Личный опыт: что нужно знать, чтобы провести музыкальный фестиваль в своём городе

Девять советов о том, как организовать крупный музыкальный фестиваль. Личный опыт организатора фестиваля Stereoleto Ильи Бортнюка.

Личный опыт: что нужно знать, чтобы провести музыкальный фестиваль в своём городе

Найдите хорошие примеры

Поездки на крупные европейские мероприятия помогают понять, как выглядит хороший фестиваль. Но только со стороны зрителя. Вы видите, что вокруг приятная атмосфера и люди, хорошая музыка. Но этого недостаточно, чтобы запустить что-то своё.

На зарубежных фестивалях я часто прошу организаторов рассказать мне какие-то детали, пустить на бэкстейджи. Это помогает узнать что-то новое и понять, как это применить в России. Но не избавляет от ошибок и трудностей.

За пару лет организации всё встает на свои места. Именно такой срок нужен, чтобы начать делать что-то более-менее нормальное. С получением опыта от фестивалей в России всё сложнее. Нет каких-то моментов, на которые смотришь и думаешь: «Почему этого никто не сделал раньше».

Определитесь с концепцией

Концепция Stereoleto не меняется каждый год. Можно сказать, что она вообще не меняется. Её очень легко описать: хорошая музыка в хорошем месте с хорошими людьми и атмосферой. Любой фестиваль — это люди. Наша задача, чтобы пришла правильная публика. Она сама создаёт нужную атмосферу.

Главное — музыка. Затем нужно создать комфортное окружение для зрителей. Места, где они могут отдохнуть, поесть, уделить внимание дополнительным развлечениям. Всё это нужно придумать и интегрировать заранее. Чем больше занятий, тем лучше. В этом году Stereoleto пройдёт в Artplay SPb. Это более урбанистическая площадка, так что уклон сделан в аудио- и видеоинсталляции и дизайнерские решения.

Личный опыт: что нужно знать, чтобы провести музыкальный фестиваль в своём городе

Следите за трендами

У организаторов должно быть чувство времени. Нельзя проводить одинаковые фестивали из года в год — всё меняется. Какие-то вещи со временем сложнее чувствовать в силу возраста, но для этого существуют трендсеттеры и люди, с которыми можно посоветоваться. У Stereoleto есть ночная сцена с электронной музыкой. Там свой куратор, который имеет опыт в подобных мероприятиях и знает музыкантов. Это нормально, когда ты прислушиваешься и привлекаешь людей.

Помимо этого должно быть внутреннее ощущение, что ты делаешь всё правильно. Вне зависимости от возраста всегда можно понимать, актуально это или нет. Даже если ты не совсем в теме.

Если посмотреть на лайн-ап 2018 года, можно увидеть там Гречку, «Пошлую Молли» и других исполнителей, которые стали популярны совсем недавно. Для этого не нужно было кого-то спрашивать. В России не так много всего происходит. Если что-то появится, то все начинают об этом говорить.

Найдите площадку

Место проведения нужно выбрать из вариантов, которые уже есть в городе. Делать самому — слишком долго и затратно. Когда нашли, минимальными средствами адаптировать площадку под фестиваль. Физическое состояние площадки должно быть как минимум удовлетворительным. Есть много старых заброшенных заводов и фабрик, но чтобы провести там мероприятие, нужно вложить миллионы. Даже не для того чтобы сделать их удобными, а просто для безопасности.

Но найти проще, чем договориться. Есть прекрасные площадки, но ими управляют люди, которые не готовы идти на контакт. В большинстве случаев говорить придётся с администрацией или организациями, в управлении которых находится площадка.

С чиновниками иногда легче договориться, чем с какой-нибудь структурой. Зависит исключительно от человека. Считается, что договориться с городом можно, лишь собрав гору бумажек. Это миф. Если есть интерес с их стороны, всё пройдёт хорошо. Если нет, то даже с пачкой документов никто не предоставит площадку.

Личный опыт: что нужно знать, чтобы провести музыкальный фестиваль в своём городе

Будьте готовы ко всему

Помимо сотрудничества по площадкам есть другие факторы со стороны государства, влияющие на нас. Сейчас, например, меняется курс евро, а гонорары зарубежным музыкантам мы выплачиваем именно в этой валюте.

Политические события на нас не отражались, но есть истории, когда из-за ситуации вокруг Pussy Riot, присоединения Крыма или каких-то других событий музыканты отказывались ехать в Россию. Сейчас ситуация изменилась, но бывает, что кто-то отказывается приезжать по политическим соображениям. У нас такого не было.

Если говорить про безопасность, то всегда есть полиция. Не знаю как в регионах, но в Петербурге с ними вполне нормально можно сотрудничать. Полиция настроена законно. Она всегда на стороне организаторов. Конечно, в стране бывает, что какому-то исполнителю срывают концерт, и никто этому не мешает, но такое происходит под негласным надзором свыше. Никакие активисты своими ресурсами отменить концерт не смогут.

Соберите команду и займитесь продвижением

На подготовку к фестивалю уходит девять месяцев. Иногда около года. Основная задача — договориться с артистами. Уже сейчас мы думаем, кого можно привезти в 2019 году. Многие музыканты заранее планируют расписание и утверждают туры.

Постоянно в штате Stereoleto работает пять человек. Рекламой и пиаром занимаются сотрудники Doing Great Agency. Весь продакшн на техническом директоре, также есть службы, которые отвечают за свет и звук. Мы — управляющая компания, которая находит правильных партнёров.

Для нас крайне важен маркетинг в социальных сетях. В прошлом году мы запустили проект с цитатами группы «Кино», который был тепло воспринят аудиторией. Проект «Стереоноски» с Александром Гудковым тоже разрабатывался совместно с агентством.

Личный опыт: что нужно знать, чтобы провести музыкальный фестиваль в своём городе
Личный опыт: что нужно знать, чтобы провести музыкальный фестиваль в своём городе

Заводите друзей и учитесь договариваться

В дни Stereoleto в Москве пройдёт три фестиваля. На некоторых площадках выступают те же артисты, что и у нас. И это наша договорённость. С одним из фестивалей мы делим расходы, помогаем оформлять документы. Это плюс и для музыкантов, так как им легче приехать на несколько площадок сразу.

В Петербурге конкуренция есть, но нужно понимать, какая она. Если в один день с фестивалем «ВКонтакте» организовывать мероприятие, то это конкуренция. Но не по публике, а по продакшну и техническим службам. Всегда можно заранее договориться, чтобы не было совпадения по датам.

В первый уикенд после этапа Чемпионата мира по футболу в Петербурге пройдёт шесть фестивалей. Шесть! Компании, которые предоставляют звуковое оборудование, шатры и технику — не бесконечны. И это тоже своего рода конкуренция.

Соблюдайте тайминг и сделайте удобное расписание

У Stereoleto есть мобильное приложение. В 2017 году его скачали более тысячи раз. В нём можно найти ответы на популярные вопросы, купить билет, посмотреть, кто и на какой сцене выступает. Есть оповещения за 15 минут до выхода артиста.

Помимо этого, мы много работаем над тем, чтобы артисты начинали своё выступление вовремя. Представьте себе: у вас пять–шесть артистов на одной сцене. Даже если каждый сдвинется на 5-10 минут — это уже час. Кто-то может не успеть выступить. Надо быть очень точным.

Сейчас отставание от графика составляет несколько минут. Это не так просто делать. Многие фестивали задерживают начало на сорок минут или час, некоторые артисты вообще отказываются выступать.

Привлекайте спонсоров

В 2017 году на проведение фестиваля потратили 35 млн рублей. Чуть меньше половины — деньги спонсоров, культурных институтов и финансирование от города. Чистая прибыль составила 4 млн рублей.

В 2018 году у фестиваля есть титульный спонсор — «Тинькофф банк». В этом году фестиваль называется Tinkoff Stereoleto.

1717
18 комментариев

Комментарий удалён модератором

Если вы не понимаете как познакомиться с организаторами фестивалей, может вам и не нужно этим заниматься?

1

Тиньков все купил. Когда уже Жанна Агалакова будет рассказывать как кошка Тинькова родила черепаховых котят?

5

Сразу после Анны Чапман про магические знаки в символике Тинькова

1

не думаю, что он ВСЁ купил. Титульные спонсоры не дают СТОЛЬКО денег, чтобы ВСЁ купить.

Очень слабое поверхностное содержание статьи. Это больше подходит к рублике "Как я организовывал фестиваль. Вкратце", а не "Что нужно знать для проведения фестиваля".

2