Оффтоп Vadim Barausov
3 360

Как просадить десятки миллионов долларов на походы в кино и изменить рынок кинопоказа

Такой тривиальный процесс, как поход в кино, может стать полем для создания суперпопулярного стартапа. Внедрения модели подписки, попытки заработать на больших данных — всё ради того, чтобы покупать билеты в кино стало дешевле и удобнее.

В закладки

Тема стартапов, технологий и абонементов в кино вкратце поднималась на примере Moviepass в рубрике «Стартап дня». Попробуем посмотреть на неё чуть более широко, используя новые данные.

Как часто вы ходите в кино? Сборы мирового кинопроката в прошлом году выросли до рекордных $40,6 млрд (на Россию пришёлся $1 млрд). Рекорд связан с выходом популярных блокбастеров, увеличением числа залов и экранов, с ростом средней цены билета, но заметной тенденции притока людей в кинотеатры нет.

Пора что-то менять, чтобы конкурировать с другими способами развлечений, и в дополнение к уже стандартным решениям кинотеатров (более удобные кресла, новые технологии изображения и звука, программы лояльности, онлайн- и мобильные сервисы продажи билетов, расширенное меню) жизненно необходимы инновации.

Представим, что в кинотеатрах продаётся подписка. Ежемесячный платёж 250 рублей (средняя цена билета в России), и вы можете посмотреть три, четыре и более фильмов. Интересно? Будете ходить в кино чаще?

Идея для стартапа

Стартап Moviepass появился в Сан-Франциско ещё в 2011 году и несколько лет не слишком успешно экспериментировал с различными форматами и технологиями подписки на билеты в кино, набрав несколько тысяч пользователей. Прорыв случился летом прошлого года, после чего клиентская база рванула и сейчас уже превышает впечатляющие 2 млн.

Напомним, что сервис начал предлагать очень дешёвую подписку на походы в кино — $9,95 в месяц, что на уровне или для некоторых регионов даже ниже цены одного билета. Вы подписываетесь на сервис, получаете специальную карту Mastercard, ставите мобильное приложение, выбираете интересующий фильм, приходите в кино и покупаете билеты, при этом деньги списываются с карты, пополнение которой на сумму покупки делает сам Moviepass.

Вы не поверите, что здесь нет ограничений, и будете правы. Билеты можно купить только на обычные 2D-показы (нет 3D, IMAX, фестивальных показов и так далее), только находясь недалеко от кинотеатра, только на сегодняшний показ, не во все сети кинотеатров, только на одного человека, только на один показ в день. И тем не менее, через Moviepass уже продаётся более 6% билетов.

2 млн американцев-пользователей Moviepass не могут ошибаться

С точки зрения клиента сервис подписки идеален, если вы живёте в городе, где высокая стоимость билета, и при этом неистово любите кино, смотря фильмы несколько раз в неделю. С точки зрения сервиса идеальным клиентом будет тот, кто живёт в регионе с дешёвыми билетами и ходит в кино не чаще раза в месяц. Сервис говорит, что последних — более 80%.

Покажи мне деньги

Эксперимент Moviepass, безусловно, серьёзно влияет на индустрию кинопоказа, но для самого стартапа результат пока печален. Посмотрим на данные. Крупнейшая в США сеть кинотеатров AMC сообщила, что в апреле клиенты Moviepass в среднем покупали 2,75 билета в их кинотеатры по $12,02, что даёт расходы в $33 (клиент, как вы помните, платит $9,95). В этом случае сервис выплачивает сети полную стоимость билета, фактически субсидируя зрителя.

Масштаб проблемы можно понять и из отчётности компании-владельца сервиса. Сейчас в месяц Moviepass требует финансирования более чем на $20 млн, но с учётом бешеного роста клиентской базы и того, что по подписке люди ходят в кино всё чаще, расходы будут только расти.

Компания привлекала инвестиции и кредитные линии, продолжая прожигать кэш, но устойчивой бизнес-модели пока не появилось. Показательно, что недавно было заявлено об отказе от формата безлимитной ежемесячной подписки, в попытке урезать абонемент до трёх-четырёх фильмов в месяц, но почти сразу компания откатила модель к начальным условиям.

Возможные источники дохода для такого бизнеса понятны: комиссия от кинотеатров с продажи билетов, комиссия с продажи еды и напитков, реклама. Проблема в том, что это пока не работает. Крупнейшие сети в целом не испытывают радости от появления сервиса, не говоря уже о разделении доходов, а крупные рекламодатели задумываются о том, сколько ещё проживёт сервис. Зрители разделяют эти опасения, быстрее подписываются и бегут в кино, чтобы успеть сэкономить.

Ещё одно направление — это зарабатывать на самих фильмах, билеты на которые продаются через Moviepass. Так, неделю назад компания объявила об инвестициях в фильм «Готти» об одном из самых известных американских гангстеров с Джоном Траволтой в главной роли. Сделать фильм, прорекламировать его для огромной базы своих клиентов, продать на него билеты — звучит неплохо и даже похоже на бизнес, но ключевым моментом для сервиса могли быть стать большие данные.

Если вы не платите за продукт, значит, продукт — это вы

Надувание многомиллионного пузыря Moviepass началось после приобретения стартапа компанией Helios and Matheson Analytics. Эта компания занимается технологическими решениями в области анализа больших данных, искусственного интеллекта, бизнес-аналитики, мониторинга социальных медиа и прочего.

Moviepass — не единственный её проект, но самый большой, самый известный, самый перспективный и проблемный. Если создавался стартап людьми из индустрии развлечений, то «полетел», когда за него взялись специалисты по большим данным.

Поведение кинозрителей — это лакомый кусок, например, для студий, которым интересно знать, как и когда люди ходят в кино. Инвестиции в наращивание клиентской базы в этом случае были понятны — контролируя всё большую долю рынка билетов, компания получала всё более ценные данные для анализа и продажи.

Это позволяло снижать цену подписки до минимума. Здесь напрашивается сравнение с бесплатным Facebook, который зарабатывает на продаже своей аудитории рекламодателями, но ещё и с Cambridge Analytica (ирония в том, что крупнейшим инвестором Moviepass был Крис Келли, бывший юрисконсульт и Chief Privacy Officer Facebook).

Какое-то время рынок верил в перспективную связку кино и больших данных, прошлой осенью на пике Helios and Matheson стоила больше $1 млрд. Но эйфория прошла, убытки росли, нужно было размещать новые акции, а Moviepass требовал всё больших вливаний.

Во вторник компания раскрыла информацию о своём печальном финансовом положении — низком остатке денежных средств, дефиците ликвидности, невозможности оценить потребность в дополнительном финансировании и неуверенности с привлечением последнего. Цена акций за пару дней упала в три раза, а стоимость компании рухнула до $50 млн. Единорог как-то не родился.

Большие данные потребовали слишком больших денег

Светлое будущее подписки

Какими бы ни были варианты дальнейшего развития событий непосредственно для Moviepass — от банкротства до продажи стратегическому инвестору, походы в кино не станут прежними. Подписка заставляет людей потреблять больше, и для рынка кинопоказа это может стать спасением.

Новый стартап Sinemia предлагает всё то, чего не хватает Moviepass. Можно покупать билеты не только для себя, но и для своей половинки, необязательно приходить в сам кинотеатр для покупки — покупайте дистанционно, можно смотреть IMAX и 4DX. И не нужно платить $9,95 — подписка на месяц может стоить от $4,99.

В чём подвох — это всего за один билет. Sinemia имеет турецкие корни, но хочет быть глобальной компанией, сейчас ищет финансирование для расширения не только в США, но и на развивающие рынки. Будут ещё проекты с новыми форматами и стоимостью подписки, но выигрывать от этого будут зрители.

В России можно ждать копирования Moviepass местными венчурными предпринимателями, введения своего сервиса подписки крупными сетями кинотеатров (особенно если у их владельца есть билетный оператор), прихода в этот бизнес операторов связи (напомню, что МТС недавно купил билетные сервисы), интернет-холдингов и финансового бизнеса (например, «Яндекс» и «Сбербанк»).

Ходите в кино!

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Vadim Barausov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 14, "likes": 26, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 37803, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 11 May 2018 13:22:30 +0300" }
{ "id": 37803, "author_id": 169904, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/37803\/get","add":"\/comments\/37803\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/37803"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

14 комментариев 14 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
7

Гениальный стартап. Платить кинотеатрам вместо клиентов за деньги инвесторов. Моя твоя не понимать.

Ответить
1

Откройте отчёт, раздел "расходы на управление", становится яснее :)

Ответить
0

И в Moviepass и в Sinemia истории в большей степени про капитализацию и disruption. Но в первом случае неправильно оценили спрос, который рос быстрее ожиданий, и связанную с этим потребность в инвестициях. Во втором случае есть возможность сделать выводы и более адекватную модель.

Ответить
0

Все же, у них видимо смещается интерес публики к премьерам _сериалов_, а кино стало такое пластиково-картонное, что его смотрят только подростки, причем один фильм настолько похож на другой, что бежать на премьеру смысла нет.
Есть еще кое-какие предпочтения белых/черных/латиносов - из-за которых пробный шар, Черную Пантеру - побежали смотреть "всем гетто", только потому что там, в кои-то веки - главные герои - черные.

Ответить
0

Вопрос здесь (как обычно) в том, смогут ли они монетизировать клиентскую базу. Если все перечисленные в колонке каналы получения доходов сработают, то можно будет говорить о гениальности без иронии.
Ну и стартапы, несущие убытки и тратящие деньги инвесторов на субсидирование клиентов - это реально кого-то удивляет?!=)

Ответить
0

Здесь уже даже не тот анекдот когда 90 за 100 дают, здесь в 2.5 раза разница.

Ответить
0

Есть сети, которые платят комиссию, есть те, кто делится доходами от продажи еды/напитков. Пока их немного и это мелкие сети кинотеатров.

Ответить
0

Интересно?! Будете ходить в кино чаще

Нет. Кино для подростков и студентов.

впечатляющие 2 млн.

Кого именно, есть половозрастные данные? Как регистрации конвертируются в продажи билетов, не совсем ясно. Регистраций может быть и 50 млн, сделанных и забытых после пары купленных билетов на утренние сеансы - где зритель обнаружит что в кассе дешевле, чем через приложение. И вот еще раз дешевле. И ну нафиг.

Ответить
0

Нет. Кино для подростков и студентов.

В России большинство зрителей возрастом 25-34 лет
http://www.fond-kino.ru/news/kto-ty-rossijskij-kinozritel/

Ответить
0

Данных непосредственно по Moviepass нет, но можно посмотреть по первой ссылке в колонке отчет MPAA, там хороший массив данных по кинозрителям (подсказка - это не только подростки и студенты).
Обратите внимание, что это платная подписка, а не просто регистрация в билетном сервисе.

Ответить
0

По сути, попытки "подтянуть" побольше пользователей в базы, и заставлять их расставлять рейтинги фильмам (и книгам) - это одни из первых проектов в Internet, интересных и скучных, самых разных.
У IMBD база пользователей огромная, но что они с ней делают? Я не знаю.
Насколько я понял из Вашей заметки, стартапы в этой сфере двигаются по схеме
1. Набрать X млн. пользователей, гарантированно посещающих кино не менее Y раз в месяц.
2. Продавать некие выборки по предпочтениям этих пользователей Голливуду, с тем чтобы например - представить альтернативу проводимым всеми маркетологами социологическим исследованиях и фокус-группам (за участие в которых в Штатах платят вполне внушительные суммы - в онлайне $10-15, в оффлайне - $50 и выше за 2 часа времени ответа на вопросы)
3. В-целом это продолжение тренда Cambridge Analytics - сейчас мы соберем целевую аудиторию в отдельную базу - и будем продавать доступ к этой базе.
 
Пока, не сработало. Возможно потому, что современные кинопремьеры плотно завязли в "мыле" - в сериальном подходе к выпуску и перевыпуску кинокомиксов - в которых в принципе уже путаешься - что это часть 2, часть 3, или приквел? Ориентировано это на всё более молодую аудиторию, вкусы которой самые разнообразные, и по принципу "надо все попробовать" - т.е. надеяться что два раза сходив в кино на то, и три раза на это, купив брендированную маечку с лого - этот же самый парень или девушка и последующие годы будет ходить на все продолжения и покупать коллекционные издания на DVD - сложно.
Наоборот.
Через год этот зритель пойдет на психологический триллер, через полгода купит и посмотрит 50 оттенков серого-2, над которыми все так смеялись, и все это время будет смотреть 2-3 сериала бесплатно (за просмотр рекламных роликов) - и все это вместе будет образовывать ту культурную среду, позволяющую о чем-то говорить в тусовке - а билет в кино постепенно будет уходить в прошлое - вплоть до рождения собственных детей, которых в 6 лет понадобится отвести на диснеевский мультик.
А может быть и нет, потому что к этому времени технологии домашних кинотеатров все же дойдут до права называть их таковыми.

Ответить
0

Идея «абонемента в кино» довольно офигенная. Стартап доказал, что потребители чувствительны к цене.

Но все равно этот бизнес мне напоминает продажи доллара по 90 центов: обороты ого-го, но бизнес-модель чего то не прорисовывается.

Вот, думаю, абонемент на 6 походов в кино на 2 месяца по цене 4х билетов... Я б взял.

Ответить
0

Для таких сервисов важно убедить кинотеатры в том, что они помогают повышать заполняемость, частоту посещения кинотеатров и продажи еды/напитков, то есть повышают доходы кинотеатров, кооторыми надо поделиться. Тогда бизнес уже более понятен.
Пока вырисовывается стандарт подписки на месяц с включенными 3 сеансами за цену 70-80% от обычного билета.

Ответить
0

Данную идею можно переработать в реально работающий сервис, только возникат другая проблема - техническая реализация

Ответить

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления