«Материнская Papa John's следует за политическими ветрами, а у меня времени нет: нужно думать о сотрудниках и клиентах»

Владелец франшизы Papa John's в России, американец Кристофер Уинн, объясняет, почему не хочет уходить из страны.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2Furl%3Fsa%3Di%26amp%3Burl%3Dhttps%253A%252F%252Fwww.tastingtable.com%252F800036%252Fwhy-papa-johns-locations-in-russia-have-stayed-open%252F%26amp%3Bpsig%3DAOvVaw21BpBVNd3t-u1qUNIXug5l%26amp%3Bust%3D1647515109176000%26amp%3Bsource%3Dimages%26amp%3Bcd%3Dvfe%26amp%3Bved%3D0CA0QjhxqFwoTCLDKrZm-yvYCFQAAAAAdAAAAABAc&postId=380140" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Tasting Table</a>
Источник: Tasting Table

Чем больше санкций против России водит Запад, тем больше давления иностранная общественность оказывает на работающие на российском рынке зарубежные компании. Procter & Gamble, например, отказалась от инвестиций в Россию и оставила на рынке только основные предметы гигиены. Таким же образом поступили Danone и PepsiCo.

Однако просто ограничить деятельность теперь недостаточно: по мнению критиков, нужно разорвать все связи с Россией — по принципу «всё или ничего», пишет NYT. Вероятно, отчасти поэтому российский рынок в итоге покинули даже те компании, которые публично высказывали желание остаться: например, банк Deutsche Bank и сеть магазинов одежды Uniqlo.

Ввязываться в политику на самом деле хотят не все. По словам NYT, Coca-Cola продавала напитки в нацистской Германии, а Heineken варила пиво в Руанде в эпоху геноцида. Однако времена с тех пор изменились, а вместе с ними поменялись и ожидания общественности. Поэтому на фоне кризиса в Украине обе компании — и Coca-Cola, и Heineken — ограничили активность в России.

«Пользователи соцсетей призывают предпринимателей бойкотировать государство, но у нас такой задачи нет. Не бизнес решает, как должна работать международная торговля. Он всего лишь следует гласным и негласным законам», — сказал гендиректор инвестиционного конгломерата Goldman Sachs Дэвид Соломон. И по этой же причине 10 марта свернул деятельность в России.

С притеснениями сталкиваются и американские владельцы заправочных станций «Лукойл» в США. Рядом с АЗС устраивают пикеты, а ещё их бойкотируют и вынуждают закрыться даже на уровне штата. Всё это при том, что часть заправок даже не продаёт российский бензин.

Отказалась оказывать операционную и маркетинговую поддержку России также сеть пиццерий Papa John's — следом за McDonald's и Starbucks. Однако 190 ресторанов в стране принадлежат независимым франчайзи и потому продолжают принимать гостей.

Большей частью точек владеет франчайзинговое предприятие PJ Western, которым руководит 45-летний американец Кристофер Уинн. Предприниматель приобщился к российскому бизнесу ещё в нулевых. Из Вашингтона, где он работал с национальным управлением по ядерной безопасности США, он приехал в Москву — с подержанными компьютерами на сумму $20 тысяч.

Уинн поднялся на перепродажах и в 2007 году смог купить долю в российской франшизе Papa John's. Тогда же основал PJ Western и взял в управление все местные заведения Papa John's — их на тот момент было всего четыре. Теперь их число перевалило за сотню, а сам Уинн может подписывать субдоговора с потенциальными франчайзи и закрывать рестораны пока не намерен.

Лучшее, что я могу сделать, так это проявить сострадание к людям — собственным сотрудникам, франчайзи, клиентам — и не осуждать их за действия властей. Подавляющее большинство россиян отличается ясным умом и потому и так осознаёт всю серьёзность ситуации.

Кристофер Уинн, гендиректор PJ Western

Уинн признаёт, что из-за санкций возникли проблемы с международными платежами, но внутренние системы и интернет в России по-прежнему работают нормально, да и клиентов меньше пока не становится.

В 2022 году он надеется открыть ещё 20-40 ресторанов, но не исключает, что планы могут сорваться по двум причинам:

  • Падает индекс потребительской уверенности: россияне перестают верить в стабильное финансовое положение, поскольку теряют работу.
  • Помешать могут российские меры в сторону ушедших из страны компаний. Например, национализация активов.

Нежелание франчайзи сворачивать бизнес в России легко понять, пишет NYT. Именно они, а не материнская компания, чаще всего вкладывают деньги в развитие и берут на себя финансовые риски. Занимаются строительством и оплачивают коммунальные услуги, выдают зарплаты сотрудникам и организовывают для них питание, отчисляют роялти за бренд. А головной офис в основном помогает только с рекламой и глобальной стратегией.

И, вероятно, именно поэтому в России до сих пор продают фастфуд сети Burger King и KFC. Их материнские компании Restaurant Brands International и Yum! Brands тоже публично отказались поддерживать российский рынок и последняя даже закрыла часть заведений Pizza Hut. Однако много точек в стране работает по франшизе и потому продолжает продажи.

Кристофер Уинн в 2017 году. У предпринимателя русская жена и жильё в Москве. Источник: Reuters
Кристофер Уинн в 2017 году. У предпринимателя русская жена и жильё в Москве. Источник: Reuters

Кристофер Уинн сталкивается с последствиями политического кризиса не впервые. Такое уже было в 2014 году — из-за крымского конфликта. Тогда около 92% логистической цепочки PJ Western зависело от импорта, а санкции США против России его подрывали.

Предпринимателю в результате пришлось приложить все усилия, чтобы преобразовать систему поставок. Он расширил число заводов по производству теста с двух до девяти и задружился с российскими фермерами и производителями, чтобы закупать у них помидоры, моцареллу и другие ингредиенты. В 2022 году, по его словам, компания импортирует только оливки.

Материнская Papa John's следует за корпоративными и политическими ветрами, а у меня на это просто нет времени. Я должен в первую очередь думать о сотрудниках и франчайзи, а также сохранить обмен культурным опытом с русским народом.

Комментировать политику я не в праве и не обязан. Предпочитаю пока концентрироваться на том, что могу предложить людям.

Кристофер Уинн, гендиректор PJ Western
156156
137 комментариев

Комментарий недоступен

139
Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить

Ну он совсем не корпорация, как макдак, а средний предприниматель с не самым большим плечом. Если он закроет свою сеть, может уже и не открыть. Поэтому здесь именно бизнес, ничего личного.

1
Ответить

Да, он поступил крайне разумно)

Ответить

Даа, параллели с Coca-Cola и нацисткой Германией очень четкие - тогда так же американский офис выступил против сотрудничества с нацистами, а местный управляющий решил, что важнее сохранить рабочие места и бизнес.
И даже придумал новый напиток (Фанта), т.к. американский офис остановил поставки на завод.

25
Ответить

Вам давление мозг подпортило когда вы летели в другую страну? Вы хоть иногда задумывались в своих фантазиях, ставили себя на место людей владеющим бизнесом и имеющих в подчинении несколько десятков тысяч людей занятых на работе? Вы предлагаете ему закрыться, сказать всем идите в пятерочку на кассу, а самому развалить весь бизнес который ты создавал всю жизнь, ради того что бы очередной шизик-фрилансер в комментах не сравнил вас с нацистами в германии?

35
Ответить

Причисляешь себя к нацистам? 🤔

6
Ответить