Что будет дальше с международными поставками?
Мнение главы международной логистической компании о том что вообще происходит
Я Андрей Захарченко, мой бизнес Standard Trade почти 10 лет занимается аутсорсингом внешнеэкономической деятельности и работой с зарубежными поставщиками. Постараюсь ответить на самые частые вопросы про работу с импортом, транспортом и переводами денег.
Что будет дальше?
Никто не знает. Могу посоветовать одно: не верить любым прогнозам. Уверен, когда все закончится, найдутся "эксперты", кто объяснит причину всех предстоящих событий и скажет, что все было понятно. Нет, непонятно. Сегодня, 2 марта 2022 года, спустя неделю после начала войны возможны как сценарии смены режима с долларом по 60 и извинениями новых властей перед всем миром, так и ядерной войны с откатом человечества в Каменный век. Но, как говорил Нассим Талеб: "Все мы легко можем предсказывать события постфактум".
Я не хочу обсуждать здесь политику, историю, военную стратегию и психиатрию, а хочу рассуждать на тему международной торговли, основываясь на информации из первых рук. Точно также моим прогнозам можно не верить, это лишь мнение человека, кто долго варится в этом бизнесе
Можно ли заказывать что-то из Европы и США сейчас?
Вчера наш груз с промышленными двигателями вышел из Германии. Сегодня был в Варшаве. Немцы без проблем отдали оплаченный заранее груз, а машина без всяких проблем его вывезла. Ожидаемые сроки доставки в Москву, с учетом паники на границе - 10 дней от двери до двери.
При этом следующий заказ этот же производитель отказался принимать "до выяснения обстоятельств". С нами не отказываются работать, но ждут какой-то конкретики.
С грузом в США так не получилось. Мы - страна-агрессор. Заказанное вендинговое оборудование не отгружают. Обещают вернуть предоплату, но советуются с юристами. Для нас юридических проблем нет, в договоре есть обязательный пункт про возврат аванса в случае непоставки, по которому фабрика обязана вернуть деньги. И, моя гипотеза, с юристами они советуются что найти формальный повод не вернуть.
Наш совет: если ваш поставщик в Европе и США не прекратил работать по собственной инициативе, то забирать товар в ближайшее время и не размещать заказы до окончания активной фазы конфликта.
Что по поводу Китая? Безопасно ли работать?
Мы работаем. Китай для нас основное направление и пока ни одна фабрика не выразила желания прекращать работу. Большинство нас поддерживает. В целом, повестка в Китае формируется в пользу России. Фабрики, что совсем нетипично, даже согласовывают скидки на размещенные заказы (важно понимать, что даже в нынешней ситуации это скорее исключение, чем правило, не стоит всерьез на это рассчитывать).
Многие фабрики предлагают перейти на расчет с ними в юанях. Вот тут мы не спешим. У нас самих давно открыт юаневый счет и проблем с переводами этой валюты никаких нет. Но фабрики в ближайшее время будут пользоваться неопределенностью и в дополнение к дикому биржевому курсу и такому же дикому спреду в некоторых банках (один момент Тинькофф предлагал купить валюту по +14 р. к бирже) еще и ставить дикую конвертацию цены товара из доллара в юани.
Наш совет: работать с китайскими фабриками можно, но будьте аккуратны и не ведитесь на кажущуюся доброту и желание помочь.
Что происходит с транспортом?
Во вторник о прекращении работы по российскому направлению заявил крупнейший мировой контейнерный оператор, датская компания Maersk. Следом за ним 2-й и 3-й по величине мировой перевозчик - итальянская MSC и французская CMA CGM. В ближайшие дни ожидаем отказа от перевозок немецкой Hapag-Lloyd и тайваньской Yang Ming, перевозящих грузы в основном в Новороссийск, а также корейской Hyundai, работающей с Владивостоком.
Останется ли возможность возить грузы морем? Да, останется. С рынка вряд ли уйдет китайская COSCO (4-я по величине в мире) и точно не уйдут российские FESCO и SASCO (за пределами первой 30-ки, но зато наши). Но стоимость морских перевозок подскочит, а забукироваться на ближайший месяц, как минимум, станет невозможно.
По китайскому направлению довольно стабильно ходят прямые поезда. Т.е. груз выходит, например из Сучжоу (рядом с Шанхаем) и идет через Забайкальск или Казахстан в Москву. Последние несколько лет этот путь был сравним по стоимости с вариантом доставить морем во Владивосток и оттуда поездом в Москву, но шел дней на 10 быстрее (25 дней против 35). В период пандемии прямой ЖД был нестабилен: грузы могли ожидать выхода со станции до 3-х недель. Ситуация чуть-чуть улучшилась с середины февраля. Но сейчас все отмененные букинги Маерска и остальных линий будут штурмовать этот путь.
Наш совет: вести грузы из Китая на прямом поезде, закладывая на перевозку до 60 дней. Прогноз по стоимости - 15000 долларов за 40-футовый контейнер от станции до станции.
Что происходит с переводами? Дойдут ли деньги до фабрики?
На текущий момент деньги доходят везде: и в США и в Китай и в Кению. Есть вероятность отключения SWIFT. Мое мнение: вряд ли отключат, это невыгодно в первую очередь прочим странам. Но точно также мне казалось невыгодным замораживать активы ЦБ за рубежом и получить доллар по 118 р. Поэтому, you never know.
При этом стоит понимать, что в случае ограничения переводов, без международной торговли мы не останемся. Банки уже готовят альтернативные системы обмена данными о платежах. Перекрывать весь импорт в Россию - допустить гуманитарную катастрофу.
Наш совет: надейтесь на лучшее, готовьтесь к худшему. В случае отключения SWIFT ставки на перевод за рубеж вырастут с нынешних десятых долей процента до нескольких процентов. По крайней мере, в первое время.
Друзья, какие у вас есть вопросы? Готов ответить в комментариях. По возможности, подготовлю вторую статью с апдейтом ситуации и разбором новых вопросов
Война уже везде, и в Украине и в наших карманах.
Это не война, а специальная операция. Будьте внимательны, можно схлопотать 15 лет
Очень хорошая статья, которая иллюстрируют действительность. Все не так плохо, как казалось, надеемся на скорейшее окончание всего происходящего🙏🏻
Что конкретно не так плохо? Сужу по партнёрам.
1. Объем ЖД перевозок Китай Россия - максимально 1000 контейнеров в сутки (20 поездов). В реальности меньше, а спроса на них сейчас много.
2. Ещё не давно перевозка 1 стиральной машины (200 шт в контейнере) обходилась в 4,5 тр, сейчас по жд - 10 тр.
3. Раньше я клиентам оформляла валютный аккредитив, как гарантию оплаты, под который завод получал оплату через факторинг. И за 3 месяца доставки и ТД компания платила 0,8%. Сейчас минимальная ставка кредита в валюте 8,5%, аккредитив выдать не можем (да его и не принимают, сегодня банк есть, а завтра в стоп листе), требует предоплату, и время поездки набегает уже 2,3%....
Вот и набегает цена.
Я так ждал отпускных.. хотел заказать себе на компьютер Юниверс обновы для компа. До выплат 11 дней, ловить на компьютер юниверс с моими копейками нечего.
Популярный магазин Computer Universe приостановил отправку товаров в Россию.
Сколько не заходил на CU в последние годы не разу не видел смысла от туда что-то тягать выходило или также или даже дороже. (последний раз смотрел в декабре 2019 когда пк обновлял), а после ввода пошлины тем более.
Для людей, кто по умней, отрываются новые возможности. Любой кризис это новые возможности. 👍👍👍
какие именно возможности ?
Да, если доживем :)
ты, конечно же, их знаешь? может поделишься парочкой?
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Ну откуда такая наивность в людях? В случае смены режима и извинений перед всем миром доллар будет не по 60, а по 6000.
Ну это ж просто примеры крайностей. Все понимают что бакс по 60 будет только после деноминации, а смена режима просто невозможна. Хотя... Еще пару недель назад я с такой же уверенностью говорил что войны не будет
Комментарий недоступен
автор же написал, китай нас не оставит. Ставишь себе китайский ГРМ и едешь. тысяч 10. Потом вместо запоротого мотора - китайский видимо. По цене оригинала. Ибо при отсутствии конкурентов цену можно повышать до бесконечности, пока в карманах Буратино еще звенят пара сольдо. Короче все нормально будет!
Комментарий недоступен
Как отписались ниже, оригинальные запчасти по большей части будут недоступны. Однозначно вырастет рынок реплик, который активно душили (и небезуспешно) несколько лет назад. При этом пойдут реплики под видом оригиналов. Активно aftermarket будет развиваться. Без запчастей не останемся
Турки, казахи. Дороже, но будет.
Будут бу оригиналы из Китая таскать, или новые китайские
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Ну в целом всё хорошо. Европа как бы не кипятилась от газа и нефти не сможет отказаться. Те кто как бы ушёл, через несколько месяцев вернётся, как apple,
Сейчас массовый истерический флешмоб пройдёт и примерно вернёмся к 2018 году.
за оптимизм +
только вот пахнет глобальной рецессией и через месяц другой цены на энергоресурсы потянет в низ, а там и Венесуэла с Ираном откупорят. Такая цена на нефть очень не вогодна для Китая, США и Европы.
Вернется Apple или Nike это чепуха вопрос
Хотим верить в это
зависит от развития военных действий. если карлика угомонят, то конечно вернутся.
И apple не вернулись, это лишь открылись ReStore чтобы продать остатки.
Maersk, объявивший о приостановке доставки грузов в/из России, актуализировал информацию о работе в новых условиях и антикризисных мерах для грузоотправителей, попавших под ограничение.
❗️Важно, что Maersk подтверждает: таможенные органы ЕС и Великобритании в настоящее время проверяют все грузы в/из России, проходящие транзитом через их терминалы/порты, для выявления товаров, попавших под санкции и ограничение поставок. Все это неминуемо ведет к задержкам отправок, и, по мнению перевозчика, нанесет урон внешней торговле и нормальному функционированию цепочек поставок не только в России, но и по всему миру.
(Ну и заодно сужается окно возможностей по закупке столь необходимых товаров через третьи, не вводившие ограничение страны).
Для попавших под ограничение грузоотправителей в/из России компания предлагает следующие антикризисные опции:
🔺Бесплатная смена порта назначения с учетом затрат на повторную укладку и внутрипортовое перемещение грузов;
🔺Отмена штрафа за отказ от действующих бронирований на перевозку грузов в/из России;
🔺Временная остановка до 11 марта для контейнеров в России счетчика демерджа (сверхнормативное пребывание груза в порту) и детеншена (использование контейнеров за пределами порта сверх установленных сроков) в случаях, когда ответственность за D&D лежит на Maersk;
🔺Бесплатный Flex Hub Lite – доступ к бесплатному времени до 28 дней в выбранных портах (обычно тариф на эту услугу составляет 800USD).
Си в дамках от всей этой ситуации.
Подскажите что насчёт экспорта? Из России посылки и письма смогут принимать в США и Европе?
Письма и посылки от физ. лиц да, смогут. Но надо понимать, что курьерские фирмы уже останавливают работу: DHL уже объявило об этом, скорее всего объявят Fedex, DPD и прочие международные
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Прекрасная возможность отделить нормальных людей от пи*****ов, которые при первой удобной возможности тебя кинут.
Какой прогноз роста стоимости фрахта? Процентов на 50 в итоге плюсом прилипнем?
Фрахт не берусь прогнозировать. Из Китая мы сейчас возим на прямом ЖД. Там ставки упали во второй половине февраля с 13000 до 8000 долларов. Сейчас ждем возврата к 13000-15000 долларов
Скажите пожалуйста, как обстоят/будут обстоять дела с Индией?
Много лет возим морем: Польша > Беларусь > Москва
Индия продолжает работать с Россией. У нас есть пара поставщиков оттуда, пока о проблемах не сообщали.
А вот маршрут через Польшу могут прикрыть. Судя по всему, вы пользуетесь прохождением таможни в Белоруссии, так?
Комментарий недоступен
Наша фабрика сказала переводить деньги только в юанях.
И сколько у вас плюсом получается? 12%?
5% на банковском курсе и 6,5% на пересчёте фабрики?
Да, они боятся, что доллар заблокируют в ближайшее время. Т.е. сейчас долларовые переводы работают. Если просят платить юанями - платите юанями, но сопоставьте сумму с долларовой ценой
Интересно, променяет ли Китай поддержку России на снятие санкций с Huawei.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Воюешь в интернете?)
Доллар уже двухсотый. Экономика в свободном падении Скоро дно и все услышим удар
вешайся) зае.б.а.л ныть
Комментарий недоступен
Подскажите, Алибаба не даёт сейчас оплатить китайский товар, не конвертирует доллары в рубли, не выдаёт курс. Вообще нет возможности оплатить в рублях. Так у всех сейчас? Пытаюсь оплатить с карт Visa и Master card.
Мы никогда не оплачивали товар через Алибабу. Все оплаты напрямую поставщикам по международному контракту через р/с банка
Комментарий недоступен
Санкции ведь только на пользу, вы что…
При увеличении товаров из Китая, встанет таможня, почта и транспорт. Потому что «потонут» в количестве
**С рынка вряд ли уйдет китайская COSCO
Я почему то уверена, что поднимут такие цены, что придется искать альтернативу...
Комментарий недоступен
А что по воздуху? Понятно, не все товары можно так возить, дорого и много не увезти, но можно же возить товары острой необходимости, такие как запчасти для мед оборудования
Сейчас с авиадоставкой из Китая и Турции нет проблем. Цены почти не выросли, в районе 5 долларов за кг при плотности 166 кг/кубометр
У мен есть вопрос. Какая ситуация сейчас с экспортом? Работа нашего экспортного отдела остановилась по нескольким причинам: 1) даже арабские партнёры сейчас не готовы предоплачивать товар и готовы оплачивать только после прибытия товара в порт. 2) ТК не дают точной информации можно ли отправить груз из Новороссийска. Ситуация у них меняется каждый день
1) Это логично, все партнеры не знаю как будет развиваться дальше ситуация и перестраховываются
2) И это тоже логично, к сожалению. Остается только ежедневно ловить возможность зафрахтоваться
Все надежды на Китай выходит. Если Европа и США испугают его санкциями, он отпадет в один момент. Сейчас проходят переговоры с ним по этому поводу.
Комментарий недоступен
Подскажите на каких сайтах доступна реальная информация о жд перевозках из Китая и через какой сервис дешевле сейчас оформлять?
Если бы такой сайт когда-либо существовал :) Только обращаться напрямую к операторам и логистическим компаниям. Инфа меняется каждый день. Выяснять ее нужно из первых рук
Нет информации по поводу заморозки платежей в европейских банках? Экспортируем в Германию деревянные конструкции. С логистикой кое как решили вопрос (+70% к цене и окольными путями) и вот встал вопрос с оплатами, есть риск не получить денег.
Есть информация. Из Штатов и Канады уже запретили оплаты в российские банки. Ожидаем аналогичных решений от ЕС.
Но это наши ожидания только, надо смотреть на вашу конкретную ситуацию
Комментарий недоступен
Вот вам и невидимая рука рынка. Только те, кто это говорит видимо не знают, что у любого рынка есть хозяин. Который и решает кому и как торговать