Как не пойти ко дну: кризисные явления, самодиагностика, решения

Как не пойти ко дну: кризисные явления, самодиагностика, решения

С каждым новым кризисом в России бизнесу все сложнее оставаться на плаву и уж тем более проявлять новые предпринимательские инициативы.

Сейчас, в тяжелых условиях экономического спада выживают либо сильнейшие компании, либо те, которые готовы к изменениям в новых реалиях. Вне зависимости от уровня дохода, размера бизнеса, отрасли — у каждой компании есть реальная возможность приспособиться к текущим обстоятельствам и продолжать движение вперед. Не стоит забывать о том, что кризис несет в себе не только потерю бизнеса или разрушение устоявшихся условий. Это также поиск возможностей, введение новшеств и отказ от стереотипного мышления. Сейчас самое время задуматься над тем, как продолжить работу в новых условиях, используя преимущества кризиса.

В решении противоречий — суть любой предпринимательской деятельности. Ведь и в самой отлаженной системе возникают проблемы — как внутренние, так и внешние. Вовремя выявить кризисные явления, провести диагностику и выбрать решение — шаги к эффективной деятельности любой компании.

Мы изучили консолидировали опыт и экспертизу ведущих консалтинговых компаний, изучили различные материалы о предпринимательстве и рассказываем о том, как адаптироваться и вырасти в текущей ситуации.

Бизнес и кризисные явления

Главная проблема и “головная боль”в условиях кризиса — это деньги и их обесценивание. Ведь когда деньги теряют ценность, становится сложнее купить товары из-за дороговизны, также возникает проблема отсутствия или дефицита товаров вследствие приостановки их ввоза из-за границы и т. д. Данная проблема актуальна не только для отдельных людей, но и для всего бизнес-сообщества в целом. Инвестировать деньги в капитальные проекты в настоящее время — достаточно рискованно по причине завязки на поставки материалов, оборудования и прочее. Поэтому встает насущный вопрос — куда сейчас “пристроить” деньги и как правильно это сделать?

Мы ответим на данный вопрос, но начать стоит с выявления кризисных явлений в бизнесе. Их в среднестатистической компании достаточно большое количество, но среди них существуют такие, которые обязательно нужно держать под контролем. Расскажем о них.

Активы:

  • нарастающая неликвидность — это наличие невостребованных запасов продукции и ресурсов, сырья, которые замораживают ваш капитал;
  • доступная ликвидность — то есть ее наличие и достаточность в любой момент времени.

Кадры:

  • здоровье и страховое покрытие ваших сотрудников (ДМС, НС) — неоспоримый приоритет любого бизнеса;
  • сохранение командного духа и корпоративной культуры — не должно сложиться ситуации, когда каждый работает на свой KPI, когда какие-то функции остаются наедине со своими проблемами, а сотрудники обособляется, не чувствуя себя частью команды.

Планирование:

  • сложность среднесрочного и долгосрочного планирования — например, на многих рынках срок размещения заказов 6-9 месяцев, поэтому, чтобы подготовиться к фазе высокой активности, необходимо инвестировать заранее.

Маркетинг и ценообразование:

  • реализуемый ассортимент — увеличение сроков производства и поставок, сокращение запасов в промежуточных звеньях цепи поставок могут привести к тому, что вам будет нечего продавать;
  • волатильность цен — как следствие разбалансировки спроса и предложения, вас может ждать большое количество сюрпризов и долгий шлейф эффекта бычьего кнута (идущие по инерции и нарастающие со временем и передвижением от конечного потребителя к производителям перекосы в спросе, связанные с резким изменением рыночной ситуации) .

Таким образом, совет здесь очевиден — обращайте внимание на точечные кризисные явления, чтобы ваша компания не находилась под угрозой резкого спада и имела возможность найти способы для более эффективного и планомерного продвижения к росту и развитию.

Важность и необходимость самодиагностики

Чтобы компания могла принимать обоснованные решения и верно оценивать текущую ситуацию, а также дальнейшую перспективу, важно научиться проводить самодиагностику, то есть задавать правильные вопросы, с помощью которых можно обнаружить проблемные и слабые места и начать принимать меры по их устранению.

Список самых важных вопросов.

  • Совершаете ли вы проверку бизнеса на самые худшие сценарии?

Когда пессимистичные оценки стали базовыми, какие более пессимистичные встали на их место.

  • Конкурентны ли вы на рынке?

Есть ли причины, по которых вы проигрываете конкурентам.

  • Налажена ли коммуникация со всеми стейкхолдерами?

Знаете ли вы их всех, в полной ли мере делитесь с ними информацией, в курсе ли их дел.

  • Насколько устойчивы логистика и производство?

Не возникнет ли сбоев снабжения, сохранится ли уровень качества.

  • Насколько спрос прогнозируем?

Понимаете ли вы “на пальцах” поведение ваших потребителей.

  • Сохраняете ли вы свою привлекательность для наиболее лояльных вам потребителей?

Как вы подчеркиваете их значимость для вас, что вы делаете, чтобы их удержать.

  • Достаточно ли финансовой устойчивости и резервов на случай затяжного падения?

Есть ли доступная ликвидность, готовы ли вас кредитовать, заинтересованы ли в вашей состоятельности.

  • Насколько производственные компоненты и поставщики заменяемы? Есть ли вариант Б.
  • Насколько конкуренты оплачиваемые вами тарифы и издержки?

Вдруг вы переплачиваете, а ваши конкуренты уже нет, вероятно, ваш арендодатель пойдет на встречу.

  • Если случился разовый случай, некое “везение”, всегда ли вы правильно интерпретируете происходящее?
  • Планируете ли вы сокращение затрат на краткосрочную и долгосрочную перспективу?

Вы четко знаете, от чего можно безболезненно избавиться, а с чем расстанетесь в последнюю очередь.

  • Готовы ли вы воспользоваться новыми возможностями?

Согласитесь, неприятно остаться за бортом рыночной ситуации — выжить в кризис, но не иметь никакого обозначенного пространства для роста и захвата высвободившихся рыночных позиций.

Задавайте правильные вопросы, будьте внимательны — и вы получите, пусть не самые приятные, но честные ответы и сможете начать движение вперед.

“Если ты не борешься за первое место, ты и десятого не займешь”.

— Ли Куан Ю

Шаги и решения

Когда выявлены кризисные явления, заданы необходимые вопросы заданы и получены ответы на них, встает планомерный вопрос о том, какие все-таки шаги предпринять, чтобы выжить в условиях кризиса? Далее расскажем о решительных мерах для тех компаний, которые готовы преодолевать трудности, противоречия и расти.

Шаг 1. Мобилизация и оценка:

  • создание антикризисного управленческого центра с широкими полномочиями по принятию быстрых решений;
  • уточнение полномочий у лиц на местах, наделение их возможностями большей помощи;
  • выявление спорных допущений и сложно прогнозируемых факторов, на которых основываются бизнес-модели и принимаемые решения;
  • стресс-тестирование финансовой модели, анализ “что-если”, выявление нехватки денег — лучше озаботиться решением этой проблемы до того, как они закончатся.

Шаг 2. Анализ, оперативное планирование и приоритизация:

  • увеличение детальности, частоты циклов и сокращение горизонта планирования;
  • использование более простых аналитических моделей, которые работают на малых объемах актуальных данных, не переобучаются и легко интерпретируются;
  • определение приоритетных продуктов, контрактов для фокусировки в условиях ограничений (правило Парето);
  • обзор и мониторинг наиболее критичных операционных процессов, узких мест и компонентов для функционирования бизнеса;
  • переосмысление потенциала доступных данных, которых в 10 раз больше, чем вы используете (получение информации извне от третьих сторон, отказ от верхнеуровневого анализа).

Шаг 3. Реорганизация и развитие:

  • восстановление связности цепи поставок, апробирование принципиальных решений по более тесной интеграции с партнерами;
  • пересмотр и актуализация соглашений с поставщиками и клиентами в постоянно меняющихся рыночных условиях (цены, минимальные объемы поставок, уровень сервиса и другие ограничения);
  • поиск и контрактование альтернативных поставщиков и еще неиспользованных страховых резервов (резервы могут оказаться неактуальными, ваши менеджеры могут перестраховываться, создавая резервы под заказы, которых не существует, чтоб им было потом что продавать и выполнять индивидуальный план);
  • уточнение принципов мотивации — должны остаться только коллективные показатели, не должно быть индивидуальных битв за премию любой ценой;
  • перенастройка на выпуск наиболее востребованных продуктов, на взаимодействие с ключевыми сегментами;
  • фокус на действиях, которые генерируют денежный поток, высвобождают капитал, или сокращают затраты;
  • снятие барьеров, которые теряют свою существенность и принципиальность, например, место на жестком диске как способ копеечной экономии в ущерб скорости работы сотрудников в учетной системе;
  • повышение скорости и упрощение процедур, таких как скорость найма и обучения персонала, запуск продуктов, коммуникаций — лучше ошибиться, сделав, чем жалеть о несделанном;
  • переобучение людей, изменение ролей, процессов — люди в кризис, очевидно, более мобильны, не пренебрегайте этим;
  • цифровизация процессов принятия решений — цифра это не только инструмент, но и принцип управления, ваши коммуникации вынужденно стали цифровыми, а что бы вы сделали цифровым по собственному выбору — сейчас самое лучшее время это попробовать.

Шаг 4. Коммуникация:

  • организуйте получение онлайн информации от поставщиков и клиентов — например, с касс, или об остатках на складах;
  • контролируйте обещания перед потребителями и партнерами — не подводите их, держите критическую информацию для них актуальной, вовремя выполняйте свои обязательства;
  • осуществляйте адресные коммуникации, управляющие спросом во время кризиса — они сейчас более доступны и эффективны;
  • планируйте массовые коммуникации, восстанавливающие спрос после кризиса — первые застолбят лучшие площадки по наименьшим ценам;
  • коммуникации с сотрудниками и с акционерами — будьте предельно честны, более толерантны к ошибкам, просите взаимности;
  • коммуникации с госорганами, получение мер поддержки — если вам доступны меры господдержки, почему бы не воспользоваться данной возможностью.

Описанные выше шаги — это наиболее простая и структурированная схема, которая поможет вашему бизнесу получить определенные преимущества, открыть новые возможности и преодолеть кризисные явления и трудности.

Исходя из всего вышесказанного, можно ответить на вопрос о деньгах. Каждый руководитель в кризисных условиях будет думать не о приумножении капитала, а, прежде всего, о его сохранении. Наш ответ — лучшим направлением для вложения денег всегда было и остается инвестирование в образование, в компетенции, в изменение бизнес-процессов.

Сейчас лучший момент, чтобы не потерять деньги. Инвестируйте в аналитические компетенции — в бизнес-процессы, в проекты, связанные с данными, с аналитикой, оптимизацией бизнеса на основе данных — это самое правильное решение.

Команда Reshape Analytics обладает высокой экспертизой в области внедрения систем управления бизнесом на основе данных и продвинутой аналитики. Мы осуществляем консалтинг, обеспечивая необходимую скорость в решении вопросов бизнеса, особенно в условиях экономического кризиса. Также у нас есть уже готовые аналитические решения для быстрого внедрения, основанные на лучших аналитических платформах, в том числе, отечественных, что немаловажно в нынешнее время.

Свяжитесь с нами любым удобным для вас способом, и мы подробно разберем задачи и особенности вашего проекта в рамках бесплатной консультации и ответим на все интересующие вас вопросы и сомнения.

55
2 комментария

А можно ли к этой статье отнести нынешний "выстрел" тенчата? Их называют русским линкедином, а СЕО тенчата рассказывал, что они взяли понемногу от вотсапа, телеги, вичата и сделали то, что вобрало в себя лучшее от них. Они говорят о небывалом приросте пользователей даже из инстаграма, хотя на такую публику и контент аля сиськижопы их мессенджер первоначально не был рассчитан. Поэтому сейчас они планируют расширять функционал приложения для того, чтоб каждый мог себе найти контент по душе, ввести сториз, голосовые сообщения и так далее. Но не будет ли такого, что когда все поутихнет, аудитория инстаграм уползет обратно в привычный инстаграм с впном, а тенчат и его взрывная волна популярности пойдет на спад?

2
Ответить

Да, можно так сказать. Небывалый рост TenChat вряд ли был бы возможен без перетока аудитории с Instagram, Facebook. Предприниматели и управленцы в условиях кризиса остро нуждаются в каналах коммуникаций для продвижения своих продуктов и налаживания деловых связей, во всем том, что им необходимо, чтоб адаптироваться к изменениям. При этом возросший спрос столкнулся с ограничениями в функционировании привычных платформ. TenChat выступил как раз в качестве альтернативной и новой площадки, где есть возможность застолбить лучшие (пока свободные) места, набрать быстро аудиторию, не сталкиваясь с умной лентой и другими механизмами, которые требуют расходов на её увеличение и продвижение контента. Создатели TenChat подсмотрели в других социальных платформах разные фишки, направленные на сетевой эффект, дополнительно подстегивающий рост пользовательской базы. Теперь перед ними стоит не менее сложная задача удержать аудиторию, когда мы еще помним историю быстрого роста и падения Clubhouse, когда, как Вы отметили, возможно возращение в привычный Инстаграм. Эту задачу можно решить, предложив лишь что-то такое, чего в Инстаграм или Фейсбуке нет, например, добавить функционал похожий на CRM, чтоб упорядочивать контакты на платформе, или возможности для публикации более качественно подготовленного делового контента, например, блогов и презентаций, или возможность публикации каталогов и оформления сделок, или получения рекомендаций от клиентов и коллег. Все эти примеры скорее не про мессенджер и голосовые сообщения, а про профессиональную деловую сеть, в таком качестве мы думаем, что у TenChat большое будущее.

1
Ответить