{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Россия не для слабаков!

Интервью с Анастасией Клёповой, автором туристического проекта Глухомань GO

Анастасия Клёпова, автор проекта Глухомань GO

Глухомань GO – молодой и необычный проект путешествий по России, который не просто вывел устаревшее слово «глухомань» в разряд модных хэштэгов, но также «топит» за то, чтоб это слово писалось только с большой буквы на правах главной категории витальности русского человека. Автор маршрутов Глухомань GO Анастасия Клёпова, журналист и специалист по русскому культурному наследию, рассказала, как развеять скепсис хипстеров относительно групповых туров по стране, каких новостей ждать в индустрии путешествий, и как выйти на рынок туристических услуг с по-настоящему эксклюзивным предложением.

Туристы в Глухомани

Расскажите о Глухомань GO: что именно вы продаёте, и кому?

Глухомань GO – это авторские путешествия из Москвы в Россию. Впрочем, не обязательно из Москвы: мы уже возили шаолньского монаха в Крым и построили под заказ два маршрута для сборных групп из Японии. Уникальность проекта держится на трёх китах. Первый: необычные места, напрасно обделённые вниманием туристов. В России таких - тьма. Но, чтобы увидеть эти места, нужны жертвы, лишения, моральные силы, способности… Россия – не для слабаков. А я мечтаю, чтобы сокровища нашего культурного наследия стали принципиально доступны каждому любознательному человеку. Теперь второй кит: Люди - Соль Земли. Это локальные творцы и звёзды, пассионарии и поэты, художники, руководители предприятий, ремесленники – созидатели, которые являются истинными достопримечательностями современной России. Не всё же на руины смотреть, нужно видеть и то, чем живёт Глухомань сегодня. И третий кит – это комфорт. Мы создаём путешествия, за которые не стыдно, и в которые может отправиться любая неженка.

Афиша прошедшего тура Глухомань GO

«Фишка» каждого нашего маршрута – интегрированная в основную программу игра «Инстаграм-челлендж», в ходе которой предлагается делать посты о путешествии в социальных сетях: это сохранит память о событии, добавит участникам новых подписчиков и единомышленников, а также поспособствует популяризации территорий, по которым мы странствуем.

Наш покупатель – искушённый путешественник, который много где побывал и теперь, наконец, открывает для себя Россию. Непросто развеять скепсис современного прогрессивного человека относительно групповых туров по стране: многие ещё с детства помнят скуку зелёную на экскурсионных маршрутах. С предубеждённостью можно бороться только методом сарафанного радио. Переубедили одного хипстера – тот рассказал всем друзьям. Ну, как-то так выращиваются амбассадоры Глухомани. Нередко в туре есть некий главный магнит притяжения, куда самостоятельно не попасть. В такие путешествия сразу записываются «фанаты» этих мест. Например, в путешествии в Палех у нас были поклонники творчества современного художника Яра Пикулева, потому что в программе было посещение его мастерской. А в путешествие «Немцы, Львы и термы» несколько человек записались только чтобы посетить частный музей «Дом со львом», то есть избу с крестьянскими росписями. Да, в наших турах комфортно и «гикам» от искусствоведения – это благодаря глубокой проработке исторического контекста, сильным гидам и редким объектам показа.

Афиша прошедшего тура Глухомань GO

Кто делает Глухомань? Сколько человек в команде?

Нас всего двое. Я, как специалист по русскому культурному наследию, журналист с опытом испытания сотен туров и маршрутов на себе, отвечаю за маршруты и смыслы. Мой партнёр в этом бизнесе Алёна Даминова, талантливый управленец и организатор. Она отвечает за общение с клиентами, партнёрские проекты, продвижение, ценообразование.

И всё? Только 2 человека?

Нет-нет, есть несколько человек на удалёнке: менеджер по бронированию экскурсий, юрист и бухгалтер. Ещё рекламное агентство настраивает нам таргет. Кроме того, в орбите проекта – орда лучших проводников, которые работают с туристами на местах. Хотели бы вскоре делегировать дизайн сайта и афиш, но пока что нащупываем свою визуальную концептуальность самостоятельно и не можем никому доверить этих сладких мук тонкой настройки.

Афиша тура Глухомань GO

Какой вид транспорта вы используете? Туристический автобус?

Большие автобусы мы категорически не используем: наш формат – индивидуальный подход, камерные группы, «свои люди», а это - микроавтобусы туристического класса на 18 человек. Также у нас есть маршруты на собственных автомобилях: раздаём рации каждому экипажу и едем мини-колонной необычными дорогами Подмосковья. Формат популярен. Ведь это позволяет не выходя из зоны комфорта познакомиться с кучей новых положительных людей.

Что было первично: ваше желание сделать именно такой проект, или вы тщательно изучили рынок, поняли, что есть свободная ниша в сфере путешествий по России и придумали бизнес, который эту нишу займёт?

Россия – мой профиль и моё вдохновение, мой объект исследования. Мне хотелось создать свой проект, аудитория которого будет разделять со мной понимание идеального тура по России. Раньше, продавая свои маршруты туроператорам, я чувствовала дискомфорт: приходилось «подгонять» программу под аудиторию каждого партнёра. Где-то надо было экономить на еде, чтобы вписаться в бюджет, где-то – не показывать туристам руины, потому что «это депрессивно, а люди отдохнуть приехали», где-то – наоборот, только руины подавай, и никаких приключений. Но кроме приятных задач по конструированию маршрутов, свой проект – это масса неприятных задач и риск. Поэтому долго не решалась создавать свой бренд, пока подруга и коллега Алёна Даминова не сказала: «Всё серьёзно. Давай научим людей путешествовать и заработаем на этом». То есть на старте два мотива - миссия и коммерция, - объединились. Рынок мы изучали только самостоятельно (никакой финансовой аналитики) и только интуитивно.

Тогда в чём, на конкретных примерах, отличие коммерческих маршрутов от «чистого искусства», которым хотелось заниматься?

В России, - и даже в Москве! – пока не так много людей, кто готов ездить по родной стране. Ещё меньше тех, кто любит концептуально путешествовать и заплатить чуть больше за условия, эстетику и сервис. Чистое искусство – это, например, контрастные маршруты, которые я строю для себя по выходным. Скажем, ехать 30 км на велосипеде по болотам, лесу и просёлочным дорогам, чтобы отобедать в роскошном ресторане на берегу красивого озера: устицы, шампанское и карп на гриле без единой кости… Я не знаю, есть ли в мире второй такой же человек, который одновременно любит роскошь Глухомани и приключения. Обычно – одно из двух. Вчера я придумала себе подобный маршрут по родине моих предков на 5 дней!

Алёна Даминова на интерактивной экскурсии в Музее русского десерта, Звенигород

Или ещё пример: эксклюзивные ностальгические туры с ремесленными мастер-классами, музеями и приключениями, реконструкциями, с привязкой семейной истории к истории населенных пунктов на пути. Получится что-то вроде экранизации частной истории, но такой, какую надо будет не смотреть, а пройти. Представляете, сколько это может стоить? Надеюсь, мы когда-нибудь найдём амбициозного покупателя подобному турпродукту, а пока это – чистое искусство, арт-проект, существующий только в моей в голове.

Сколько туров с момента старта удалось провести?

С января по май 2018 года – 5 путешествий по Липецкой, Саратовской, Ивановской и Московской областям, а также Крыму. Итого 5 регионов из 85…

Были ли с тех пор провальные или не состоявшиеся туры?

Провальных туров не было, были провальные локации, которые больше никогда не повторятся, были провальные экскурсоводы, которых мы больше никогда не пригласим, были личные организационные ошибки, которые мы учли. Однажды я нечаянно заказала обед не в Ельце, как должна была, а в Арзамасе (теперь я знаю, где это!).

Какова ценовая политика проекта? Как формируется стоимость ваших туров?

Мы пользуемся базовыми прайсами не так часто, как «автобусники» и прочие потоковые туроператоры. То есть вот есть легендарный русский ресторан, а в нём – стандартный комплексный обед для туристической группы за 400 рублей. Как правило, мы отказываемся от такого «комплекса», где в 200 мл бульна будет плавать одна макаронина, и составляем специальное меню под нашу группу с аутентичными блюдами, где это возможно. Выходит дороже, зато не стыдно. Фешенебельные и оригинальные заведения всегда устраивают для туристов Глухомань GO презентации своих блюд и концепций, часто нас встречает лично шеф-повар. Тот же подход у нас к экскурсиям. Поскольку один из «китов» проекта – люди, которые Соль Земли, я обязательно договариваюсь с художником, мастером, поэтом – каким-либо удивительным местным жителем на домашние посиделки и заряд вдохновения. Мы называем их «проводниками». Кто-то не берёт денег, а кто-то ультимативно требует 300 долларов в час за свою «звёздность». Поэтому себестоимость выходит очень разная. Мы вписываем в стоимость также наш труд как исполнителей, но пока – по цене, на которую бы согласились разве что студенты. Как инвесторы же мы получаем процент с оборота. Но он таков, что пока не можем позволить себе отказаться от частичной занятости в других сферах и проектах. Было бы проще набирать людей на дешёвые экономные туры, да и маржа с них больше, но это не наш путь. Мы делаем что-то особенное.

То есть не так уж и прибыльно заниматься отечественной Глухоманью?

Будет прибыльно. Просто пока никто не умеет и не хочет рисковать. Мы в авангарде этого бизнес-направления: торим тропу, создаём нишу. И, по справедливости, соберём сливки с этого рынка. Поверьте, скоро начнётся: космический наземный туризм, гастрономическая Арктика, трэвел-квест через Урал… Дивный новый мир.

У Вас на сайте есть нестандартные предложения, например, туры в Дагестан. Не страшно ли возить туда туристов? С какими проблемами в необычных для туризма регионах приходится сталкиваться?

Афиша тура Глухомань GO

На первый вопрос отвечу коротко: там сейчас не страшно. На второй коротко не получится: из наших диалогов с местными исполнителями можно составить юмористический сборник. В местах, где не развиты товарно-денежные отношения, а развит пока только натуральный обмен, непросто договориться. Одна из главных проблем – необязательность исполнителей. Они могут удивляться, зачем мы хотим работать только по предоплате, ведь всё и так будет хорошо. А потом оказывается, что никто ничего не сделал, потому что никто никому ничего не был должен…

Сколько вы вложили в бизнес на данный момент, и когда планируете окупить стартовые вложения?

На старте потребовалось около 100 тысяч рублей и много, очень много часов бесплатной работы. У нас, кстати, всё ещё нет логотипа и фирстиля. Должно быть, в наше время это нонсенс. Большая часть денег при создании туроператора – это процедура открытия юридического лица, страховые гарантии, создание макетов договоров и так далее. Первые туры – мы так сразу решили – отменять не станем, даже если это будет нам не выгодно. Так и вышло. Мы не собрали нужного количества человек, чтобы их деньги покрыли наши непосредственные расходы на рекламу, предоплаты объектам питания и размещения... Ушли в минус на среднюю московскую зарплату. Зато приобрели живой опыт проведения первого тура, отзывы, фотографии и восторги туристов.

Куда вы мечтаете проложить маршрут? Как в будущем планируете расширять географию проекта?

В следующем году по плану покоряем Сибирь и Русский Север. Ещё через год надеемся открыть филиалы компании в регионах и в других странах, при этом для каждого Глухомань будет своя – исходя из географических и ментальных нюансов.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Марк Ким

Россия для силовиков!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ткач

Сила Земли, Сила реки, Силовики!

Ответить
Развернуть ветку
Елена Тарасова

Ты спутала Елец с Арзамасом?!!!

Ответить
Развернуть ветку
Ира Шипилова

Пончики - исконно русский десерт.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Клепова

Это не пончики, а русские баранки, делаются в печи.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда