Alexander Shpilka
3 124
Блоги

Стартап путь: От идеи к 100 платящим клиентам за 4 месяца. (День 1-10)

Мой подлинный и прозрачный путь к запуску проекта с нуля и привлечению первых 100 платящих клиентов. Я не собираюсь драматизировать свой успех или скрывать неудачи. Я просто буду документировать все действия в надежде, что хоть кому-то это будет интересно и полезно читать.

Поделиться

В избранное

В избранном

Это стартовая точка нашего знакомства и я хочу рассказать почему решил делиться процессом запуска этого проекта:

  • В западном мире все четче вырисовывается тенденция строить бизнес “в открытую”, делясь всеми успехами, неудачами и цифрами. Так уже делают:

    @levelsio, @marckohlbrugge, @joelgascoigne, @AndreyAzimov, Groove Blog .

    Как по мне, это очень здорово! Они дарят вдохновение и ценные знания тысячам людей, мотивируя их заниматься любимым делом. А самое главное, они доказывают, что упорным, постоянным трудом можно добиться успеха независимо от точки старта. В странах СНГ таких примеров очень мало. Мало предпринимателей (я не знаю ни одного в ИТ-сфере), которые были бы настолько открыты и прозрачны в своем бизнесе. Так почему бы не задать этот тренд и у нас? Ведь подобного контента в русскоязычном интернете практически нет, а его ведь так интересно читать.

  • Не буду скрывать, что этот блог является для меня одним из маркетинговых инструментов. Любому проекту на первых этапах очень важна начальная аудитория. Мне кажется, что делится процессом разработки - это лучший способ рассказать о своем проекте и получить первых клиентов.

  • Свежий взгляд со стороны очень помогает направить развитие проекта в нужное русло. А сотни таких “взглядов” явно будут полезны для построения качественного продукта.

Почему Вам может быть интересно наблюдать за мной?

  • За последние 5 лет я запустил около 10 проектов (учитывая только те, которые принесли хоть какие-то деньги). 8 из них уже закрыты и, пока что, только один стал действительно успешным. Хотя я еще и не могу назвать себя фаундером всемирно известного “единорога”, но какой-никакой опыт уже имеется. И я собираюсь максимально делиться этим опытом.

  • Если вы предприниматель (возможно будущий) - это Ваш шанс учиться на моих ошибках и успехах. Уникальная возможность получить целостную картину как запускать интернет проекты с нуля, шаг за шагом.

  • Если Вы интересуетесь стартапами и интернет бизнесом, то это будет для Вас, как минимум, интересное чтиво.

Почему Вы не должны принимать мои действия и советы как истину в последней инстанции?

  • Я просто чувак с интернета.

Так что за проект?

Мне в голову регулярно приходят разные идеи новых проектов. Каждую из них я записываю в специальную Trello доску и раз в несколько месяцев пересматриваю и сортирую. Идея данного проекта появилась во время чтения книги “Психология влияния” Роберта Чалдини и сразу покорила мой топ.

В книге автор описывает насколько сильно социальные доказательства влияют на наш выбор. Согласно принципу социального доказательства, люди, для того чтобы решить, чему верить и как действовать в данной ситуации, ориентируются на то, чему верят и что делают в аналогичной ситуации другие люди. Автор утверждает, что 95% людей являются по своей природе имитаторами и только 5% — инициаторами, действия других убеждают покупателей больше, чем доказательства, которые мы можем им предложить.

Приведу наглядный пример. Вы решили купить кофе. Перед Вами две практически одинаковые кофейни. Возле первой кофейни выстроилась очередь с нескольких человек, а возле второй - никого. Вполне логично было бы купить кофе во второй кофейне и не ожидать в очереди. Но тут включается принцип социального доказательства и в Вашей голове появляются мысли типа: “Хм, наверное кофе во второй кофейне хуже. Не могут же столько людей ошибаться одновременно. Наверняка они что-то знают.”. В результате, с очень большой вероятностью, Вы станете в очередь как все. И будете наблюдать как новые люди становятся за Вами в то время как во второй кофейне все еще пусто. Удивительно, не так ли?

И тут я подумал: почему бы не перенести эту механику в веб? Сразу вспомнились Booking.com и Hotels.com с их социальными доказательствами типа “Этот номер был забронирован 20 раз за последний час”, “100 людей сейчас просматривают это предложение”, “Кто-то только что забронировал этот номер”. Я продолжил копать и нашел несколько исследований утверждающих, что подобные социальные доказательства поднимают конверсию на 30-200%. Оказалось, что в США даже есть пара «горячих» стартапов которые предоставляют возможность легко интегрировать динамические социальные доказательства на свой сайт. Поиски подобного сервиса для русскоязычной аудитории не увенчались успехом.

Итак, идея состоит в том, чтобы создать и запустить SaaS сервис, который позволит очень просто и быстро интегрировать динамические социальные доказательства на сайт. Приведу пример: у вас есть лендинг для записи на вебинар или тренинг. На лендинге есть форма для захвата лидов. Интегрировав этот сервис, посетители, при заходе не сайт, будут видеть небольшие всплывающие уведомления с социальными доказательствами как показано на изображении ниже:

Пример уведомлений с социальными доказательствами

Я хочу создать сервис, который поможет выстроить доверие между Вами и Вашими клиентами за счет социальных доказательств. Тем самым увеличить их (клиентов) лояльность и конверсию для бизнеса.

Ключевые особенности сервиса, которые я постараюсь воплотить в жизнь:

  • Привлекательные, красивые и, одновременно с этим, ненавязчивые уведомления. Никаких полноэкранных попапов, которые хоть каким-то образом скрывают основной контент сайта.

  • Очень простая интеграция наподобие гугл аналитики. То есть, в большинстве случаев, Вам не понадобится программист.

  • Все уведомления будут верифицированы нами. Владельцы сайта не смогут просто добавить фейковые уведомления и обманывать своих клиентов.

За 4 месяца я постараюсь разработать и запустить этот сервис. Мои оптимистические ожидания:

  • Неделя 1-4: Разработка и запуск MVP

  • Неделя 4-10: Тестирование на первых клиентах, улучшение продукта

  • Неделя 10-16: Привлечение платных пользователей, улучшение продукта, интеграции со сторонними сервисами

Основная цель на этот период - провалидировать идею и получить 100 платящих клиентов (наверно слишком самонадеянно, но нужно ставить перед собой сложные задачи).

Если честно, то я уже прям вижу как через год-два 25% сайтов используют у себя подобные социальные доказательства. А почему бы и нет если это действительно работает? Попробую оседлать тренд в самом его зарождении!

Итоги первой недели

Исследование существующих решений

Первое, с чего я начал, - это исследование конкурентов. На англоязычном рынке есть около 8 сервисов, которые позволяют интегрировать подобные нотификации. Из них 2 однозначных лидера:

  • Useproof.com - запустились около года назад. Зарабатывают порядка $160-200k/месяц с 4000+ платящих клиентов. Были приняты и прошли акселерационную программу в YC W208. Очень простой, красивый и удобный продукт. Хотя с гибкостью и кастомизабельностью у них пока не все хорошо (мне для LiveReacting.com не подошел). Очень грамотно построен маркетинг, начиная от видео интервью с клиентами заканчивая цепочками email писем. Основной канал трафика - платная реклама.

  • Usefomo.com - работают около 2-3 лет. Начали с того, что купили Shopify приложение и переделали его в полноценный сервис. Основатель (https://twitter.com/ryanckulp) очень крутой чувак, настоятельно рекомендую почитать его блог https://www.ryanckulp.com/ .

    На данный момент зарабатывают $95k/месяц и растут на 14% в месяц. С точки зрения продукта - очень гибкий и функциональный, способный удовлетворить любые нужды. Но с дизайном, онбоардингом и удобством интеграции все очень плохо. Очень много функционала и довольно сложно разобраться с чего начать. Но, в конце концов, я все равно интегрировал именно Usefomo из-за его гибкости. Если верить словам основателя, то они вообще не тратят денег на платную рекламу или иные способы покупки клиентов. Их рост полностью органический (в основном за счет сарафанного радио).

Я постараюсь объединить все лучшее из этих сервисов, при этом не повторить их недостатки.

Поиск партнера

На данный момент я уже занимаюсь 2 проектами. Кидать их на самотек и полностью переключаться на новый было бы совсем нелогично. Поэтому я нашел партнера и поделил с ним обязанности и доли в нашем будущем детище. Искать долго не пришлось - один из друзей, который тоже увлекается всей этой “стартаперской темой”, как раз был свободен и присоединился ко мне. Мы, конечно же, обговорили зоны ответственности и обязанности. Закрепив это на бумаге, во избежание возможных проблем, мы приступили к работе.

Выбор названия

У меня никогда не было с этим проблем ибо все предыдущие проекты я начинал сам. Я просто брейнштормил 1-2 часа и выбирал наилучший вариант из придуманных. Обычно мне достаточно просто выписать релевантные слова и попытаться их объединить в что-нибудь созвучное и не занятое, например:

  • LiveReacting.com - сервис для создания интерактивных прямых трансляций. Live - потому что лайвстрим, reacting - потому что трансляции интерактивные.
  • TellClue.com - сервис для сбора фидбека (идеи, пожелания, баги) от юзеров. Tell - переводится как “скажи”, clue - можно перевести как “догадка”/”идея”

Но в этот раз все оказалось намного сложнее. Поскольку сервис будет ориентирован в основном на СНГ, то нужно выбрать название которое одновременно легко произносится , легко пишется и легко запоминается. К тому же нужно выбрать то, что будет нравиться не только мне, но и моему партнеру. Так что вариант “побрейнштормить немного и выбрать наилучшее” не прокатил. Вообщем на протяжении недели мы перечитали кучу статей (раз, два, три) и придумали больше 25 разных названий. Вот мой топ-3: ribbo.io, pluuzo.com, rezonapp.com (кстати, они все еще свободны). Все они хорошо зашли бы на англоязычном рынке, но, как мне кажется, не очень резонируют для СНГ. В конце-концов мы остановились на банальном TellProof.com. Легко запомнить, почитать и написать. Кстати, вот несколько полезных сервисов, которые я использую для поиска доменных имен:

Domainnamesoup.com - генерация рандомных n-буквенных названий и проверка свободные ли они

https://namechk.com/ - проверка доступности имени для разных доменов и соцсетей

https://www.godaddy.com/ - регистрация домена

Начало разработки

Выбор стека технологий для разработки, как по мне, является очень важной составляющей успеха любого ИТ проекта. И здесь я имею в виду не тот случай о котором Вы могли подумать. Типа Вы выбрали не очень удачные технологии и это, когда проект набрал обороты и привлек достаточное количество клиентов, замедляет скорость разработки и масштабирования. Я говорю о случаях, когда Вы заморочились, выбрали технологии Enterprise уровня, с высоким порогом вхождения, потратили уйму времени на изначальную настройку и продумывание тактики масштабирования, а проект не взлетел. Поэтому, для MVP нужно выбирать то, на чем будет быстрее всего запустить первую рабочую версию продукта. Поскольку мы с партнером оба имеем опыт c JS, наш стек выглядит следующим образом:

  • Фронтенд: SPA приложение на Vue, vue-router, vuex + vuepress для статических SEO страниц
  • API сервер: Node.js, Express + mongo
  • Нотификации: Vue

Благодаря такому стеку я смогу взять некоторые куски кода с моих предыдущих проектов и значительно ускорить процесс разработки на начальном этапе. Я имею в виду базовый скелет приложения и общие компоненты вроде авторизации.

Также я сделал простенький лендинг для того, чтобы собирать контакты первых заинтересовавшихся клиентов. Это позволит давать ранний доступ ограниченному количеству людей и продолжать разрабатывать продукт на основе их фидбека.

Лендинг для сбора контактов от первых потенциальных пользователей

Итоги дней 1-10

  • Денег потрачено: $11 на домен
  • Денег заработано: $0
  • Часов работы (на двоих): 65
  • Клиентов: 0

Следующую часть я планирую опубликовать как только наберется достаточно материала (дней 10-15). Вы можете подписаться на телеграм канал или email рассылку на https://alexshpilka.com, чтобы оперативно получать апдейты.

{ "author_name": "Alexander Shpilka", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 26, "likes": 29, "favorites": 80, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "37626", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "create", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]