Как IT-юристу заработать на искусстве? Кейс Эрмитажа

Наверняка вы в курсе, что Санкт-Петербургский Эрмитаж оцифровал произведения великих художников, выставил их на продажу и неплохо на этом заработал. А вы задумывались кто, кроме музея, «поднял денег» на этой сделке?

Как IT-юристу заработать на искусстве? Кейс Эрмитажа

Или какие юридические инструменты использовали представители Эрмитажа? В какой стране и по какому праву продавали токенезированные мировые шедевры?

Когда я читаю новости про NFT, то не верю в удачу авторов и их обогащение от собственной гениальности. Давайте вместе поищем ту «серую лошадку», которая помогла музею обогатиться.

Итак, Государственный Эрмитаж сделал важный шаг в музейное будущее, выставив на продажу цифровые произведения из лимитированной коллекции, созданной с использованием технологии NFT. Полотна Леонардо да Винчи, Винсента Ван Гога, Василия Кандинского, Джорджоне и Клода Моне — Эрмитаж включил в коллекцию самые популярные картины. Аукцион открылся 31 августа и продлился до 7 сентября.

Как IT-юристу заработать на искусстве? Кейс Эрмитажа

Шедевры мирового изобразительного искусства разлетелись как горячие пирожки. Самым дорогим стал NFT с «Мадонной Литта» Леонардо да Винчи — он продан за 11 024 527 руб.

Юридические особенности продажи NFT на примере Эрмитажа

Так как Эрмитаж является федеральным государственным бюджетным учреждением, привлечение подрядчиков осуществлялось на конкурсной основе (Закон 223-ФЗ).

Для токенизации Государственный Эрмитаж использовал процедуру закупки у единственного поставщика — это сократило время на приобретение продукции. Такое решение Эрмитаж объяснил так:

у подрядчика должно быть наличие специального оборудования, а также квалификация на блокчейн платформах

Еще одно требование — верифицированный счет на платформе Binance. Именно там планировалась первоначальная реализация объектов интеллектуальной деятельности в рамках премиальных аукционов.

Итак, Эрмитаж выбрал одного из подрядчиков своим Агентом и потребовал от него:

  • создать высококачественные цифровые копии Произведений искусства («Первичные цифровые копии»);
  • используя Первичные цифровые копии, создать четкие репродукции Произведений искусства на физическом носителе (например, бумаге) («Репродукции»);
  • обеспечить условия для нанесения на каждой репродукции надписи Генерального директора Пиотровского М. Б. Требовалось поставить подпись, дату и время подписания, а также номер копии и общего числа копий в лимитированной серии;
  • изготовить цифровые копии репродукций с надписями Генерального директора («Вторичные цифровые копии»);
  • облечь Вторичные цифровые копии в форму NFT – конечный результат интеллектуальной деятельности (РИД);
  • уничтожить Первичные цифровые копии, Репродукции и Вторичные цифровые копии;
  • реализовать NFT на Маркетплейсе;
  • перечислить на счет Эрмитажа средства в российских рублях, полученные от реализации NFT. После удержания комиссии, конечно же.

В качестве вознаграждения Агенту Эрмитаж установил цену 1 млн рублей. Мало? Читайте дальше👇

Кому интересен договор Эрмитажа с Агентом, велком изучать!

Что такое Токен с юридической точки зрения?

Как IT-юристу заработать на искусстве? Кейс Эрмитажа

Сейчас пока единой системы классификации токенов не существует. Какие-то шаги в этом направлении предпринимает американская комиссия по ценным бумагам и биржам и швейцарская службя по надзору за финансовыми рынками (FINMA).

Они делят токены на три категории:

Инвестиционные (Security) — похожи на ценные бумаги. Вы покупаете их, ждете и они вырастают (или падают) в цене.

Служебные (Utility) токены — дают доступ к услугам проекта. Они не предназначены для инвестиций.

Платежные (Real Cryptocurrencies) — их еще называют «истинной» криптовалютой. Эти токены имеют собственный блокчейн и выступают в качестве средства платежа. Бывают взаимозаменяемые (их можно обменять на равноценные) и невзаимозаменяемые (определяют уникальность владения). NFT относится как раз к такому виду токенов.

Маркетплейсы NFT принимают в оплату либо классическую криптовалюту, либо стейблкойны.

Стейблкойны – это цифровые активы-имитаторы курса фиатных валют (доллары, евро). С помощью стейблкоинов трейдеры мира могут быстро и дешево переводить активы в любую точку планеты.

Центральный эмитент (или банк) хранит определенную сумму в резервной валюте и выпускает пропорциональное количество токенов. К примеру, эмитент может иметь один миллион долларов и распределить его по одному доллару на каждый из миллиона токенов. Благодаря этому пользователи в любое время могут обменять свои криптовалюты на токены, стоимость которых эквивалентна доллару США.

Российское законодательство в этой сфере сильно отстает от зарубежного. Наш закон определяет только инвестиционные токены (ФЗ «О цифровых финансовых активах»).

Получается, что токены, связанные с предметами искусства, не регулируются законом о ЦФА. Таким образом, что такое токен — это просто имущество, нематериальный актив.

Вернемся к нашему Музею👇

Мы поняли, что по Закону о ЦФА оплата товаров и услуг криптовалютой на территории России запрещена. Что делает Агент Эрмитажа?

Как IT-юристу заработать на искусстве? Кейс Эрмитажа

Законодательство Швейцарии по криптовалютному регулированию является одним из самых продвинутых в мире. На законодательном уровне установлены процедуры токенизации, ICO и тд. Более 15 банков работают с блокчейн проектами. В Швейцарии даже коммуналку биткоинами оплачивать можно, не говоря уже о покупке NFT шедевров мирового искусства👍

Уход музея в иностранную юрисдикцию был совершен через заключение субагентского договора со швейцарским исполнителем, которому было уступлено право на продажу токенов Эрмитажа.

И вот уже Швейцарский агент разместил токены на сингапурской бирже Binance.

Продажа

Теперь давайте рассмотрим сделку по покупке токена. Что приобретает покупатель?

Мы уже разобрались с тем, что токены Эрмитажа — это имущество, поэтому оно приобретается по договорам купли-продажи.

Но интерес потребителя не в покупке токена, а в получении прав на РИД — цифровую картину Эрмитажа. Права на объекты интеллектуальной деятельности приобретаются по лицензионным договорам (если они неисключительные) или по договору отчуждения исключительных прав как в случае кейса Эрмитажа. То есть, к купле-продаже токена плюсуем договор отчуждения исключительных прав и вуаля! Вы получили кусочек шедевра мировой культуры!

А тем временем после успешного аукциона на Binance Государственный музей Эрмитаж решил повысить ставки Агента, заключив новый договор с единственным поставщиком.

Как Эрмитаж мотивировал заключение договора?

Предметом договора является реализация NFT, которые Агент уже выпустил со своего верифицированного счета на цифровой платформе (блокчейн) в рамках агентского договора от 23 июля 2021г. № 223ЕП/ 0721/99 в рамках аукциона «Мой токен хранится в Эрмитаже», который проводился с «31» августа 2021г. по «07» сентября 2021г.

Средства за реализацию указанных NFT поступят исключительно на счет создателя NFT, с которого они были выпущены, т.е. на счет Агента. Поскольку счет содержит как персональные данные Агента, так и его собственные цифровые активы, то возможность передать ключ от верифицированного счета Агента третьему лицу отсутствует. Вносить изменения в историю NFT на цифровых платформах (блокчейн) невозможно.

Получается, что за те же услуги Эрмитаж щедро устанавливает вознаграждение еще в 15 млн рублей.

При этом общая сумма, вырученная от продажи Токенов составила 444,5 тыс. BUSD (чуть больше 33 млн рублей).

Не будем считать чужие деньги, а вспомним о сделках на Binance.

Как IT-юристу заработать на искусстве? Кейс Эрмитажа

Права на цифровую версию «Юдифи» Джорджоне или «Куста сирени» Винсента Ван Гога перешли покупателю.

Как вывести с биржи прибыль?

Итак, швейцарский агент получил стейблкоины по сделкам с токенами Эрмитажа. Затем он конвертировал деньги в фиат и перечислил российскому агенту, прикрепив отчет субагента о выполненном поручении. Российский агент получил деньги на валютный счет, удержал из них свою комиссию (так же, как и швейцарский агент) конвертировал в рубли и перечислил Эрмитажу.

В итоге музей не нарушил ни одну норму российского законодательства, получил прибыль в рублях и даже заплатил с нее налоги.

Круто? Изящно? Я тоже так могу🤫 А вы?

66
1 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить