Как мессенджер «ТамТам» стал мемом Рунета
Мы решили разобрать историю со вбросом прошлой недели, который звучал так: «Я вот ТамТам и ICQ использую и ни на что не жалуюсь…». Восстановили хронологию событий с помощью сервиса мониторинга «Крибрум», и вот что получилось.
Посев - Утро 17 апреля
Первый комментарий был опубликован к посту паблика DTF во «Вконтакте». Позже он был удалён из ветки, но скрин остался и разошелся по Рунету.
Боты и вирусный эффект - День 17 апреля
К полудню тема ещё не взлетела, во «Вконтакте» и в «Твиттере» на двоих было 8 публикаций комментария. Ситуация изменилась после того, как паблик «Сталингулаг» (203k подписчиков) опубликовал пост, который подхватили во «Вконтакте». Примерно за час количество дублей комментария выросло до 90, а к концу дня 17 апреля — до 260.
Комментарий стал копипастой: львиную долю сообщений распространили сами пользователи, тролля «кремлеботов», «ТамТам», ICQ и всю сложившуюся ситуацию. Часть комментариев сеяли через ботов - с некоторых аккаунтов опубликовано по 20-30 дублей комментария к сообщениям, где обсуждалась блокировка Телеграма. Правда, были ли это те же боты, которые помогли Трампу победить на выборах - вряд ли...
Новый виток - 19 апреля
Пост Ильи Варламова в «Твиттере» спровоцировал новую волну распространения комментария. К концу 19 апреля количество дублей перевалило за 700.
Телеграм-канал «Беспощадный пиарщик» обратился к владельцам мессенджера «ТамТам» Mail.ru Group с призывом остановиться, намекая на причастность к посеву. Но, кажется, в Mail действительно не знали, что происходит. Во всяком случае, подконтрольный им Вконтакте блокировал подозрительные аккаунты, с которых распространялся комментарий про «ТамТам» и ICQ.
Позже «Дождь» опубликовал комментарий генерального директора Mail.ru Group, который призвал не связывать продвижение «ТамТам» с блокировкой Телеграм.
Что происходило накануне посева?
В начале апреля мессенджер «ТамТам» начали рекламировать некоторые каналы Телеграма. 13 апреля реклама появилась в печатных выпусках «Ведомостей», «Коммерсанта» и «Делового Петербурга». Позже уже в деловых онлайн СМИ одна за одной начали выходить новости, позиционирующие «ТамТам» как альтернативу Телеграму. Так широкая аудитория в России узнала, что «ТамТам» это не только музыкальный инструмент, но ещё и мессенджер. Количество недельных запросов словосочетания “мессенджер тамтам” в Яндексе выросло до 1316 запросов, в 13 раз относительно марта 2017.
Но распространение комментариев про «ТамТам» и ICQ вряд ли часть кампании по продвижению мессенджера или работа «кремлеботов». Скорее наоборот, спланированная анти-кампания, набравшая вирусный эффект и сделавшая «ТамТам» мемом Рунета.
Как отличить вброс от естественного инфоповода
Единый источник контента - мало оригинальных сообщений
У естественного инфоповода обычно несколько свидетелей или участников. Поэтому сообщения, которые появляются в СМИ, отличаются друг от друга и принадлежат разным людям. Со вбросом всё наоброт - мало оригиналов и много дублей, опубликованных от имени ботов.
Растянутая во времени «колбаса» перепоста и комментирования
Естественное событие провоцирует одновременное появление новостей в СМИ и социальных сетях. Вброс обычно растянут во времени, одинаковые сообщения публикуются несколько дней и подогреваюи интерес к теме.
Нет крупных центров на первом этапе
Естественное событие изначально освещают крупные СМИ и блоггеры. Первоначальные участники вброса – «спящие» аккаунты и мелкие блоггеры. Серьёзные медиа вступают в игру позже, после того, как вброс наберет обороты в социальных сетях.
Как Ашманов и партнеры пытается протолкнуть говняный мем о говняном месенджере.
- Вот так
Хороший мем, только сейчас о нём услышал
Комментарий удален модератором