Может ли мир отказаться от российской нефти

Так как риторика последних дней переместилась с газа на нефть, полагаю, имеет смысл расставить точки на «i» и показать где популизм, а где реальность. Возможно вы слышали, что законодатели США призвали отказаться от поставок нефти из России.

Если дальше читать лень: это обоюдоострый меч, который ударит и по ЕС, и по США. И найти замену российской нефти в рамках одного года — невозможно.

Представляю вам перевод колонки Бэна Кэхилла, старшего партнера Центра стратегических и международных исследований от 31 января 2022 года с парой комментариев, так как реальность оказалась значительно хуже прогнозов Бэна.

Вопрос 1: Какова роль России на мировом рынке нефти?

Россия является одним из трех крупнейших мировых производителей нефти, наряду с США и Саудовской Аравией, и играет центральную роль в ОПЕК+ (Организация стран-экспортеров нефти и союзных производителей).

В декабре добыча сырой нефти в России составила около 10 млн баррелей в день (б/д), а общее производство жидких углеводородов (включая конденсат, на который не распространяются квоты ОПЕК) — почти 10,9 млн б/д.

В прошлом году Россия экспортировала около 4,3 млн б/д, что соответствует 4,5% мирового спроса, включая 2,6 млн б/д в Европу по трубопроводам и морским путем.

Она также экспортировала в Европу около 1,6 млн б/д продуктов нефтепереработки. По трубопроводу «Дружба» сырье поставляется в Беларусь, Польшу и Германию через северный рукав, и в Словакию, Венгрию и Чехию через южный рукав, проходящий через Украину.

Может ли мир отказаться от российской нефти

В 2021 году Россия также экспортировала около 1,4 млн б/д в Азию по трубопроводной системе Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) и водным транспортом.

Экспорт России в США вырос за последние три года: в первые 10 месяцев 2021 года экспорт сырой нефти и продуктов достиг в среднем 705 тысяч б/д. Американские нефтеперерабатывающие заводы импортируют российскую нефть, включая Urals и ESPO, а также мазут и сырье для смешивания.

В соответствии с соглашением ОПЕК+, Россия должна ежемесячно увеличивать добычу нефти примерно на 100 тысяч б/д, пока в мае 2022 года она не достигнет 10,5 млн б/д, что эквивалентно уровню добычи до COVID-19.

Может ли мир отказаться от российской нефти

Однако, похоже, рост добычи исчерпывает себя.

В декабре страна впервые с весны прошлого года произвела меньше целевого уровня ОПЕК+, и есть сомнения, что Россия сможет увеличить добычу намного больше 10,5 млн б/д.

Февральская аллокация ОПЕК+ составляют 10,23 млн б/д.

Вопрос 2: Как рынок реагирует на напряженность в отношениях между Россией и Украиной?

Перспектива перебоев в поставках, как бы маловероятна она ни была, подогревает бычьи настроения. Восстановление спроса на нефть после COVID-19 оказалось сильнее, чем многие ожидали. Предложение не успевает за ним, поскольку ОПЕК+ всё еще медленно переходит от политики сокращения добычи к увеличению добычи, а американские сланцевые компании продолжают осторожно подходить к расходам.

Рынок сосредоточен на опасениях по поводу низкого уровня свободных мощностей и запасов, а также на снижении инвестиций в мировой нефтегазовой отрасли с 2015 года.

Рынок также находится в состоянии долгосрочного отката, когда цены срочных поставок превышают цены будущих поставок, что указывает на высокий спрос со стороны нефтеперерабатывающих предприятий и стимулирует сокращение запасов.

На прошлой неделе цена на нефть марки Brent превысила $90 за баррель впервые с 2014 года, и многие банки и трейдеры считают, что цены в $100 за баррель не за горами.

ОПЕК+ продолжает не достигать целевых показателей добычи, такие страны, как Нигерия, Ангола и Малайзия, ежемесячно производят меньше запланированных объемов.

Вместо того чтобы ежемесячно добавлять на рынок 400 тысяч баррелей в день, в последнее время ОПЕК+ увеличивала добычу в пределах 250 тысяч баррелей в день.

Рынок обеспокоен тем, что всего несколько стран, включая Россию, имеют свободные мощности, которые могут помочь справиться с дефицитом поставок нефти.

Всегда трудно отделить сигнал от шума в плане геополитического риска на нефтяном рынке. Но после экстремального роста цен на газ и электроэнергию в Европе в последние месяцы и недавних перебоев с поставками нефти в Ливии и Казахстане рынок ожидает дальнейших перебоев в поставках.

Маловероятные события с высоким риском, такие как боевые действия в Украине или санкции против российского экспорта, оказывают чрезмерное влияние на напряженный рынок.

Вопрос 3: Сможет ли нефтяной рынок приспособиться к серьезным перебоям в российском экспорте?

Любой значительный сбой будет иметь серьезные последствия.

Объемы транспортировки нефти через Украину снизились с 585 тысяч баррелей в день в 2009 году до всего 255 тысяч баррелей в день в прошлом году. Были построены несколько новых трубопроводов и обходных трубопроводов, в результате чего риски снижения поставок в будущем оказались снижены.

Однако в случае прекращения поставок по трубопроводу, саботажа или санкций, ограничивающих экспорт, европейским нефтепереработчикам придется искать альтернативу Urals — российскому сорту нефти.

Важное примечание. Нефть нефти рознь.

Если ваш НПЗ работает с Urals, он не может в один день перестроиться и начать работать с WTI.

Есть схожие с Urals сорта вроде Johan Sverdrup, но и даже такие схожие сорта — всё равно что использования бензина в дизельном движке.

Возможно, ближневосточные экспортеры нефти, такие как Саудовская Аравия, Ирак и Кувейт, смогут увеличить экспорт, хотя большая часть их мощностей уже зафрахтована в срочных контрактах. Некоторые нефтеперерабатывающие компании смогут заместить поставки нефти Urals легкой нефтью из Норвегии, США или Западной Африки, возможно, смешивая их с кислой нефтью. Нефтеперерабатывающие предприятия в Азии, ищущие альтернативу смеси ESPO, могут также обратиться к Ближнему Востоку за среднекислой или легкой кислой нефтью.

Но в итоге альтернатив на напряженном рынке мало, и цены пойдут вверх.

Вопрос 4: Рассматриваются ли санкции на экспорт российской нефти?

На брифинге для СМИ на прошлой неделе высокопоставленные чиновники Белого дома предположили, что в случае российского вторжения в Украину «легкие санкции прошлого закончилась, и на этот раз мы введем беспрецедентные санкции».

Тем не менее они сосредоточились на потенциальных санкциях в отношении финансового сектора и экспортном контроле, упомянув искусственный интеллект и квантовые вычисления, а также оборонные и аэрокосмические технологии.

Не исключено, что будущие санкции или меры экспортного контроля могут быть направлены на нефтесервисный сектор России, не позволяя отечественным производителям и их партнерам по совместным предприятиям получить доступ к оборудованию и услугам.

Белый дом также может попытаться заморозить международные активы нефтяных компаний или их руководителей. Однако на данном этапе представляется маловероятным, что санкции будут направлены непосредственно против экспорта сырой нефти или нефтепродуктов, учитывая риски для европейской энергетической безопасности и мировой экономики.

Вместо этого меры, связанные с энергетикой, скорее всего, будут направлены на будущие газовые проекты и долгосрочные инвестиционные приоритеты и области роста. Такая стратегия будет иметь некоторые параллели с последним крупным раундом санкций в отношении финансового сектора и энергетики России в 2014 году, которые были направлены на предотвращение разработки Россией сланцевой нефти, арктических и глубоководных ресурсов.

Вопрос 5: Что могут предпринять Соединенные Штаты в случае крупного перебоя в поставках?

Соединенные Штаты, скорее всего, отреагируют поставками нефти из Стратегического нефтяного резерва (СНР), возможно, в рамках скоординированных экстренных поставок с другими странами.

В ноябре прошлого года администрация Байдена объявила о том, что 50 млн баррелей из СНР будут доступны путем обмена (32 млн баррелей) и ускоренной продажи запасов (18 млн баррелей).

В настоящее время она выпустила почти 40 млн баррелей через декабрьскую продажу и несколько бирж, объявив о последних поставках на прошлой неделе. Объявление о продаже СНР прошлой осенью, вероятно, охладило рынок после стремительного роста цен, но влияние продаж нефти из СНР в будущем не окажет значительного влияния на рынок.

Белый дом, вероятно, продолжит призывать других производителей нефти к максимальному увеличению добычи, включая ОПЕК+.

Однако любые значительные перебои со стороны России подчеркнут необходимость увеличения инвестиций в разведку и добычу в США. Возобновление озабоченности по поводу энергетической безопасности говорит о том, что настало время пересмотреть послание Белого дома, чтобы лучше сбалансировать долгосрочные климатические и энергетические цели с краткосрочными потребностями.

Что было дальше уже стало историей

Цены на нефть достигли максимума с 2014 года и приближаются к историческому максимуму за последние 30 лет.

В попытке экстренно переломить бычий тренд, США предложили Ирану снять санкции в отношении торговли нефтью в рамках урегулирования Ядерной Сделки.

На заседании ОПЕК+, прошедшем 2 марта, страны-участники решили не пересматривать планы. Потому в апреле добывающие страны сделки увеличат добычу, как и планировалось, на 400 тысяч б/д.

США отправили делегацию и в Венесуэлу, чтобы добиться увеличения предложения на рынке нефти в обмен на снятие санкций с Венесуэлы.

Пока ситуация на рынке нефти продолжает стремительно ухудшаться для США и ЕС. Предпосылок тому, что бычий тренд в ближайшее время будет переломлен, нет.

Следующее заседание ОПЕК+ пройдет 31 марта. До этого времени цены на нефть могут попробовать зацепиться за уровень $200 за баррель. Но не будем делать далеко идущих выводов.

Против американского рынка играет и растущая его зависимость от российской нефти.

Может ли мир отказаться от российской нефти

На днях даже Илон Маск признал, что США нужно экстренно увеличивать добычу, чтобы избежать еще большего ускорения инфляции и значительного удорожания топлива. Но, к сожалению для всех участников рынка, «экстренно» выльется в 5-7 лет.

Hate to say it, but we need to increase oil & gas output immediately.

Extraordinary times demand extraordinary measures.

Что будет дальше никто не знает.

Можно лишь сказать, что запрет на покупку российской нефти — обоюдоострый меч, который ударит не только по ЕС, но и по США.

Основные поставщики нефти в ЕС по итогам 2016 года.
Основные поставщики нефти в ЕС по итогам 2016 года.
Список стран - поставщиков нефти в ЕС по итогам 2019 года. Доля России - 26.9 %.
Список стран - поставщиков нефти в ЕС по итогам 2019 года. Доля России - 26.9 %.

Стоимость 1 барреля нефти в рублях приближается к 20 тысячам ₽.

До начала боевых действий в Украине стоимость 1 барреля нефти составляла ~8000 ₽ при курсе обмена 75 ₽ за $1.

В рекордный для нефтяной отрасли 2014 год, стоимость 1 барреля достигала ~4000 ₽.

Подписывайтесь на мой блог здесь на vc.ru или на телеграм канал «Репродуктор Белоусова».

Примерные экстра доходы российского бюджета от повышения цен на нефть и ослабшего курса рубля, зная объемы дневного экспорта, можно прикинуть и без калькулятора.

Предыдущие колонки серии:

Бонус

Инфографика от ТАСС 2014 года с ценами на нефть за 40 лет.

Может ли мир отказаться от российской нефти
8383
472 комментария

Статью не читал после слов - это невозможно.
Очень многие тоже думали, что происходящее сейчас на украина невозможно.

111
Ответить

США и Европа изменят законы экономики, физики и пр. и в один месяц нарастят добычу на 5 млн барр в день? Так что ли?

52
Ответить

Да как уж невозможно. Только за последние 20 лет в мире было около 100 военных конфликтов. Войны не прекращались всю историю человечества, просто они были не у нашего порога

5
Ответить

Комментарий недоступен

26
Ответить

ну вы за народ-то не расплачивайтесь, за себя забашляйте, а остальные как-то сами может разберутся? :)

70
Ответить

А при чем здесь народ. Я по ту сторону. Но не могу понять когда оголделые начинают призывать всех клеймить.
Так недалече и скатиться до - ребёнок врага народа.
Каждый должен отвечать за себя. И если вы мне оппонируете , что мол так его народ выбрал/ не сместил. Я скажу что хуй какой народ пустят в политику ( личное мнение).

13
Ответить

Твой народ уже платит за то что выбрали клоуна, а не прагматичного политика

4
Ответить