Карьера менеджера: от продавца автомобилей до управления IT компанией

Карьера менеджера: от продавца автомобилей до управления IT компанией

Тема не зря взята из названия книги знаменитого директора концерна Ford, а, впоследствии, и Chrysler Ли Якокка, ведь начинал я свою карьеру тоже в автобизнесе. Я поделюсь своей историей профессионального роста до управляющего партнера достаточно крупной IT компании и буду рад, если мой путь кому-то поможет или кого-то вдохновит.

Для начала представлюсь: меня зовут Кучер Антон, мне 36 лет и я уже 8 лет в IT, но я не технический специалист, а скорее специалист в управлении и продажах, т.к. этим занимаюсь уже почти 15 лет.

Я учился в университете на кафедре “Менеджмент фирмы”, где мы изучали основы маркетинга, менеджмента фирмы, экономики, бухгалтерии и другие предметы, которые были косвенно связаны с этой тематикой. К сожалению в начале 2000-х даже у преподавателей было достаточно общее представление о менеджменте и маркетинге и тем более у них не было практического опыта применения этих знаний.

На последнем курсе университета в качестве практики я устроился продавцом автомобилей в автосалон Skoda, где впоследствии и проработал более 3-х лет. Это была отличная школа продаж, т.к. люди подходят к покупке машины максимально осознанно и в этом бизнесе все принципы продаж отработаны на высоком уровне, как и в недвижимости, например. За эти 3 года моего опыта не осталось клиентов, которые могли прийти в салон и рассказать мне что-то о продаваемой мной марке, чего я не знал или задать такой вопрос, на который я бы не знал ответа. Я чувствовал себя экспертом и работал в команде других хороших менеджеров, у которых многому научился. Надо сказать, что этот бренд по продажам в то время был в нашей стране (Молдова) на втором месте по продажам, и уступал только более дешевой народной Dacia. Хотя если считать по прибыли от продаж, то я почти уверен, что наш бренд был наиболее прибыльным в стране. Тут, конечно, профессионализм менеджеров по продажам был не единственным фактором, влияющим на продажи, но и, определенно, играл не последнюю роль.

Работа менеджером в автосалоне мне многое дала: меня главный бухгалтер с юридическим образованием хорошо научил составлять договора, директор давал большую свободу по самому процессу продажи автомобилей. Менеджеры сами заказывали автомобили на заводе, договаривались с перевозчиком, принимали автомобили, делали предпродажную подготовку, проводили тест-драйвы, общались с кредитными и страховыми компаниями, готовили документы, отгружали машины клиентам, помогали ставить на учет, а потом помогали клиентам и с послепродажным обслуживанием. В общем, покрывали полный цикл продаж.

И тут случился первый в моей жизни финансовый кризис конца 2008-го года, когда я задумался над тем, что автомобильная сфера не лучший выбор для моей карьеры. Дело в том, что от этого кризиса, в первую очередь, пострадали продажи предметов роскоши, автомобилей и недвижимости. Наши продажи, а, значит, и заработные платы, напрямую зависели от спроса на местном рынке и мы ничего не могли поделать с тем, что поток заходов клиентов в автосалоны резко упал. Но на тот момент я еще не знал, что может быть иначе и принимал ситуацию как она есть. Оставалось затянуть пояса и ждать лучших времен.

От кризиса меня отвлекло новое назначение - я стал директором автосалона по продаже автомобилей с пробегом в рамках того же концерна. По началу, новая должность была мне очень интересна, т.к. я впервые столкнулся с бюджетированием, планированием маркетинговых кампаний, участвовал в стратегических совещаниях с высшим руководством и т.д. Тем не менее, через пару лет ответственность за продвижение точки продаж и низкий спрос на местном рынке, который очень долго восстанавливался после кризиса, привели к тому, что я постоянно переживал за продажи и по ночам думал о том, как привести на площадку клиентов. Это давило на меня и, когда компания решила оптимизировать свои площадки и часть из них закрыть из-за низкого спроса, я понял, что надо что-то менять.

Психологически было очень сложно решиться уйти с работы в одном из крупнейших концернов в нашей стране. Казалось, что за пределами этой компании ничего хорошего нет, а тут все знакомые лица и такая понятная и престижная работа с автомобилями. Мне предлагали другие должности в других отделах концерна, но я решил отказаться. После небольшого отпуска, я разослал CV и с первого же 5-ти минутного собеседования меня пригласили в качестве коммерческого директора в IT компанию, в которой я работаю по сей день. Владелец бизнеса тогда хотел отойти от операционного управления компанией, поэтому достаточно быстро из коммерческого директора с ответственностью только за отдел продаж и маркетинга я стал исполнительным директором, отвечающим за все направления деятельности компании. Надо сказать, что владелец компании стал моим ментором в сфере IT и управления фирмы и значительно повлиял на мой профессиональный и личностный рост.

Во время, когда я пришел, компанию лихорадило из-за того, что она переходила от состояния небольшой фирмы в 20-30 человек, которая полностью зависела от своего руководителя в состояние более крупного и осознанного бизнеса (сейчас это около 100 сотрудников) с поставленными процессами работы, которые не должны были прекратиться, если руководитель взял отпуск или уехал в командировку. Мне и предстояло помочь в осуществлении этого перехода, упорядочить все процессы в компании с учетом видения ее владельца. Впереди были несколько непростых лет по систематизации работы каждой должности. За это время удалось вывести компанию в прогнозируемую ежемесячную прибыль с постоянной тенденцией роста. Значительно снизилась текучка кадров и количество недовольных клиентов. Мне удалось развить направление веб разработки, выйти на европейский рынок и сформировать базу лояльных клиентов, которые разрабатывали с нами сложные продукты, потом становились на ежемесячное сопровождение, а, в дальнейшем, мы для них организовывали выделенные команды специалистов. За это время репутация компании значительно улучшилась, а владелец компании предложил мне стать управляющим партнером с процентом от бизнеса. Теперь я самостоятельно руковожу и развиваю компанию, которая ежемесячно приносит прибыль мне и ее владельцу.

В последние годы у меня появилась возможность развивать с партнером новые стартапы, а также уделить время направлениям, которые мне лично интересны: онлайн маркетинг и менеджмент проектов. По менеджменту проектов я даже записал курс на Udemy, который ежемесячно просматривают до 100 студентов. Я это делаю не только потому что мне нравится преподавать или потому что это приносит какой-то доход, но и в качестве своей социальной нагрузки. Думаю, что я должен поделиться знаниями и помочь другим также, как когда-то помогли мне и эта мысль меня греет. С той же целью я описал вам свой карьерный путь. Если это было кому-то интересно или, может, кто-то узнал себя в моем профессиональном пути - пишите, я буду рад пообщаться с единомышленниками.

1 комментарий

Отличные курсы как стать профессиональным покупателем IT бизнеса.
Аналогов еще не встречал, а цена очень доступная.
https://edu.itbb.ru/courses/professional-business-buyer

Ответить