«Воздержусь, чтобы меня не посадили и вас не закрыли»: что говорят предприниматели в России на фоне «операции» в Украине

Основатели малого и среднего бизнеса готовятся к росту цен на сырьё и логистику и боятся, что аккаунты компаний заблокируют в магазинах приложений.

Кирилл Николаев

основатель HR-стартапа «Подбор»

В краткосрочной перспективе значительного влияния от санкций и колебаний курса я не жду — разве что долларовые расходы возрастут. Про средний и долгий срок сказать сложно: мы не знаем ни планов российского правительства, ни тем более планов по санкциям со стороны США и ЕС. Если, например, рубль продолжит падать, то зарплаты, а соответственно и стоимость разработки, повысятся. Это если говорить о расходной части.

С доходами всё менее очевидно: я не прогнозирую снижения выручки и уверен, что мы найдем новые возможности расти даже в такой тяжелой ситуации.

Конечно, никто не был к такому готов — как минимум морально. Но паниковать мы не собираемся и пока никаких особых действий не предпринимаем. Как показала практика 2014 года и начала пандемии в 2020-х, излишняя тревога ни к чему хорошему не приводит.

Прошлый год мы закончили с хорошей прибылью, у нас есть стратегический партнёр в лице стаффинговой компании ANCOR и финансовая подушка безопасности. Возможно, большее внимание мы будем уделять валютным доходам.

В нашем портфеле есть небольшая доля клиентов из Украины, которых нам не хотелось бы терять. Но по независящим от нас причинам это, наверное, неизбежно. Хочется верить, что в конечном счёте все стороны сядут за стол переговоров и решат вопросы дипломатическим путем. Да, негативных последствий Россия не избежит, но появится больше определённости.

Борис Голиков

сооснователь сервисов Lite, Butler и Pump

Происходящее — настоящий шок. Лично я не рассматривал такое развитие событий даже в самом плохом своём сценарии. Так что ситуация кажется мало предсказуемой, а влияние на все бизнесы в любом случае будет ощутимое, если не сказать грандиозное.

Планы пока никак не корректируем — продолжаем работать. Будем смотреть на сколько хватит резервов ЦБ для сдерживания курса и что произойдёт, когда его «отпустят».

Опасаемся, что аккаунты русских компаний заблокируют в магазинах приложений, с чем однажды столкнулись белорусские разработчики. Поэтому рассматриваем возможность в будущем полноценно работать через сайт — без мобильных приложений. Правда, пока к такому переходу мы не готовы.

Александр Блохин
сооснователь магазина одежды «Кофтёныши»

О влиянии санкций говорить пока рано. Поверхностно кажется, что это очень далеко и нас это не коснётся — в отличие от снижения курса рубля. Мы производим одежду из российской и турецкой ткани, и отечественная тоже делается из иностранного сырья. Поэтому цена на неё и на фурнитуру привязана к курсу валюты. Все остальные составляющие — пошив, общефабричные расходы, реклама — к курсу валюты не привязаны.

Но наше преимущество в том, что шьём мы в России, так что стоимость сырья составляет лишь 20% от общей суммы изделия. Если детский комбинезон стоит 1200 рублей, а курс повышается с 80 до 100 рублей, цена на материалы поднимается с 240 рублей до 300 рублей, нам достаточно увеличить стоимость комбинезона с 1200 рублей до 1260 рублей, чтобы компенсировать разницу.

Мы уже сегодня, 24 февраля, разместили на сайт объявление, что с 1 марта весь наш ассортимент подорожает на 30-100 рублей. Дополнительно отправим рассылку «старым» покупателям — с предупреждением о повышении цен.

Я как предприниматель готов к любым форс-мажорам, ведь сама суть этой работы — что-то предпринимать в ответ на обстоятельства.

5% — это не много. Нас скорее пугает, что валютная составляющая есть почти по всех товарах и абсолютно всё подорожает. В итоге покупательная способность снизится и спрос на товары не первой необходимости упадёт.

Ситуация так быстро меняется, что сложно прогнозировать, что будет завтра. Поэтому предсказывать позитивные или негативные исходы мы не будем. Пока работаем в прежнем режиме и продолжаем радовать детей нашей одеждой с ушками, лапками и хвостиками.

Андрей Бузина

основатель креативного агентства «Сметана» и идеолог «Доброшрифта»

Останавливаться мы не планируем и продолжим запускать новые глобальные продукты, чтобы сотрудничать с разумным креативным миром. Санкции и колебания курса на нас не отразятся. У нас много бизнес-направлений, да и креатив будет востребован всегда — а сейчас тем более. И у нас есть для этого всё: и сильная команда, и опыт запуска масштабных «вирусных» проектов с ощутимым социальным влиянием.

Александр Ларьяновский
управляющий партнёр в школе английского языка Skyeng

Пока что бизнес работает в штатном режиме, запасы ликвидности у нас большие. Прогнозировать любые варианты будущего — это упражнение на тренировку фантазии. Но мы внимательно наблюдаем за развитием событий — как и все остальные.

Роман Горбачёв
основатель дизайн-студии «Логомашина»

Любой бизнес, как мне кажется, должен быть готов к чему угодно — к пандемии, закрытиям, запретительным мерам, отключениям онлайн-сервисов, росту цен на рекламу. Такова его суть: ты всегда в зоне риска и в неопределённости. И в кризисных ситуациях у тебя вряд ли найдутся отложенные на чёрный день средства — все деньги чаще всего в обороте.

Так что будем следить за изменениями и пытаться на них реагировать, как и всегда. Пока ожидаем, что покупательская способность упадёт и что придётся выбирать: либо повышать цены на услуги в расчёте на тех, кто и так платил больше, либо понижать, чтобы не потерять действующих клиентов.

С зарубежными заказчиками теперь будем ещё активнее налаживать связи. В конце концов многие из них понимают, что мы всего лишь бизнес и причин испытывать к нам негатив у них нет. И надеемся, не будет.

Больше всего пока боимся, что России устроят цифровую блокаду: отключат от международной системы платежей SWIFT, аннулируют старые визы и перестанут выдавать новые, заблокируют Instagram, Facebook и YouTube. Такой сценарий — самый сложный для бизнеса, ведь всё придётся отстраивать с нуля.

Но надеемся на лучшее: что международные переводы никуда не денутся, как и наши основные инструменты продвижения — соцсети. Не хотелось бы терять наработки по аудитории и компетенциям.

Анастасия Татулова
основательница кафе «Андерсон» в своём Telegram-канале

Дорогие предприниматели, к сожалению, нам всем надо приготовиться к страшенному росту цен на сырьё, материалы и логистику. И в связи с этим и к исчезновению большого количества продуктов и росту цен на всё. Я уже пошла готовиться. И вам то же самое предлагаю сделать.

Михаил Танский
сооснователь Huntflow

Я думаю, сохранить рентабельность будет даже сложнее, чем в пандемийный 2020-й год. Однако Huntflow — это b2b-сервис, а значит, важнее то, что будет происходить с другими компаниями в России и СНГ. Пока ничего значимо не изменилось. Но и времени прошло мало, мы внимательно наблюдаем и за ситуацией у наших действующих клиентов, и у потенциальных.

Планировать пока что-то сложно. Наём мы не приостановили, немного пересмотрели приоритеты в продуктовом плане на этот год, но стратегию не изменили и будем её придерживаться.

В целом, к такому быть готовым невозможно. Я сегодня прервал отпуск и возвращаюсь в команду. А так — сформированная структура и налаженные процессы внутри компании позволяют не делать резких движений. Это первый год в жизни Huntflow, когда мы перешли к квартальным и годовым планам — и в маркетинге, и в продукте, и в операционке. И эти планы не поменялись.

Доля клиентов за пределами СНГ у нас сейчас не очень большая, но и для них ничего не должно измениться, а сопутствующие операционные вопросы коллеги сейчас прорабатывают. Ну а чего я жду в худшем случае — я, наверное, воздержусь от ответа, чтобы меня не посадили, а вас не закрыли.

Курс доллара к рублю с 01:00 24 февраля 
Курс доллара к рублю с 01:00 24 февраля 

Мы опросили ещё 38 представителей малого и среднего бизнеса, но они либо проигнорировали запрос, либо отказались от комментариев.

Поделиться своими переживаниями, прогнозами или методами защиты можно в комментариях.

6969
114 комментария

"Если детский комбинезон стоит 1200 рублей, а курс повышается с 80 до 100 рублей, цена на материалы поднимается с 240 рублей до 300 рублей, нам достаточно увеличить стоимость комбинезона с 1200 рублей до 1260 рублей, чтобы компенсировать разницу."

А то, что в целом товары дорожают и той же швее не хватит прежнего дохода на реализацию потребностей - это ничего? За курсом доллара подтянутся так или иначе все товары или услуги, вопрос, будут ли у бизнеса деньги на то, чтобы поднять за этим зарплату.

101
Ответить

Да и в целом это не так работает что к чистой себестоимости добавилось 60₽ и ты просто к розничной цене добавляешь 60₽, так как рентабельность это процентное соотношение

33
Ответить

Меня удивили больше не слова, а то что вообще у кофтёныша пошли мнения спросить. Где мнение владельца ларьков с мандаринами?

12
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

на ряд товаров спрос может вообще радикально сократиться, вплоть до 0.
У потребителя элементарно не хватит средств на покупку по новой цене. Поскольку дорожает все, потребительские приоритеты будут пересматриваться.

2
Ответить

Об этом есть в продолжении комментария, если что.

Вы всё верно пишете, разумеется, и бензин подорожает, и упаковка и всё дальше по цепочке. Для комментария упростил ответ. Скорее, этот комментарий в противопоставление тем товарам, которые полностью импортируются в страну, а не производятся тут.

1
Ответить

будут ли у бизнеса деньги на то, чтобы поднять за этим зарплату.будет ли у бизнеса мотивация в виде конкуренции за рабочую силу, чтобы понять зарплату.

Ответить