Vadim Barausov
3 283
Блоги

Как просадить десятки миллионов долларов на походы в кино и изменить рынок кинопоказа

Такой тривиальный процесс, как поход в кино, может стать полем для создания суперпопулярного стартапа. Внедрения модели подписки, попытки заработать на больших данных — всё ради того, чтобы покупать билеты в кино стало дешевле и удобнее.

Поделиться

В избранное

В избранном

Тема стартапов, технологий и абонементов в кино вкратце поднималась на примере Moviepass в рубрике «Стартап дня». Попробуем посмотреть на неё чуть более широко, используя новые данные.

Как часто вы ходите в кино? Сборы мирового кинопроката в прошлом году выросли до рекордных $40,6 млрд (на Россию пришёлся $1 млрд). Рекорд связан с выходом популярных блокбастеров, увеличением числа залов и экранов, с ростом средней цены билета, но заметной тенденции притока людей в кинотеатры нет.

Пора что-то менять, чтобы конкурировать с другими способами развлечений, и в дополнение к уже стандартным решениям кинотеатров (более удобные кресла, новые технологии изображения и звука, программы лояльности, онлайн- и мобильные сервисы продажи билетов, расширенное меню) жизненно необходимы инновации.

Представим, что в кинотеатрах продаётся подписка. Ежемесячный платёж 250 рублей (средняя цена билета в России), и вы можете посмотреть три, четыре и более фильмов. Интересно? Будете ходить в кино чаще?

Идея для стартапа

Стартап Moviepass появился в Сан-Франциско ещё в 2011 году и несколько лет не слишком успешно экспериментировал с различными форматами и технологиями подписки на билеты в кино, набрав несколько тысяч пользователей. Прорыв случился летом прошлого года, после чего клиентская база рванула и сейчас уже превышает впечатляющие 2 млн.

Напомним, что сервис начал предлагать очень дешёвую подписку на походы в кино — $9,95 в месяц, что на уровне или для некоторых регионов даже ниже цены одного билета. Вы подписываетесь на сервис, получаете специальную карту Mastercard, ставите мобильное приложение, выбираете интересующий фильм, приходите в кино и покупаете билеты, при этом деньги списываются с карты, пополнение которой на сумму покупки делает сам Moviepass.

Вы не поверите, что здесь нет ограничений, и будете правы. Билеты можно купить только на обычные 2D-показы (нет 3D, IMAX, фестивальных показов и так далее), только находясь недалеко от кинотеатра, только на сегодняшний показ, не во все сети кинотеатров, только на одного человека, только на один показ в день. И тем не менее, через Moviepass уже продаётся более 6% билетов.

2 млн американцев-пользователей Moviepass не могут ошибаться

С точки зрения клиента сервис подписки идеален, если вы живёте в городе, где высокая стоимость билета, и при этом неистово любите кино, смотря фильмы несколько раз в неделю. С точки зрения сервиса идеальным клиентом будет тот, кто живёт в регионе с дешёвыми билетами и ходит в кино не чаще раза в месяц. Сервис говорит, что последних — более 80%.

Покажи мне деньги

Эксперимент Moviepass, безусловно, серьёзно влияет на индустрию кинопоказа, но для самого стартапа результат пока печален. Посмотрим на данные. Крупнейшая в США сеть кинотеатров AMC сообщила, что в апреле клиенты Moviepass в среднем покупали 2,75 билета в их кинотеатры по $12,02, что даёт расходы в $33 (клиент, как вы помните, платит $9,95). В этом случае сервис выплачивает сети полную стоимость билета, фактически субсидируя зрителя.

Масштаб проблемы можно понять и из отчётности компании-владельца сервиса. Сейчас в месяц Moviepass требует финансирования более чем на $20 млн, но с учётом бешеного роста клиентской базы и того, что по подписке люди ходят в кино всё чаще, расходы будут только расти.

Компания привлекала инвестиции и кредитные линии, продолжая прожигать кэш, но устойчивой бизнес-модели пока не появилось. Показательно, что недавно было заявлено об отказе от формата безлимитной ежемесячной подписки, в попытке урезать абонемент до трёх-четырёх фильмов в месяц, но почти сразу компания откатила модель к начальным условиям.

Возможные источники дохода для такого бизнеса понятны: комиссия от кинотеатров с продажи билетов, комиссия с продажи еды и напитков, реклама. Проблема в том, что это пока не работает. Крупнейшие сети в целом не испытывают радости от появления сервиса, не говоря уже о разделении доходов, а крупные рекламодатели задумываются о том, сколько ещё проживёт сервис. Зрители разделяют эти опасения, быстрее подписываются и бегут в кино, чтобы успеть сэкономить.

Ещё одно направление — это зарабатывать на самих фильмах, билеты на которые продаются через Moviepass. Так, неделю назад компания объявила об инвестициях в фильм «Готти» об одном из самых известных американских гангстеров с Джоном Траволтой в главной роли. Сделать фильм, прорекламировать его для огромной базы своих клиентов, продать на него билеты — звучит неплохо и даже похоже на бизнес, но ключевым моментом для сервиса могли быть стать большие данные.

Если вы не платите за продукт, значит, продукт — это вы

Надувание многомиллионного пузыря Moviepass началось после приобретения стартапа компанией Helios and Matheson Analytics. Эта компания занимается технологическими решениями в области анализа больших данных, искусственного интеллекта, бизнес-аналитики, мониторинга социальных медиа и прочего.

Moviepass — не единственный её проект, но самый большой, самый известный, самый перспективный и проблемный. Если создавался стартап людьми из индустрии развлечений, то «полетел», когда за него взялись специалисты по большим данным.

Поведение кинозрителей — это лакомый кусок, например, для студий, которым интересно знать, как и когда люди ходят в кино. Инвестиции в наращивание клиентской базы в этом случае были понятны — контролируя всё большую долю рынка билетов, компания получала всё более ценные данные для анализа и продажи.

Это позволяло снижать цену подписки до минимума. Здесь напрашивается сравнение с бесплатным Facebook, который зарабатывает на продаже своей аудитории рекламодателями, но ещё и с Cambridge Analytica (ирония в том, что крупнейшим инвестором Moviepass был Крис Келли, бывший юрисконсульт и Chief Privacy Officer Facebook).

Какое-то время рынок верил в перспективную связку кино и больших данных, прошлой осенью на пике Helios and Matheson стоила больше $1 млрд. Но эйфория прошла, убытки росли, нужно было размещать новые акции, а Moviepass требовал всё больших вливаний.

Во вторник компания раскрыла информацию о своём печальном финансовом положении — низком остатке денежных средств, дефиците ликвидности, невозможности оценить потребность в дополнительном финансировании и неуверенности с привлечением последнего. Цена акций за пару дней упала в три раза, а стоимость компании рухнула до $50 млн. Единорог как-то не родился.

Большие данные потребовали слишком больших денег

Светлое будущее подписки

Какими бы ни были варианты дальнейшего развития событий непосредственно для Moviepass — от банкротства до продажи стратегическому инвестору, походы в кино не станут прежними. Подписка заставляет людей потреблять больше, и для рынка кинопоказа это может стать спасением.

Новый стартап Sinemia предлагает всё то, чего не хватает Moviepass. Можно покупать билеты не только для себя, но и для своей половинки, необязательно приходить в сам кинотеатр для покупки — покупайте дистанционно, можно смотреть IMAX и 4DX. И не нужно платить $9,95 — подписка на месяц может стоить от $4,99.

В чём подвох — это всего за один билет. Sinemia имеет турецкие корни, но хочет быть глобальной компанией, сейчас ищет финансирование для расширения не только в США, но и на развивающие рынки. Будут ещё проекты с новыми форматами и стоимостью подписки, но выигрывать от этого будут зрители.

В России можно ждать копирования Moviepass местными венчурными предпринимателями, введения своего сервиса подписки крупными сетями кинотеатров (особенно если у их владельца есть билетный оператор), прихода в этот бизнес операторов связи (напомню, что МТС недавно купил билетные сервисы), интернет-холдингов и финансового бизнеса (например, «Яндекс» и «Сбербанк»).

Ходите в кино!

{ "author_name": "Vadim Barausov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 15, "likes": 26, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "37803", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]