Как новые льготы помогут IТ-компаниям в условиях экономической турбулентности

Последствия разразившегося экономического кризиса касаются не только попавших под санкции крупных российских компаний и госслужащих; они ударили по малому бизнесу, в частности — по IТ-сектору. Правительство ввело меры для стимулирования развития отрасли, а также для удержания ценных специалистов в России. О том, насколько действия государства помогают малому IT-бизнесу, и как будет функционировать индустрия в текущих условиях рассуждает Роман Штых, директор web-студии MetaLamp.

Как новые льготы помогут IТ-компаниям в условиях экономической турбулентности

ИТ-компания MetaLamp была основана в 2014 году пятью выпускниками Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. Сегодня в компании работает 75 сотрудников, распределенных по всему СНГ. Сфера деятельности компании: разработка стартапов и блокчейн проекты.

Какие риски спровоцировал текущий кризис?

Последствия «спецоперации» привели к усилению изоляции нашей страны: к бойкоту присоединились как отдельные компании, так и целые страны, полностью отказавшиеся вести бизнес с Россией. Те российские компании, которые ориентировались на международный рынок, сегодня переживают серьёзный кризис, — даже если зарубежные клиенты продолжают сотрудничать с ними, перевод платежей в российские банки практически невозможен. Наша компания Metalamp попала в число таких: ни один зарубежный клиент не стал наказывать нас разрывом отношений, — более того, есть компании, которые разрабатывают ряд мер в поддержку своих сотрудников или поставщиков на территории России; — но ни один из них не может или не хочет отправлять сюда деньги.

Для IT-компаний жизнь усложняется уходом с российского рынка зарубежного софта, — например, продажи продукта приостановили Microsoft, Adobe, SAP. Мы очень зависимы от зарубежного ПО, и проблемы с тем же Microsoft или Google грозят нам в лучшем случае замедлением темпов работы, в худшем — потерей рабочей инфраструктуры. Отключение Google Ads усложняет наши возможности и сужает спектр каналов продвижения на международном рынке, что отбрасывает нас на несколько лет назад и мешает конкурировать с более сильными компаниями, укреплять бренд, масштабироваться и платить сотрудникам достойную зарплату.

Что происходит в IT-секторе?

  • Утечка мозгов. Всё больше россиян пытаются эмигрировать; по некоторым оценкам, только за первые 3 недели «спецоперации» страну покинуло 200 тыс. россиян, — из них примерно 50–55 тыс. IТ-специалистов. Дефицит специалистов на российском IT-рынке и без того обескураживал — по недавним прогнозам экспертов к 2027 году он должен был достигнуть 2 млн. человек. Нынешние события послужили триггером к эскалации этого процесса; ввиду закрытия воздушного пространства для российских самолётов основными направлениями интеллектуальной эмиграции стали Прибалтика, Финляндия, Грузия, Армения и Турция.

Даже если разработчик до этого момента работал только на внутренний рынок, сегодня он наверняка задумался о том, что в России его перспективы и как профессионала, и как обывателя ограничены. За рубежом, получив визу по упрощённой процедуре как высококвалифицированный специалист, он может получать солидную зарплату, повысить уровень качества жизни и не бояться последствий санкций или всеобщей мобилизации.

  • Релокация бизнеса. У каждой компании есть амбиции по масштабированию бизнеса. В сложившихся обстоятельствах изоляция будет препятствовать работе на международном рынке, что спровоцирует переезд из России в другие страны целых IT-компаний. Таким образом нехватка важного человеческого капитала в перспективе приведёт к кризису в соответствующих секторах российской экономики.
  • Увядание IT-сектора российской экономики. С уходом необходимых для работы сервисов и «железа», единственной путёвкой в жизнь для российских компаний станет импортозамещение. Потребуется много времени, чтобы разработать суверенную инфраструктуру, — и, разумеется, много денег: Минэкономики ещё в 2020 году предлагали создать аналог GitHub; тогда предполагаемая стоимость проекта оценивалась в 2,1 млрд. бюджетных рублей.

И это полбеды. Качество локального софта, равно как и серверного оборудования заставит с тоской вспомнить Windows и MacOs: отечественные процессоры пока что имеют проблемы совместимости с тем же отечественным ПО. Для стимулирования развития российского IT-рынка необходимо наращивать качество родных технологий, но это потребует много времени, очень много денег и достаточное количество кадров, что в текущей ситуации становится «Mission: Impossible».

Какие меры поддержки предлагаются на момент написания статьи?

Государство понимает, чем грозит кадровая миграция и Минцифры разрабатывает меры поддержки IТ-специалистов. По горячим следам уже 2 марта был подписан Указ о мерах по обеспечению ускоренного развития ИТ-отрасли.

В рамках поддержки аккредитованных IT-компаний Правительство предлагает разработчикам такие льготы, как освобождение от налога на прибыль и плановых проверок до конца 2024 года, отсрочка от призыва в армию и льготная ипотека. Ниже проанализируем каждую из этих мер поддержки.

Освобождение от налога на прибыль

При беглом взгляде льгота кажется крутой. При ближайшем рассмотрении — нет.

Как малый бизнес мы платим налог 6% по УСН с дохода — при этом половину из этих 6% вычитаем за счёт страховых взносов, то есть по факту платим 3%. Освобождение от этого налога не решает сегодняшнюю главную боль IT-компаний, а именно — индексацию заработной платы сотрудникам. Рубль обрушился более чем на 40%, цены на многие товары выросли, и если не поддерживать компании на плаву, то это спровоцирует ещё большее снижение доходов сотрудников. Чтобы разработчики не разбегались по странам, в которые ещё открыты коридоры, чтобы мотивировать их работать с нами и дальше, нужно как минимум качественно повысить им заработную плату, — в чём, к сожалению, нам не поможет освобождение от мизерного налога.

Отсрочка от армии

Эта мера может привлечь определённую аудиторию (в возрасте до 27 лет). На днях Минцифры провели встречу с руководителями IT-компаний, и ознакомили их с проектом постановления, регламентирующего порядок освобождения разработчиков от призыва. Известно, что данная льгота распространяется только на аккредитованные организации. Непонятно, будет ли она охватывать всех сотрудников, занятых на проектах аккредитованных компаний, — в том числе, например, тестировщиков и UX-дизайнеров, — или только разработчиков ПО. В рубрике «Вопросы и ответы по мерам поддержки ИТ-отрасли» на сайте Минцифры ответа на этот вопрос нет. Зато есть комментарий главы Минцифры о том, что если IT-компания «входит в список системно значимых, мера поддержки будет распространяться на всех её сотрудников», что наверняка согреет душу оператору службы поддержки Яндекса, но едва ли успокоит стажёра-фронтендера в маленькой региональной фирме.

Впрочем, если вы старше 27 лет (а разработчики в возрасте от 27 и старше составляют 80% профессиональной аудитории); или младше (20% из общего числа), но уже отслужили в армии; или вы — женщина-разработчик (таких 5%), то эта мера никак не укрепит ваше желание остаться в России. Да и специалистов призывного возраста отъезд из страны в любом случае освобождает от призыва.

Льготная ипотека

В условиях стабильности, — даже в условиях естественной инфляции, вызванной ростом экономики, — ипотека делает мечту о собственном уголке доступной. При нынешней перспективе дефолта, в условиях, когда цены на недвижимость находятся на пике роста, а зарплаты остались прежними, любое кредитование, даже льготное, — как минимум, невыгодная затея. Эксперты сравнивают текущие реалии с Крымской весной, и прогнозируют, как и тогда, падение спроса на недвижимость и, как следствие, снижение цен на неё. Вероятно, лучшим вариантом для тех, кто остаётся, будет занять выжидательную позицию и понаблюдать, что будет дальше с рынком недвижимости, зарплатой и страной, — покупать жильё по пиковым ценам в ипотеку, за которую есть риск не расплатиться, равно как и инвестировать в российскую недвижимость, недальновидно.

Резюмируя очевидное: если вы — IT-специалист, знаете английский (впрочем, даже если не знаете), вы всегда можете уехать в другую страну, закрепиться на международном рынке, получать зарплату несколько тысяч долларов, и позволить себе ту же льготную ипотеку, — к слову сказать, в 2021 году процентные ставки по ипотечным кредитам в большинстве стран Западной Европы составляли менее 2%.

Те разработчики, которые остаются — остаются не из-за предложенных льгот. У кого-то семья, дети в муниципальном садике, старенькая мама, собаки, уже имеющаяся ипотека, — их и без того многое привязывает к месту. Поэтому льготы в сущности не влияют на ситуацию. Это не первые меры поддержки для IT-специалистов в России, — но и в предыдущие годы разработчики продолжали уезжать. В условиях экономической турбулентности обещанных мер, скорее всего, будет недостаточно для того, чтобы остановить утечку кадров и стимулировать рост внутреннего рынка.

Как изменится рынок?

  • Те, кто могут и хотят уехать — просто уедут. Россия, Украина и Беларусь — страны, которые являются аутсорс-ресурсами IT-сектора во всём мире, и сейчас эти страны находятся в жесточайший кризисе. Очевидно, специалисты этих стран будут мигрировать на вакантные места в те страны, где есть достойная и стабильная заработная плата, и комфортные условия для жизни. От этого выиграют и интеллектуальные мигранты, и принимающая сторона: среди глобальных планов ЕС — увеличение количества IT-специалистов до 20 млн. человек к 2030 году.

  • Бизнес будет уходить от уплаты налогов. Не имея действенных мер поддержки и волшебных механизмов индексации заработных плат, компании будут стараться увеличить доход, — что, по понятным причинам, непросто, — и уходить от НДФЛ, соцвзносов и так далее. Для этого придётся переводить сотрудников в статус самозанятых или ИП, платить часть зарплаты в конверте либо наоборот, в криптовалюте, чтобы компенсировать сотрудникам падение экономики и снижение доходов.

  • Криптовалюта станет аналогом доллара. Получать выручку в фиатной валюте, вы больше не можете, — но вы всё ещё можете получать её в валюте цифровой. Бизнес будет перестраивать процессы под криптовалюту, — получение, выплаты сотрудникам (и всё это будет ходить мимо ФНС), — а государство будет думать о её легализации.
  • Вырастет безработица. Одни компании релоцируются, другие закроются, третьим придётся сократить численность сотрудников, — и все они будут способствовать безработице. В краткосрочной перспективе — IT-кадры всё равно найдут себе работу внутри рынка; что касается долгосрочной перспективы — трудно делать прогнозы, остаётся надеяться, что это не будет как в Северной Корее или Мьянме.
  • Максимальная стимуляция импортозамещения. Оставшиеся специалисты начнут разрабатывать отечественные аналоги ушедших сервисов, запускать внутренние продукты, доводить до ума существующие ОС, уходить на работу с крупными компаниями или в государственный сектор, чтобы в свою очередь помогать им восстанавливаться от ухода крупных иностранных игроков с рынка. И даже в условиях отсутствия альтернатив нет гарантий, что импортозамещение будет качественным, — мы наблюдали, что эта политика не всегда успешна.

Какие действия стимулируют развитие или хотя бы помогут выстоять малому IT-бизнесу?

Первое, что нужно сделать прямо сейчас — это помочь бизнесу проиндексировать заработную плату. По факту это означает освобождение от всех налогов, социальных и страховых взносов, а также НДФЛ. Наверное, на это сложно решиться если ты — государство, но мы уже знаем примеры правительств других стран, которые решились на беспрецедентные меры поддержки МСП и самозанятых (а также на прямые выплаты населению) во время пандемийного кризиса.

Во-вторых, пора легализовать криптовалюты. Ещё в 2019 году Летучий Университет Беларуси провёл исследования среды с целью определить, в каких странах наиболее благоприятные условия для реализации блокчейн и криптовалютных проектов; Россия оказалась на 18-м месте (на 1-м — Эстония, США — на 15-м). Сейчас, в условиях блокировки счетов и SWIFT, самое время осознать положительные последствия законодательного урегулирования области криптовалют и блокчейн-технологии. С одной стороны, это помогло бы России остаться на международном рынке блокчейна и даже занять более-менее лидирующую позицию, с другой стороны — стимулировало бы развитие этого сектора внутри страны. Технология открывает огромные перспективы для бизнеса не только в контексте криптовалют, но и в области создания новых продуктов, открытия новых рабочих мест, снижения издержек, привлечения новых клиентов — в том числе, на международном рынке, хотя бы потому, что против блокчейна трудно вводить санкции в силу самих принципов его существования, основанных на доверии и децентрализации.

Вывод

Предложенные меры поддержки российских IT-компаний малоэффективны; чтобы удержать ценные кадры в стране и стимулировать развитие отрасли, требуются прямая помощь и освобождение от уплаты налогов МСП и самозанятых.

Мы рады любому вашему мнению по этой теме, — созвучному или альтернативному, — и приветствуем комментарии к материалу коллег из крупных IT-компаний и digital-бизнеса, а также маркетологов, креативщиков и исследователей.

3535
6 комментариев

Комментарий недоступен

17
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

Там подписали почти без всех основных пунктов, сами айтишники в пролете, короче

1
Ответить

Как новые льготы помогут IТ-компаниям

Никак. Помочь может только аннулирование всех загранпаспортов и выездные визы.

1
Ответить

И это пройдёт (с)
Козьма Прутков

Ответить