Китай сейчас работает?

Отвечаем на один из самых распространенных вопросов последних двух недель: реально ли возить товары из Китая и какие есть подводные камни?

Китай сейчас работает?

Меня зовут Андрей Захарченко, я руководитель Standard Trade и уже почти 10 лет моя компания помогает другим компаниям организовывать закупку и логистику товаров из Китая. Прошлый пост собрал порядка 200 комментариев, так что тема актуальна и сегодня расскажу про ситуацию с поставками конкретно из Китая

Безопасно ли работать с Китаем сейчас

На данный момент безопасно. Деньги спокойно доходят, таможня работает и никаких проблем с этим аспектом нет. По телевизору в Китае говорят, что Россия молодец и, в целом, отношение у фабрик к нам благожелательное, некоторые даже предлагают скидки и чуть более выгодные условия по оплатам (но далеко не все).

Что будет через месяц?

Никто не знает. Возможны 3 сценария:

  1. Западные страны каким-то образом убедят Китай с нами не работать. В таком случае фабрики закончат производство товара, отгрузят и новые заказы принимать не будут. Ситуации с резким обрубанием импорта с очень большой вероятностью не будет. Новостная повестка в КНР на стороне России и правительство не станет оставлять свои фабрики с произведенными, но неоплаченными товарами (самая популярная схема работы - 30% предоплата перед производством, 70% после завершения производства).
  2. Запад перестанет с нами работать, а Китай продолжит. Собственно, будет та же ситуация, что и сейчас. Многие опасаются станет ли в Китай в таком случае выкручивать руки бизнесменам из России и завышать цены. Да, может. Но многое будет зависеть от продукции: условные игрушки из ПВХ, производящиеся на сотнях фабрик, вряд ли повысят цены, т.к. клиент из России просто перейдет к конкурентам; а вот аналоги уникального европейского оборудования из Китая вполне могут сослаться на дефицит деталей, короновирус и день Луны, повысив цены в несколько раз. Важно понимать, что Китай не монолитен, каждая фабрика думает о своей выгоде и достаточно прагматична
  3. Что-то случится и Европа снова откроется. Такой вариант нельзя исключать. Ситуация меняется каждый день и что будет через месяц неизвестно никому

Есть ли подводные камни при переходе с европейских товаров на китайские?

Да, есть. В первую очередь, побуду Капитаном Очевидность, могут быть проблемы с качеством. Да, Китай в 2022-м это не Китай в 1998-м. В стране есть продукция очень хорошего качества и практически в каждой товарной категории. Но остающийся стереотип про дешевый Китай играет против бизнесменов из России. Вам могут сделать дешево, но некачественно. И об этом вы узнаете только после того как произведут товар. Или через полгода пользования товаром. Можно ли с этим что-то сделать? Да: не пытаться по-максимуму прогинать фабрику на скидку и не вестись на самые дешевые предложения. Это главное. Про работу с фабриками можно говорить очень-очень долго, но это тема отдельной статьи.

Во-вторых, есть большие сложности с пониманием китайцами требований российских клиентов. Привыкшие работать с немцами бизнесмены немало удивляются, что фабрика не может просто произвести оборудование "как надо". Требуется долго проговаривать каждый аспект и деталь заказываемого товара. Вот здесь побыть Капитаном очень полезно: лучше объяснить даже самые очевидные моменты, чем потом ругаться, что вас неправильно поняли. У нас был кейс, когда клиент отправил на фабрику чертежи плунжера для гидравлического пресса. Было порядка 10 чертежей, все они переведены на китайский. Перед стартом производства поставщик сказал, что все ОК, предоплату перевели. А через месяц у клиента спросили из какой марки чугуна надо делать грундбуксу. "При чем здесь чугун? На чертежах прописана бронза и указан состав", - ответил клиент. Но фабрика не обратила на это внимание перед стартом производства, а технологий литья бронзы у них нет. Пришлось срочно заказывать деталь у другого производителя и координировать их взаимодействие между собой.

Изменилось ли что-то в работе с Китаем после 24 февраля

Да, произошли изменения в худшую сторону

  • С рынка ушли 4 из 5 крупнейших контейнерных оператора. Цены на морской фрахт на текущий момент выросли примерно на 50%, но рост продолжится. Забукироваться на судно в ближайший месяц также не получится. Мы ожидаем срок порядка 80 дней на маршрут Шанхай-Владивосток-Москва
  • Железнодорожные перевозки напрямую из Китая в Россию остались, но, вследствие причины выше, цены также растут, будут задержки по срокам. Помимо задержек на выход поездов, образовались пробки и на въезд на большинство станций рядом с Москвой: Ворсино, Ховрино, Электроугли. От 1 до 2-х недель можно ждать захода на станцию и выгрузку. Сроки доставки составят до 60 календарных дней
  • Автоперевозки пока работают стабильно. Также ожидаем задержек в ближайшие дни, т.к. все старые грузопотоки будут перераспределяться. Сложно прогнозировать сроки. Можно дать диапазон 25-45 календарных дней
  • Авиаперевозки повышаются в цене. Российские авиакомпании больше не летают за пределами РФ, вследствие этого спрос начал сильно превышать предложение. Цены растут день ото дня, ставки уже выросли в среднем с 4 долларов за кг груза до 7 долларов за кг

Подводя промежуточный итог: фабрики работают и хотят продолжать работать с Россией. Ключевой вопрос в увеличении сроков и стоимости транспорта.

Так что все таки делать?

Мой совет - для начала промониторить китайский рынок. Лучший вариант для этого, как ни странно, Алибаба. Только не смотрите на заявленные цены, а сразу пишите через чат поставщику и сообщайте необходимые характеристики и количество. Далее - организовать выезд на фабрику находящегося там русского человека и пообщаться вживую. И после этого уже принимать решение.

И, да, моя компания последние 10 лет этим, в том числе занимается и специализируется на поиске и поставках любых товаров из Китая.

Буду рад комментариям, вопросам, подпиской на блог (Инстаграм заблокирован, зато здесь остались подписчики). В общем, готов делиться опытом

2121
13 комментариев

Спасибо за статью, очень интересно.
Насколько реальна ситуация, когда на китайских заводах начнут проиводить запчасти для самолетов Airbus и Boeing?

2
Ответить

Они в Тянцзине уже лет 10 как производятся.

1
Ответить

Как сказали выше, уже производят. Но завозить из Китая запчасти для Боинга не выйдет, Боинг даст запрет на такое

Ответить

Интересно за какую валюту китайцы продают нам свои товары. Юани или доллары. Ведь с долларами сейчас проблема в России.

2
Ответить

Как правило и в юанях и в долларах. С долларами нет проблем для юр. лиц. Также все покупается и отправляется

Ответить

Да со всеми производителями, если надо какие-то параметры, которые не указаны явно, надо согласовывать спецификации.
Даже в простых изделиях.
Как-то примерно так:
https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=tUOiO4dN65Y
С доставкой пока не понятно - чего, реэкспорт 20 недель, так что всё доступно, только долго.

2
Ответить

А как обстоят дела с запрещенными нам американскими чипами из китая? Дело в том, что сейчас собирался заказать в Китае печатные платы с используемыми на ними американскими чипами, собрать и отправить смогут без проблем, но пройдет ли на таможне? Кто знает, отпишитесь.

1
Ответить