Как из подкаста сделать перфоманс: история команды ТАСС

Привет! Мы — «Толк.Education». Запускаем образовательные продукты про подкастинг по любви. Например, курс о том, как запустить подкаст с нуля за 3 недели и не только. Мы решили начать цикл статей о работах наших выпускников. Ведь они точно знают, как построить здоровые отношения с любимым делом и запустить классный проект.

Это — первая статья из цикла. Здесь мы познакомим вас с кейсом продюсерки и команды подкаста ТАСС «Город грешников». Если честно, то мы тихо восхищаемся его масштабом и крутостью реализации. Ребята придумали формат аудиоперфомансов, обернули его на литературный лад и добавили атмосферу нуара.

<i>Проект в подборке от Apple Podcasts</i>
Проект в подборке от Apple Podcasts

А еще в этом подкасте совмещены нереальный саунд-дизайн, продуманная до мелочей сценарная работа, комментарии экспертов и джингл от АИГЕЛ.

В кейсе рассказываем, как возникла идея создать аудиоперфоманс по мотивам классических произведений, почему выбрали Федора Михайловича Достоевского и как команда подружилась с АИГЕЛ.

Чем примечателен аудиоперфоманс и почему «Город грешников» — крутой подкаст

Я обожаю эксперименты с форматами, смешение жанров, проникновение разных видов искусства друг в друга. И очень классно, что сейчас есть такой мотив переосмысления классики.

Помните, как у футуристов: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности?» Похоже, что нынешняя современность и Пушкина, и Толстого, и Достоевского на пароход берёт. И делает с ними…аудиоперформанс!

Я нырнула в «Город грешников» с первых звуков и вынырнула спустя пять часов, когда послушала все 6 эпизодов. Если бы мы говорили о звуке на языке визуала, то этот проект для меня — очень тонко собранный коллаж.

Как слушатель, я не понимала, как меня так увлекают и куда ведут, а с профессиональной точки зрения я слышала, как ребята искали новый язык, как это сложно и круто сделано.

Евгения Кирпичникова,

креативная директорка студии подкастов ТОЛК

Внутренняя кухня от Дарьи Дониной, продюсера подкаста

Подкаст ТАСС «Город грешников» приурочен к 200-летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Каждый из шести выпусков — это своеобразный аудиоперформанс, написанный по мотивам самых известных произведений писателя: «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Записки из подполья», «Братья Карамазовы», «Игрок».

В жанре аудиоэссе слушатель узнает о темных сторонах героев произведений писателя. Персонажей подкаста озвучили актеры театра и кино. Также в эпизодах звучат комментарии литературоведов, психологов, наркологов, адвокатов и других. Джингл для проекта написала группа АИГЕЛ. А за музыкальное оформление эпизодов отвечал композитор Тема Боронин.

Подкаст, придуманный за полтора года и реализованный за три месяца

Отдел подкастов появился в редакции лишь в мае 2019 года и долгое время состоял из одного человека.

Первый год стал годом экспериментов и творческих поисков. У нас было два подкаста — «По карману» (мы рассказывали в коротком формате про финансовую грамотность в обычной жизнии) «Тактус» (подкаст о классической музыке для тех, кто в ней не разбирается).

Потом я поняла, что хочется больше экспериментов, более крупных форматов. Так появились подкасты «Куинджи охрип» и «Семейный подряд». Их мы делали вместе с подрядчиками и сотрудниками ТАССа.

А вот подкасты «Переговоров не будет» и «Город грешников» придумались спонтанно во время разговора с отделом спецпроектов в формате «А давайте попробуем сделать что-то вместе». Но тогда мы еще не знали, во что переродится наша изначальная задумка…

Маргарита Девяткина, глава отдела подкастов

Идея: от диагноза до греха

Будучи частью редакции сайта информационного агентства, а не коммерческим продакшеном, и спецпроекты, и подкасты в выборе тем ориентируются на повестку, если даже не актуальную, то хотя бы ретроспективную. Здесь могут быть годовщины исторических событий, юбилеи деятелей науки, культуры, политики. Инфоповод для этого подкаста мы обнаружили в планах редакции более, чем за год до даты предполагаемого релиза — в ноябре 2021 года исполнялось 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского.

Быстро стало понятно, что писать очередной разбор произведений, даже с самыми пикантными подробностями биографии очень и очень скучно. Так пришла идея попробовать подкаст. Сначала подумали было разобрать героев Достоевского с психиатрами. Но от такой формулировки все же решили отказаться — ставить диагнозы по аудио не более гуманно, чем по фото. Но одно дело диагнозы, а другое дело — пороки.

Грехи, ну или просто маленькие прегрешения. Благо у персонажей Достоевского этого «добра» навалом: чревоугодие, похоть, гнев, гордыня, страсть, жадность, азарт и игромания. Каждый второй — насильник, каждый третий — убийца. Люди любят подкасты в жанре тру-крайм, так почему бы нам не сделать тру-панишмент?

Формат: от аудиокниги до перформанса

Но на этом споры не кончились: степень художественности подкаста еще предстояло определить. Марго и ее напарник, будущий режиссер и сценарист этого подкаста Глеб Силко, мыслили больше в сторону аудиоспектакля, а мы с ребятами из спецпроектов переживали, что получится кустарно и нелепо. Отдельный вопрос — а какие книги брать, а каких героев? Каждый выпуск будет посвящен герою или книге или вовсе — отдельному пороку?

При участии редакторов отдела спецпроектов сценарист Глеб Силко написал пул сценариев. В основе каждого из шести эпизодов был нетривиальный сеттинг: герой «Записок из подполья» рассказывал свою историю психиатру в больнице, герой «Бесов» — священнику на исповеди, вся семейка Карамазовых предстала перед судом, а собеседницей Настасьи Филипповны из «Идиота» оказалась сама смерть. Часть героев были вымышленными, их задача была вести и модерировать разговор между героями, направлять их рассказы о себе в нужное русло, а вот реплики персонажей Достоевского — это компиляции на основе авторского текста.

Довольно страшно было переписывать и компилировать оригинальный текст Достоевского (а что люди скажут?). Поэтому концепты первых выпусков были довольно консервативными и близкими к тексту, но чем дальше, тем больше мы (ну как мы, в основном Глеб) экспериментировали с сеттингом.

Ксения Безвиконная,

редактор подкаста

Чем более художественными выходили сценарии, тем страшнее было приступать к реализации — ни своими силами, ни силами двух-трех толковых дикторов такое не вытянуть, нужны артисты. Артисты, свободные в ближайший месяц и готовые сотрудничать с нами, с учетом весьма умеренных редакционных бюджетов. На этом этапе подключились наши продюсеры Габриэла Чалабова, Костя Крашенинников и я как человек, у которого автоматически включается азартный режим при словах «ой, а как бы нам найти выход на … (вставить ФИО»).

Суммарно мы связались по меньшей мере с 30 актерами театра и кино, а в голове и в чате и вовсе перебрали всех, от самых «звездных» до студентов театральных вузов. На этом пути нас ждало немало взлетов и падений, смеха сквозь слезы, неадеквата и отказов в последний момент при уже забронированной и оплаченной студии. Записывали все эпизоды мы на внешней площадке, студии звукозаписи Resonant arts. В итоге наш каст выглядел так: Юрий Стоянов, Мириам Сехон, Даниил Спиваковский, Сергей Гилев, Дмитрий Чеботарев, Елизавета Климова, Никита Кологривый, Владислав Копп, Рамаз Чиаурели, Алена Кахута, Елена Старостина, а также радиоведущий Олег Булгак. Пользуясь случаем кланяюсь в ноги каждому.

Все записывались сольно, диалоги составлялись уже на монтаже. Но каждый вел себя по-своему: Стоянову нужна была публика вокруг во время записи, а Копп заперся один на один с микрофоном и не произнеся ни одного лишнего слова отработал всех своих персонажей — мы могли только наблюдать за ним на экране в монтажной.

От перформанса — к аудиоэссе

В какой-то момент показалось, что актеры в проекте настолько самодостаточны, они настолько заполняют собой эфир, что в подкасте не остается место для экспертных комментариев. Что ж, гулять так гулять, аудиоперформанс так аудиоперформанс!

И тут к нам присоединилась редактор Даша Назарова, и уже по ходу монтажа подкаста нашла экспертов, среди которых такие разнокалиберные комментаторы как психолог, нарколог, философ, адвокат, специалист по гендерной истории и литературовед. Для нас большая честь, что в проекте звучит голос одного из самых известных сегодня филологов, достоеведа Игоря Волгина и целого ряда других знатоков. Так аудиоперформанс превратился в синтетический жанр, который мы назвали аудиоэссе.

А теперь все то же самое под музыку

Надо отдать должное: о музыкальном оформлении мы задумались заблаговременно. Еще на старте проекта нам меньше всего хотелось, чтобы это все воспринималось как аудиокнига. Нам хотелось избежать викторианских скрипочек, и каких-то а-ля классических музыкальных подложек, которые ассоциируются с этим историческим периодом. Хотелось напротив, чтоб Достоевский зазвучал по-другому.

Искали референсы в саундтреках сериалов и современной электронике, фантазировали, мол, а вот бы нам музыку написали ребята из Shortparis или там АИГЕЛ. И тут наша SMM-редактор Даша Калинина сказала: «Так, дайте мне немного времени, у меня есть одна идея». Я не знаю, что именно она сделала, как мы ни пытали — не колется, но АИГЕЛ приняли наше предложение и вскоре прислали несколько драфтов по звучанию для джингла. Восторгу нашему и так не было предела, а когда Айгель Гайсина написала текст, мы вообще потеряли рассудок, насколько это было в кассу к «нашему» Достоевскому:

“Твоя жизнь изжита, твоя кровь излита

И обжора-Нева на сегодня сыта

Ни Христа, ни черта, но не плачь, сирота,

Мир спасет красота

Мир спасет красота

Что же рая калитка всегда заперта?

Ходят слухи - за ней нет вообще пустота,

А как изысканны ада резные врата...

Мир спасет красота

Мир спасет красота”.

Не джинглом единым

Планка была задана высокая. Подкаст предстояло атмосферно озвучить не только в начале, но и по ходу всех шести эпизодов. Договоренность с первым композитором слетела в последний момент и работу подхватил музыкант Тема Боронин. Суммарно на шесть эпизодов он предложил нам 18 музыкальных тем.

<i>Записываем и сразу влюбляемся</i>
Записываем и сразу влюбляемся

Первые эскизы мы довольно детально обсуждали, но чем дальше, тем более интуитивно Тема считывал, что нам нужно. Описали музыку для «Игрока» как «тяжелый люкс» — получили вполне себе саундтрек для Бонда. Обозначили как «крипово, галлюциногенно, потом взрыв» — и вуаля, у нас триллер «из подполья». Весь саундтрек к подкасту теперь хотим собрать и выложить отдельным плейлистом на стриминговых платформах.

За саунд-дизайн и весь монтаж подкаста отвечал Федя Балашов.

Нам нужно было найти не просто звукорежиссера и даже не саунд-дизайнера, а человека, который смог бы буквально рисовать звуком. Дело в том, что помимо иллюстративных звучков, появляющихся по ходу повествования, для перформанса мы придумали новый структурный элемент, который я называю «лайв-экшен сцены».

Это кино в звуке. Когда полноценная игровая сцена воссоздается не только артистами, отыгрывающими реплики, но и формируется фоновое окружение, озвучиваются действия, шуршания, направления движения.

И Федя блестяще справился со своей задачей. Он не только понял и реализовал все мои хотелки, но и сам предлагал приемы, которые можно было бы применить для лучшего воплощения режиссерского замысла.

Глеб Силко,

режиссер и сценарист подкаста

Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества (с)

Эту знаменитую цитату американского астронавта Нила Армстронга, впервые ступившего на поверхность Луны, в данном случае предлагается читать с некоторой долей иронии.

Аудиоперформанс — вероятно, не тот жанр, которого люди ждут от ТАСС, государственного информационного агентства. Сайт ТАСС нередко позволяет себе эксперименты в digital. Так появились многие онлайн-спецпроекты (например, «Меркатор. О дивный плоский мир», «Круги Данте», «Леонов, твой выход»,«От перемены мест» и др.).

Плюс, за последние годы мы становились призерами всевозможных российских и международных конкурсов на стыке медиа, сторителлинга, инфографики, дизайна, среди них победы на SND Best of Digital Design, Red Dot Award, European Digital Media Awards, International Design Awards. Так что на визуальном поприще мы с коллегами уже давно освоились. Рады, что удалось расширить границы жанра и в аудиоформате.

До нас проектов такого масштаба и уровня проработки, близкого к созданию независимых киносериалов, на российском рынке подкастов не было.

Очевидно, что в итоге ренессанс радиотеатра в формате аудиосериалов и перформансов в подкастинге скоро начнется и найдет свою аудиторию. Считаем, что это важный шаг для всего рынка — сделать такой проект и показать, как можно его реализовать качественно и круто.

Глеб Силко,

режиссер и сценарист подкаста

Планы на будущее

Теперь с легкой руки АИГЕЛ, наш маленький подкастерский чат называется «ни Христа, ни черта продакшн». Шутки шутками, а мы надеемся, что это не последний проект, который мы делаем в таком составе. И конечно, мы рады, что проект был услышан и отмечен руководством и в кругу коллег-подкастеров. Мы получили немало комплиментов и очень этим воодушевлены.

Команда подкаста

Сценарист и режиссер: Глеб Силко.

Звукорежиссер и саунддизайнер: Федор Балашов.

Редакторы: Ксения Безвиконная, Дмитрий Кальченко.

Продюсеры: Дарья Донина, Константин Крашенниников, Габриэла Чалабова.

SMM-редакторы: Дарья Калинина, Евгения Нарушева.

Авторы обложек: Василина Баженова, Анастасия Зотова, Ольга Ивакова.

Куратор проекта: Маргарита Девяткина.

Композитор: Тема Боронин.

Заглавная песня: группа АИГЕЛ.

Бюджет: уложились в сумму до 1 млн рублей, учитывая, что над проектом по большей части работали штатные сотрудники ТАСС.

Сроки запуска: конец августа-начало декабря 2021.

Продвижение: по классике мы подавали заявки на фичеринг Apple и Яндекс, договорились с Apple о промо общего канала ТАСС, написали в тематические подкаст-каналы. Из чуть менее очевидного, попытались под предлогом 200-летия писателя постучаться в тематические заведения: музеи, библиотеку, книжный клуб, подготовили афиши с QR-кодом.

<i>Афиша для офлайн-промо в библиотеках и других культурных заведений, связанных с Достоевским</i>
Афиша для офлайн-промо в библиотеках и других культурных заведений, связанных с Достоевским

Рынок подкастинга в России меняется и приобретает новые формы. Это помогает нашим студентам, выпускникам тестить что-то новое и не бояться совмещать несколько форматов. Самая помогающая и опорная часть здесь — это обратная связь от слушателей.

Поддержать авторов «Город грешников» и поставить оценку проекту можно по этой ссылке.

Обнимаем, ваш ТОЛК. Education.

66
1 комментарий

Джингл от АИГЕЛ🔥🔥🔥

1
Ответить