Стартап путь: От идеи к 100 платящим клиентам за 4 месяца. (День 1-10)

Мой подлинный и прозрачный путь к запуску проекта с нуля и привлечению первых 100 платящих клиентов. Я не собираюсь драматизировать свой успех или скрывать неудачи. Я просто буду документировать все действия в надежде, что хоть кому-то это будет интересно и полезно читать.

Стартап путь: От идеи к 100 платящим клиентам за 4 месяца. (День 1-10)

Это стартовая точка нашего знакомства и я хочу рассказать почему решил делиться процессом запуска этого проекта:

  • В западном мире все четче вырисовывается тенденция строить бизнес “в открытую”, делясь всеми успехами, неудачами и цифрами. Так уже делают:

    @levelsio, @marckohlbrugge, @joelgascoigne, @AndreyAzimov, Groove Blog .

    Как по мне, это очень здорово! Они дарят вдохновение и ценные знания тысячам людей, мотивируя их заниматься любимым делом. А самое главное, они доказывают, что упорным, постоянным трудом можно добиться успеха независимо от точки старта. В странах СНГ таких примеров очень мало. Мало предпринимателей (я не знаю ни одного в ИТ-сфере), которые были бы настолько открыты и прозрачны в своем бизнесе. Так почему бы не задать этот тренд и у нас? Ведь подобного контента в русскоязычном интернете практически нет, а его ведь так интересно читать.

  • Не буду скрывать, что этот блог является для меня одним из маркетинговых инструментов. Любому проекту на первых этапах очень важна начальная аудитория. Мне кажется, что делится процессом разработки - это лучший способ рассказать о своем проекте и получить первых клиентов.

  • Свежий взгляд со стороны очень помогает направить развитие проекта в нужное русло. А сотни таких “взглядов” явно будут полезны для построения качественного продукта.

Почему Вам может быть интересно наблюдать за мной?

  • За последние 5 лет я запустил около 10 проектов (учитывая только те, которые принесли хоть какие-то деньги). 8 из них уже закрыты и, пока что, только один стал действительно успешным. Хотя я еще и не могу назвать себя фаундером всемирно известного “единорога”, но какой-никакой опыт уже имеется. И я собираюсь максимально делиться этим опытом.

  • Если вы предприниматель (возможно будущий) - это Ваш шанс учиться на моих ошибках и успехах. Уникальная возможность получить целостную картину как запускать интернет проекты с нуля, шаг за шагом.

  • Если Вы интересуетесь стартапами и интернет бизнесом, то это будет для Вас, как минимум, интересное чтиво.

Почему Вы не должны принимать мои действия и советы как истину в последней инстанции?

  • Я просто чувак с интернета.

Так что за проект?

Мне в голову регулярно приходят разные идеи новых проектов. Каждую из них я записываю в специальную Trello доску и раз в несколько месяцев пересматриваю и сортирую. Идея данного проекта появилась во время чтения книги “Психология влияния” Роберта Чалдини и сразу покорила мой топ.

В книге автор описывает насколько сильно социальные доказательства влияют на наш выбор. Согласно принципу социального доказательства, люди, для того чтобы решить, чему верить и как действовать в данной ситуации, ориентируются на то, чему верят и что делают в аналогичной ситуации другие люди. Автор утверждает, что 95% людей являются по своей природе имитаторами и только 5% — инициаторами, действия других убеждают покупателей больше, чем доказательства, которые мы можем им предложить.

Приведу наглядный пример. Вы решили купить кофе. Перед Вами две практически одинаковые кофейни. Возле первой кофейни выстроилась очередь с нескольких человек, а возле второй - никого. Вполне логично было бы купить кофе во второй кофейне и не ожидать в очереди. Но тут включается принцип социального доказательства и в Вашей голове появляются мысли типа: “Хм, наверное кофе во второй кофейне хуже. Не могут же столько людей ошибаться одновременно. Наверняка они что-то знают.”. В результате, с очень большой вероятностью, Вы станете в очередь как все. И будете наблюдать как новые люди становятся за Вами в то время как во второй кофейне все еще пусто. Удивительно, не так ли?

И тут я подумал: почему бы не перенести эту механику в веб? Сразу вспомнились Booking.com и Hotels.com с их социальными доказательствами типа “Этот номер был забронирован 20 раз за последний час”, “100 людей сейчас просматривают это предложение”, “Кто-то только что забронировал этот номер”. Я продолжил копать и нашел несколько исследований утверждающих, что подобные социальные доказательства поднимают конверсию на 30-200%. Оказалось, что в США даже есть пара «горячих» стартапов которые предоставляют возможность легко интегрировать динамические социальные доказательства на свой сайт. Поиски подобного сервиса для русскоязычной аудитории не увенчались успехом.

Итак, идея состоит в том, чтобы создать и запустить SaaS сервис, который позволит очень просто и быстро интегрировать динамические социальные доказательства на сайт. Приведу пример: у вас есть лендинг для записи на вебинар или тренинг. На лендинге есть форма для захвата лидов. Интегрировав этот сервис, посетители, при заходе не сайт, будут видеть небольшие всплывающие уведомления с социальными доказательствами как показано на изображении ниже:

Пример уведомлений с социальными доказательствами
Пример уведомлений с социальными доказательствами

Я хочу создать сервис, который поможет выстроить доверие между Вами и Вашими клиентами за счет социальных доказательств. Тем самым увеличить их (клиентов) лояльность и конверсию для бизнеса.

Ключевые особенности сервиса, которые я постараюсь воплотить в жизнь:

  • Привлекательные, красивые и, одновременно с этим, ненавязчивые уведомления. Никаких полноэкранных попапов, которые хоть каким-то образом скрывают основной контент сайта.

  • Очень простая интеграция наподобие гугл аналитики. То есть, в большинстве случаев, Вам не понадобится программист.

  • Все уведомления будут верифицированы нами. Владельцы сайта не смогут просто добавить фейковые уведомления и обманывать своих клиентов.

За 4 месяца я постараюсь разработать и запустить этот сервис. Мои оптимистические ожидания:

  • Неделя 1-4: Разработка и запуск MVP

  • Неделя 4-10: Тестирование на первых клиентах, улучшение продукта

  • Неделя 10-16: Привлечение платных пользователей, улучшение продукта, интеграции со сторонними сервисами

Основная цель на этот период - провалидировать идею и получить 100 платящих клиентов (наверно слишком самонадеянно, но нужно ставить перед собой сложные задачи).

Если честно, то я уже прям вижу как через год-два 25% сайтов используют у себя подобные социальные доказательства. А почему бы и нет если это действительно работает? Попробую оседлать тренд в самом его зарождении!

Итоги первой недели

Исследование существующих решений

Первое, с чего я начал, - это исследование конкурентов. На англоязычном рынке есть около 8 сервисов, которые позволяют интегрировать подобные нотификации. Из них 2 однозначных лидера:

  • Useproof.com - запустились около года назад. Зарабатывают порядка $160-200k/месяц с 4000+ платящих клиентов. Были приняты и прошли акселерационную программу в YC W208. Очень простой, красивый и удобный продукт. Хотя с гибкостью и кастомизабельностью у них пока не все хорошо (мне для LiveReacting.com не подошел). Очень грамотно построен маркетинг, начиная от видео интервью с клиентами заканчивая цепочками email писем. Основной канал трафика - платная реклама.

  • Usefomo.com - работают около 2-3 лет. Начали с того, что купили Shopify приложение и переделали его в полноценный сервис. Основатель (https://twitter.com/ryanckulp) очень крутой чувак, настоятельно рекомендую почитать его блог https://www.ryanckulp.com/ .

    На данный момент зарабатывают $95k/месяц и растут на 14% в месяц. С точки зрения продукта - очень гибкий и функциональный, способный удовлетворить любые нужды. Но с дизайном, онбоардингом и удобством интеграции все очень плохо. Очень много функционала и довольно сложно разобраться с чего начать. Но, в конце концов, я все равно интегрировал именно Usefomo из-за его гибкости. Если верить словам основателя, то они вообще не тратят денег на платную рекламу или иные способы покупки клиентов. Их рост полностью органический (в основном за счет сарафанного радио).

Я постараюсь объединить все лучшее из этих сервисов, при этом не повторить их недостатки.

Поиск партнера

На данный момент я уже занимаюсь 2 проектами. Кидать их на самотек и полностью переключаться на новый было бы совсем нелогично. Поэтому я нашел партнера и поделил с ним обязанности и доли в нашем будущем детище. Искать долго не пришлось - один из друзей, который тоже увлекается всей этой “стартаперской темой”, как раз был свободен и присоединился ко мне. Мы, конечно же, обговорили зоны ответственности и обязанности. Закрепив это на бумаге, во избежание возможных проблем, мы приступили к работе.

Выбор названия

У меня никогда не было с этим проблем ибо все предыдущие проекты я начинал сам. Я просто брейнштормил 1-2 часа и выбирал наилучший вариант из придуманных. Обычно мне достаточно просто выписать релевантные слова и попытаться их объединить в что-нибудь созвучное и не занятое, например:

  • LiveReacting.com - сервис для создания интерактивных прямых трансляций. Live - потому что лайвстрим, reacting - потому что трансляции интерактивные.
  • TellClue.com - сервис для сбора фидбека (идеи, пожелания, баги) от юзеров. Tell - переводится как “скажи”, clue - можно перевести как “догадка”/”идея”

Но в этот раз все оказалось намного сложнее. Поскольку сервис будет ориентирован в основном на СНГ, то нужно выбрать название которое одновременно легко произносится , легко пишется и легко запоминается. К тому же нужно выбрать то, что будет нравиться не только мне, но и моему партнеру. Так что вариант “побрейнштормить немного и выбрать наилучшее” не прокатил. Вообщем на протяжении недели мы перечитали кучу статей (раз, два, три) и придумали больше 25 разных названий. Вот мой топ-3: ribbo.io, pluuzo.com, rezonapp.com (кстати, они все еще свободны). Все они хорошо зашли бы на англоязычном рынке, но, как мне кажется, не очень резонируют для СНГ. В конце-концов мы остановились на банальном TellProof.com. Легко запомнить, почитать и написать. Кстати, вот несколько полезных сервисов, которые я использую для поиска доменных имен:

Domainnamesoup.com - генерация рандомных n-буквенных названий и проверка свободные ли они

https://namechk.com/ - проверка доступности имени для разных доменов и соцсетей

https://www.godaddy.com/ - регистрация домена

Начало разработки

Выбор стека технологий для разработки, как по мне, является очень важной составляющей успеха любого ИТ проекта. И здесь я имею в виду не тот случай о котором Вы могли подумать. Типа Вы выбрали не очень удачные технологии и это, когда проект набрал обороты и привлек достаточное количество клиентов, замедляет скорость разработки и масштабирования. Я говорю о случаях, когда Вы заморочились, выбрали технологии Enterprise уровня, с высоким порогом вхождения, потратили уйму времени на изначальную настройку и продумывание тактики масштабирования, а проект не взлетел. Поэтому, для MVP нужно выбирать то, на чем будет быстрее всего запустить первую рабочую версию продукта. Поскольку мы с партнером оба имеем опыт c JS, наш стек выглядит следующим образом:

  • Фронтенд: SPA приложение на Vue, vue-router, vuex + vuepress для статических SEO страниц
  • API сервер: Node.js, Express + mongo
  • Нотификации: Vue

Благодаря такому стеку я смогу взять некоторые куски кода с моих предыдущих проектов и значительно ускорить процесс разработки на начальном этапе. Я имею в виду базовый скелет приложения и общие компоненты вроде авторизации.

Также я сделал простенький лендинг для того, чтобы собирать контакты первых заинтересовавшихся клиентов. Это позволит давать ранний доступ ограниченному количеству людей и продолжать разрабатывать продукт на основе их фидбека.

Лендинг для сбора контактов от первых потенциальных пользователей
Лендинг для сбора контактов от первых потенциальных пользователей

Итоги дней 1-10

  • Денег потрачено: $11 на домен
  • Денег заработано: $0
  • Часов работы (на двоих): 65
  • Клиентов: 0

Следующую часть я планирую опубликовать как только наберется достаточно материала (дней 10-15). Вы можете подписаться на телеграм канал или email рассылку на https://alexshpilka.com, чтобы оперативно получать апдейты.

2222
25 комментариев

Ну есть нюанс.
Вы говорите что у вас только честные данные будут показываться. Вроде хорошо, но как вы это докажете рядовому пользователю? То есть для посетителя сайта окно всплывающее - это просто окно. Простите, но бренда уровня Гугл или ФБ у вас нет, и доверия к окну такому не больше, чем к любому другому окну.
И второй нюанс - если все же показывать честно, то 95-98% сайтов не купят вашу услугу, потому что у них 1-2 продажи в месяц и что они там покажут? А если у меня на сайте 100+ продаж в день, то я за 200$ закажу кусок кода, который будет отзывы собирать реальные и показывать их на моем сайте. Опять вопрос - и в этой схеме вы зачем?

7
Ответить

Хорошие вопросы, спасибо. Вот мои мысли на этот счет:

1) да, Вы правы. Бренда у нас нет. И какая-то часть пользователей будет относиться с недоверием. Один из возможных путей решения - зарекомендовать себя как лидирующая компания в этой нише с четкой идеологией "не обманывать пользователей". Когда пользователь кликнет на "Подверждено TellProof" он будет переходить на страницу нашего сайта, где предельно ясно сказано, что наша компания делает все для предоставления максимально правдивой и подтвержденной информации. Ясное дело, что мы никогда не станем таким сильным брендом как гугл, но закрепиться в узкой нише "социальных доказательств" вполне реально (мне так кажется)

2) Согласен, тоже думал об этом. Для таких (более мелких) клиентов с 1-2 продажами в месяц никакие уведомления не помогут. Хотя, если честно, я думаю в среднем 10-40 продаж в месяц есть у большинства (если они не продают вертолеты конечно). Но можно же придумать много других типов уведомлений. Например:
- "1298 человек просмотрели этот товар за последний 30 дней"
- "30 человек подписались на Email рассылку за последнюю неделю"
То есть я хочу сказать, что не обязательно показывать уведомления о покупках. Можно показывать абсолютно любую активность пользователя на сайте. Можно подтягивать отзывы с того же гугла и фейсбука.

3) Это вечная дилемма: купить SaaS или сделать in-house. Почему-то на рынке СНГ многие все еще предпочитают делать самостоятельно. Наверное я осветлю эту тему в скудеющей статье. Но если коротко, то если делаете самостоятельно:
- всегда выходит дороже
- всегда выходит дольше
- почти всегда выходит хуже
Когда вы платите за SaaS, то у вас меньше рисков (можно отменить подписку через месяц если тема не зайдет) и вы постоянно получаете обновления и новые фичи. Возможно, в перспективе 2-3 лет SaaS получиться дороже, но это сэкономит вам кучу времени и избавит от проблем.

И еще раз спасибо за коммент, это очень помогает посмотреть на ситуацию со стороны.

2
Ответить

На букинге не хватает уведомление типа "В этом номере нашли 101 клопа". А так не знаю как других, но меня лично бесят эти уведомления. Появляется чувство, что на тебя давят "давай давай не ссы покупай" как на черкизоне, а проверять их подлинность нет ни времени ни желания.

6
Ответить

Понимаю. Мы добавим возможность скрывать эти уведомления раз и навсегда (ну почти). Например если Вы (как пользователь сайта) увидели такое уведомление и скрыли его, то мы не будем показывать Вам никакие уведомления на протяжении 30 - 60 дней.

Ответить

Есть уже такие сервисы, плохо искали=)
Например, https://socproofy.ru

Но, в целом, идея хорошая и есть куда расти. У меня с первого раза не получилось там все сделать, возникли какие то проблемы. Так что есть большие шансы на успех сделать все лучше, чтобы клиент не отваливался.

2
Ответить

О, спасибо!
Изучил я этот сервис. Проблема в том, что там можно добавить только фейковые уведомления. Я считаю, что это большая проблема. Такие сервисы, вместо того чтобы выстраивать доверие между Вами и Вашими клиентами, разрушают его. Это, наверное, менталитет такой в СНГ, но это же неправильно!

Очень надеюсь, что этот сервис не испортит впечетление о социальных доказательствах в рунете. А как только мы запустим свой - быстро его обгоним =)

1
Ответить

Выглядит очень слабо. Тут важно делать упор на маркетинг, на имидж сервиса в глазах потенциального покупателя.

Ответить