Маршрутизация доставки в ретейл - экономия денег или пустая трата времени?

Маршрутизация доставки в ретейл - экономия денег или пустая трата времени?

Что изменилось за 10 лет?

Рынок логистики в России сильно изменился за последние 10 лет. Все больше товаров отгружается в федеральные и локальные розничные сети, доля продаж дистрибьюторам падает. Появилось гораздо больше профессиональных перевозчиков сборных грузов, заточенных на доставку в розничные сети. В настоящее время сети активно наращивают количество своих складов консолидации по всей географии РФ. Появился Pooling, сборная доставка стала дешевле и популярнее. Но при этом у логистов остается необходимость решать задачи по выбору оптимальной схемы поставки. Логисты продолжают выбирать между FTL-поставкой в одну точку, сборной доставкой и маршрутизацией доставки (построением сложных маршрутов). В этой статье поделимся опытом наших пользователей в решении этой задачи.

Маршрутизация доставки в текущих реалиях. Экономия денег или пустая трата времени?

Согласно статистике площадки Pooling, 42 % компаний регулярно пользуются маршрутизацией доставки. При этом заметен тренд на снижение ее доли в общем объеме отгрузок. Почему?

Для наглядности приведём конкретный пример. При отправке товара из Москвы в Санкт-Петербург в 2-3 точки разгрузки с общим объемом товара 33 паллеты отказ от маршрутизации будет настоящим преступлением. Одной из точек разгрузки на маршруте является РЦ «Красное и Белое», компании, известной жёсткими условиями поставки и штрафами за их нарушение. Результатом экономии при помощи маршрутизации доставки может стать сокращение расходов на транспортировку в размере 10 000 рублей, но при этом вероятен возврат товара из СПб, а также оборотный штраф в размере 40 % от стоимости поставленного товара.

Мы задали вопрос логистам ведущих производственных компаний о причинах сокращения популярности использования маршрутизации. Вот самые популярные ответы:

  • Риск штрафа со стороны клиентов, риск возврата товара в случае опоздания. Перспектива ухудшений отношений с клиентами.
  • Сложность с поиском машины на маршруты с несколькими точками разгрузки из-за дефицита транспорта на рынке. Водители и перевозчики не хотят браться за такие доставки.
  • Нехватка времени на диспетчеризацию таких поставок. Нужно практически все время контролировать процесс доставки товара и быть на связи с клиентом и водителем.

С другой стороны, маршрутизация доставки сулит компании значительную экономию при правильной организации и остается крайне актуальной в следующих случаях:

  • Отгрузка товара дистрибьюторам: клиентам с гибким подходом к размеру заказа и требованиям при приемке товара у себя на складах.
  • Отгрузка из регионов с неразвитой логистической инфраструктурой, где недостаточно складов консолидации у перевозчиков сборных грузов.
  • Для компаний со своим парком автомобилей и с водителями в штате.
  • Доставка по городу с небольшим перепробегом машины между точками и высокими требованиями по срочности доставки.

Сейчас, когда доля сетей в отгрузках растет, а их требования к качеству поставок ужесточаются изо дня в день, логисты должны быть готовы кратно повышать качество своих решений при выборе схемы доставки.

Примеры ошибок логистов при выборе схемы поставки

Самые распространенные ошибки:

  • Опоздание на разгрузку: возврат товара, простой на выгрузке, штраф от клиента.
  • Логист пренебрегает альтернативными способами доставки в пользу привычных, менее привлекательных для бизнеса с точки зрения стоимости.

Пример 1:

Маршрут доставки: Москва - СПБ (21 паллета) - Мурманск (9 паллет)

Стоимость отдельной машины (FTL) - 118 750 рублей без НДСУтилизация машины - 91%Стоимость забора паллеты от поставщика для доставки на склад консолидации - 520 рублей без НДС

Стоимость доставки 1 паллеты по пулинг-тарифу в СПБ - 1 800 рублей без НДС

Стоимость доставки 1 паллеты по пулинг-тарифу в Мурманск - 5 490 рублей без НДС

Маршрутизация доставки в ретейл - экономия денег или пустая трата времени?

В случае доставки по маршруту компания потратит 118 750 рублей.В случае если логист отправит оба заказа на пулинг, то затраты составят:

  • Доставка в СПБ: 21 паллета * (520 + 1 800) = 48 720 рублей
  • Доставка в Мурманск: 9 паллет * (520 + 5 490) = 54 090 рублей

Итого: 102 810 рублей.

Экономия по сравнению с маршрутизацией в данном примере - 13%.

Пример 2.

Маршрут доставки: Одинцово - Дмитров (3 паллеты) - Ногинск (3 паллеты)

Стоимость отдельной машины (FTL, газель) - 11 000 рублей без НДС

Стоимость забора паллеты от поставщика для доставки на склад консолидации - 520 рублей без НДС

Стоимость доставки 1 паллеты по пулинг-тарифу в Дмитров - 850 рублей без НДС

Стоимость доставки 1 паллеты по пулинг-тарифу в Ногинск - 1 090 рублей без НДС

Маршрутизация доставки в ретейл - экономия денег или пустая трата времени?

В случае доставки по маршруту компания потратит 11 000 рублей.

В случае, если логист отправит оба заказа на пулинг, то затраты составят:

  • Доставка в Дмитров: 3 паллеты * (520 + 850) = 4 110 рублей
  • Доставка в Ногинск: 3 паллеты * (520 + 1 090) = 4 830 рублей

Итого: 8 940 рублей.

Экономия по сравнению с маршрутизацией в данном примере - 19%.

Как бизнесу сделать маршрутизацию доставки надежным помощником бизнеса, а не причиной постоянной головной боли?

Как мы видим из примеров выше, маршрутизация доставки не является волшебной таблеткой, и для максимального сокращения затрат на доставку нужно каждый раз рассматривать альтернативные схемы доставки. Но как найти на это время, если логисту приходится каждый день работать с сотнями заказов клиентов, а параллельно искать машины и быть на связи с водителями и клиентами?

Мы считаем, что ответственный бизнес должен идти в ногу со временем и давать своим сотрудникам инструменты для принятия правильных решений. В первую очередь нужно снять с логиста максимум рутинной и бессмысленной работы по объединению накладных в Excel и постоянной коммуникации по почте с отделом по работе с клиентами для финализации количества заказов для отгрузки и их объема. Но еще более важно упростить процесс выбора правильной схемы поставки таким образом, чтобы логист мог легко сравнивать стоимость доставки по всем возможным схемам доставки.

Как Pooling помогает логистам убрать значительную часть рутины и принимать правильные решения?

Все заказы на доставку предварительно загружаются в систему через Excel-шаблон или интеграцию.

Маршрутизация доставки в ретейл - экономия денег или пустая трата времени?

В рамках Pooling есть 2 модуля, помогающие логистам принимать правильные решения в интересах бизнеса:

  • Модуль Pooling Plus анализирует все заказы и подбирает оптимальный способ доставки (прямая машина, сборная доставка, маршрут) для каждого заказа. Логист может согласиться с предложением алгоритма или вручную скорректировать план доставки. Качество работы алгоритма повышается благодаря тому, что мы уже загрузили все склады розничных сетей и дистрибьюторов России и делаем скоринг разных вариантов доставки с помощью нейросети. Любой склад можно найти в системе по GLN-номеру, который отправляется вашим клиентам при размещении заказа.
  • Модуль Pooling позволяет выбрать правильного исполнителя перевозки для любой схемы поставки. Система покажет тариф и график доставки по каждому перевозчику, и логисту останется лишь выбрать подходящий вариант. После выбора перевозчика заявка автоматически загружается в его систему - нет необходимости писать письма и обмениваться Excel-файлами. По каждой заявке логист всегда видит актуальный статус доставки и все необходимые документы. Также для пользователей Pooling предоставляется мощный аналитический блок, который подскажет, какие возможности существуют для оптимизации затрат на доставку.

Вывод

Мир логистики меняется, но до сих пор остается неизменной важность решений логистов по выбору правильной схемы доставки. Особенно сейчас, когда стоимость доставки растет и напрямую влияет на стоимость продукции и на продажи. Ответственным компаниям следует снабжать своих сотрудников правильными инструментами работы и позволять им принимать решения, способствующие повышению эффективности бизнеса.

***

Если, прочитав это интервью, вы хотите узнать о сервисе Pooling больше, перейдите на наш сайт https://pooling.me/.

Pooling — онлайн-сервис для поиска самого выгодного способа доставки товаров до клиента. С сервисом интегрированы более 10 ведущих перевозчиков сборного груза, также там доступны их графики отправок и тарифы. Pooling обеспечивает от перевозчиков получение сниженной цены за счет объединения поставок разных грузоотправителей. Инструменты сервиса помогают сделать логистику FMCG-компаний простой и эффективной.

Отзывы о сервисе Pooling:

Посмотрите тарифы разных перевозчиков и выберите лучшие с помощью инструмента автоматического подбора выгодной цены:

Видео "Как работает Pooling" смотрите по ссылке

Как пользоваться инструментом автоматического подбора стоимости доставки Помогатор видео

22
1 комментарий

Далеко не всегда клиент готов заказать сборную доставку, а заказывает целиком машину, например 20 т. 82 куба.
Ценообразование на конкретный маршрут, как в Ваших примерах, меняется каждый день и зависит от многих факторов: сезональность перевозок, прикатанность перевозчика, кол-во времени, которое может потратить логист на поиск машины.
Эти моменты сильно ограничивают Вашу область применения, фактически только к LTL.

Ответить