняя оптимизация (title, descripton, код и т.д.) никуда не делись. Но если брать среднестатистический современный сайт, внутри уже учтены большинство из требований SEO настройки, существует минимальный набор необходимых модулей и возможность поставить дополнительные, а код в целом аккуратен и без проблем индексируется поисковиками. Правила базовой оптимизации стали более понятны не только владельцам, но и разработчикам сайтов.
  • Появилось больше альтернативы. Владелец бизнеса может развивать свой собственный сайт, а может аккаунт в маркетплейсах, где есть свое SEO и своя реклама. Там, кстати, правила игры более честные, всем доступен один и тот же инструментарий в рамках одной системы. В отличии от поисковиков, работающих с внешними факторами, которые создаем мы сами (накрутка ПФ, новые версии кода, новые устройства, сателиты и т.д.) и на основе этого выкатывают новые алгоритмы и фильтры. Это как сравнить работу большого ТЦ со своими отделами и отдельно стоящие магазинчики, от мала до велика. Поэтому с маркетплейсами лучше не бороться, а сотрудничать, используя в качестве дополнительного инструмента продаж.
  • Более требовательный подход к исполнителям. Очень важно видеть бизнес. Сегодня - это главная задача для SEO специалиста. В случае невозможности или нецелесообразности SEO продвижения, уметь предложить альтернативу. Будь то контекстная реклама, SMM и т.д.
  • Не обманывать систему, а думать о пользователях. Все поисковики стремятся дать самую актуальную информацию/предложение. Эта задача является ключевой и никогда не менялась. Не так давно, Яндекс улучшил метрику и теперь показывает все посещения, сделанные роботами, то есть процент серого/черного SEO в разрешенных тематиках стремится к нулю. Вместо того, чтобы искать уязвимости системы, рекомендую потратить силы на более детальную работу с сайтом (здесь я солидарен с «мемной» рекомендацией Яндекса «Продолжайте работать над сайтом»). Проводя параллели с реальным магазином — проще принимать решения.
  • Искусственный интеллект и самообучаемость. Не сегодня. На практике, все эти слова ещё очень далеки от идеала. Системы и сейчас пропускают фейковые отзывы (хотя вероятность существенно снизилась), показывают в выдаче мусорные статьи по 5-7к символов + список + заголовки + топорно вписанные ключевые слова и т.д. Тенденция к улучшению есть, но ИИ - пока не то на что нужно ориентироваться в SEO. Рекламные ролики от Yandex прекрасны и глядя на них кажется будто поисковики уже заранее знают, что мы хотим найти. Но это не так. К примеру, запрос "купить самый дешевый виски jameson 0,7 в ижевске". При таком запросе - в идеале нужно выбрать только магазин из вариантов с самой низкой ценой, а всё что дороже - показывать в самом низу. По факту - этого нет, более того, выдача никак не ранжирует сайты по цене. Другой вопрос - насколько это нужно самой системе? Данная дилемма тянет на отдельную статью. Но с точки зрения пользователя - такая выдача усложняет поиск. Вполне вероятно, с текущими темпами развития, ситуация с ИИ может кардинально поменяться в ближайшие 2-3 года.

Можешь за 1 минуту сказать, как продвинуть сайт? Как бы ответили 10 лет назад?

  • Собираем семантику (можно и без этого);
  • Оптимизируем сайт (заголовки, тексты, кабинеты вебмастера);
  • Ждем 2-3 недели, если сайт вылез в ТОП - то PROFIT, если нет идем дальше;
  • Покупаем арендные ссылки на запросы со 2-3 страниц;
  • Ждем 2-3 недели;
  • PROFIT.

Добавьте по желанию "прогон по каталогам", внутреннюю перелинковку по какой-нибудь хитрой схеме, скрытый SEO текст (клоакинг) и т.д.

Как ответят в 2022г

  • Собираем семантику – обязательно;
  • Анализируем конкурентов – обязательно;
  • Подбираем список профильных площадок в продвигаемой нише (например, для медицинских сайтов это DocDoc, Yandex Услуги, Yandex-Здоровье, НаПоправку и другие);
  • Полноценно заполняем карточки в Yandex и Google Бизнес, с фото и видео контентом;
  • Оптимизируем сайт (заголовки, техническая оптимизация);
  • Прорабатываем семантическую релевантность каждой страницы;
  • Продумываем текстовое наполнение - делаем его полезным;
  • Улучшаем поведенческие факторы, работаем с юзабилити и конверсией: тестируем УТП, квизы, обратные звонки, онлайн-консультантов;
  • Покупаем статьи на профильных сайтах;
  • Анализируем динамику, есть результат – PROFIT, нет результата возвращаемся на пункт 6.

Процесс вроде бы усложнился, но по факту, в него просто вклинились другие площадки, которые нельзя игнорировать. Также ужесточились требования со стороны поисковых систем – алгоритмы ранжирования контента на сайте теперь работают намного умнее и точнее, согласно пользовательским запросам. Кстати, не исключаю, что и Яндекс в 2022 году выкатит что-то похожее на E-A-T и Y-M-Y-L, как это сделал в свое время Google.

*на момент публикации статьи Yandex уже это сделал (https://www.seonews.ru/events/yandeks-rasskazal-pro-novye-signaly-kachestva-dlya-kommercheskikh-saytov-i-resursov-ymyl-tematiki/)

Резюмируя

Слово "Оптимизация/Optimization" не просто так присутствует в аббревиатуре SEO. Оптимизировать – значит максимизировать выгодные характеристики чего-либо. Выгодными, в нашем случае, являются актуальные метрики поисковых систем. Они, как известно, с каждым годом меняются. Отсюда и похороны каждый год :). В 2022 как никогда актуален здравый смысл.

  • Думать о пользователях.
  • Сравнивать сайт с реальным магазином.
  • Не упираться в один инструмент продвижения.
  • Понимать бизнес-процессы.
  • Знать и активно использовать альтернативы.

Благодарю за то, что ознакомились с моей точкой зрения. Надеюсь вы узнали что-то новое. Успехов в бизнесе в 2022 году!

Автор статьи: Дядюков Дмитрий

Корректировка и дополнение: Маргарита Белоусова

Команда toptop.guru

22
4 комментария

Я бы сделала уточнение в заголовке, что это SEO под Яндекс.

1
Ответить

Под Яндекс-2018. Да и не SEO, а доклад на конференции для инвесторов.

1
Ответить

...а может аккаунт в маркетплейсах, где есть свое SEO и своя реклама. Там, кстати, правила игры более честные, всем доступен один и тот же инструментарий в рамках одной системы

Вот это утверждение спорным получилось. Правила там такие же честные, как и в классическом SEO. На WB, например, можно крутить, выкупать, прогонять статы, фильтры разгонять. Кто-то боится, а кто-то делает. Как и в органике, где есть черное и белое.

В SEO при этом белым методами продвигаться можно, и я за такие методы топлю сам. На маркетплейсах почти невозможно стартануть без подпитики.

Ответить

Я соглашусь. Вопрос тянет на отдельную статью. Спорное утверждение, но пока мне видится именно так.

Ответить